Файл: Оглавление Введение глава Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина Одиночество.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1: Концептуальность содержания стихотворения И. А. Бунина «Одиночество»
О чём же написано в стихотворении «Одиночество»? Чтобы ответить на это вопрос, перейдём к его анализу. Вне всякого сомнения, вид художественного произведения, конечно же, лирика медитативно-изобразительная (в стихотворении изображается событие, которое произошло в жизни автора), которая в свою очередь является интимной (изображена человеческая личность в своих переживаниях и мыслях). Предметом изображения является внутренний мир человека; содержание изображённого – описывает ощущение, чувство одиночества. Предметно-тематическая группа, как говорилось выше, включает в себя признаки и любовной лирики, так как содержит описания чувств и переживаний, связанных с личной жизнью человека.
В лирике существуют три формы выражения авторского сознания: собственно автор, лирический герой, ролевый герой. Это способ авторского присутствия в каких-либо лирических произведениях. Лирика проявляет себя как монологическое самовыражение «я». При этом за автором остается право решить, хочет ли он сделать лирическую речь выражением своего собственного непосредственного «я», либо вложить ее в уста определенной фигуры. Иван Алексеевич в данном художественном произведении решил оставить своё «я» и, следовательно, формой выражения авторского сознания является сам автор. Местоимение «я» для выражения субъекта состояния – используется, как правило, в медитативной лирике и указывает на его идентичность с автором художественного текста:
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Тема стихотворения «Одиночество»: герой испытывает одиночество от того, что его покинула «любовь». Автор показывает как ему сейчас тяжело. Он был влюблён в некую женщину, которая ушла от него, оставив одного. Его состояние очень плачевно, но на его душе – осень, которая проснётся ближе к весне, но когда сменится один сезон на другой неизвестно, а сейчас лишь время пить и ждать этой душевной весны. В художественном тексте виден драматический пафос – у героя тяжёлое состояние, страдания вместе с увядшей природой. Личная жизнь не налажена. Идёт внутренняя борьба, которая может вскоре решиться, когда всё расцветёт.
Персонаж произведения не намерён даже ускорить ход развития событий, он принимает свою судьбу с покорностью и даже с некой безразличностью. Подчёркивает душевное смятение пейзаж за окном, где лишь холод и сырость.
Автор рассказывает о личной трагедии автора, которого покидает любимая женщина. И ведь это не просто любимая женщина, а та, которой считал он своей женой. Причина разрыва отношений весьма проста – он перестал быть интересен, а как говорит сам И. А. Бунин «для женщины прошлого нет», если она сделала свой выбор, то уже и никогда не вернётся. Но автор и не пытается вернуть эти отношения, а просто смирился с завершением романа и думает купить животное, которое, по его мнению, никогда не предаст и не уйдёт. Посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными.
Проблемой данного стихотворения, несомненно, является то, что человек одинок. Остаться один он может в любой момент, не важно, в каких отношениях ты состоял с человеком. Идея заключается в том, что проблему одиночества всегда можно пережить, выходом для автора становится покупка домашнего животного – пса, который будет предан своему хозяину и не бросит.
Глава 2: Своеобразие внутренней и внешней формы стихотворения И. А. Бунина «Одиночество»
Внутреннее своеобразие
Композиция у этого лирического стихотворения следующая. Оно состоит их 4 строф, по 6 строк в каждой строфе – шестистишие. Автор описывает один из этапов своей жизни. В художественном тексте немного описывается пейзаж – природа за окном:
1) И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
2) Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Каждая строфа раскрывает смысл основной мысли всего произведения.
I. И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
В I строфе мы видим, что осень – это как состояние души. И уже в первой строфе мы видим тему одиночества. Но в данной строфе больше описывается пейзаж. Мы видим, когда, в какое время года произошло событие. Вне всяких сомнений – это осень. С помощью каждой строфы мы видим, как движется лирическое переживание автора (психологический сюжет).
II. Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Во II строфе мы видим, что автор вспоминает о возлюбленной, которая была у него вчера, видна грусть и печаль. И самое важное – смирение со случившемся.
III. Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
В III строфе мы видим, что природа грустит и увядает вместе с героем. И вновь пейзаж.
IV. Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить
В IV строфе выражается чувства безысходности и некий выход из ситуации, осознание случившегося.
Во всех строфах ощущается глубина внутренних переживаний поэта и боль на душе от ухода любимой женщина. Почти в каждой строфе, не считая последней, используется прилагательное «один». Это и говорит об одиночестве автора. Не сложно заметить, что уже в самом начале автор использует градацию, нагнетая тем самым, настраивая читателя на драматический лад..
И. А. Бунин в данном произведении использует книжную, литературную лексику. Но в IV строфе мы может заметить архаизм, устаревшее слово-наречие «вослед». Хотя используется также и разговорная, и профессиональная лексика («мольберт»).
В «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств, своеобразие их, используемое автором очень скупо. Надо сказать, что именно в интимной лирике отчетливо видно отличие Бунина от других поэтов. Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы. Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства.
Стихотворение, как уже было сказано выше, начинается с описания мрачного пейзажа. Эта картина природы озвучена обилием сонорных м, н, л
, то есть аллитерацией14. Ощущение холода и плохой погоды в первой строфе усиливает метафора:
(I) 2 Над холодной пустыней воды.
Безжизненность всего вокруг прекрасно подчёркивает метафора, используемый автором в первой строфе третьей строчке:
(I) 3 Здесь жизнь до весны умерла
Также на омертвелость окружающего мира указывает метафора в первой строфе:
(I) 4 До весны опустели сады.
Угрюмое настроение героя подчёркивает эпитет во второй и третьей строфе:
(II) 3 Под вечер ненастного дня
(III) И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Встречается простая разговорная метафора в третьей строфе:
(III)Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
В третьей строфе перед читателем раскрывается пейзаж, отличающийся от пейзажа первой строфы. Здесь уже больше уныния, грусти. Разговорное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «дождик» превращается в дождь, который размывает следы возлюблённой, лишая героя надежды; а мгла уже становится эпитетом «серой тьмой», через которую не видно ничего.
Само стихотворение, как обращения автора к ушедшей любви. Его отношения показано в динамике: стала казаться женой (I) – сроднился (IV), но не трудно заметить, что чем сильнее чувства, тем больше отдаляется возлюбленная. Описывая чувства героини в стихотворении, автор использует обратную градацию15: тоскливо со мной – разлюбила – стал чужой. Контраст чувств героев создается при помощи речевых, или контекстуальных антонимов16: сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой, тем самым показывая читателю неразрешимые противоречия жизни у героя.
Перейдём к выразительным средствам синтаксиса данного художественного текста. Встречаются риторические восклицания17:
II строфа. Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
IV строфа. 1)Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
2) Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Во второй строфе восклицание является неким смирением с уходом, герой прощается с любовью. В четвертой строфе восклицание как мольба о возращении, а также в четвёртой строфе встречается восклицание как смирение с действительностью, с произошедшим.
Особая напряжённость наблюдается во второй и четвёртой строфах, когда автор умалчивает от нас что-то, оставляя недосказанную мысль для нашего дальнейшего понимания, то есть наблюдается апосиопеза18.
II строфа. Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
IV строфа. Что ж! Камин затоплю, буду пить…
В стихотворении используется эллипсис – пропуск легко подразумеваемого слова, члена предложения.
III строфа. Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Тире заменяет слово «идут».
IV строфа. Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Тире заменяет слово «значит».
Также несложно заметить анжамбеман, то есть перенос. Незаконченное предложение переносится на вторую строчку, такое можно увидеть в первой строфе 5-6 строки и во второй строфе те же строки.
I строфа. Я на даче один.| Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
II строфа. Что ж, прощай! | Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
В первой строфе первой строчки виден полисиндетон19:
I строфа. И ветер, и дождик, и мгла
Теперь перейдём к разбору стихотворного размера, к особенностям ритмических элементов.
Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество» написано трёхсложным размером, его ритмической основой является трёхстопный анапест – один их элегических размеров русской поэзии, который прекрасно передал тоску и уныние в данном стихотворении с ударением на конец стопы. Но не трудно заметить, что стих написан не чистым анапестом: первый строчки каждой строфы и третья строчка в первой – третьей строфах – написаны трёхстопным амфибрахием. Это ломает ритм, несомненно, но не слишком резко, так как и амфибрахий, и анапест являются трёхсложными размерами. На мой взгляд, такой приём показывает, что жизнь героя не так монотонна, как кажется на первый взгляд.