Файл: Обучающийся Туренко Мария Юрьевна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна Задание На основе использования материалов лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Туренко Мария Юрьевна

Преподаватель:

Проняева Надежда Анатольевна

Задание 1.  

На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. 

Разработайте содержание двух структурных этапов учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (этапы на выбор обучающегося). Для этого воспользуйтесь следующей схемой:

Планирование занятия осуществляется для того, чтобы придать деятельности некоторую упорядоченность. Сущность его заключается в том, что оно помогает наилучшим образом согласовать усилия педагога на достижение поставленных целей. Кроме того, планирование обеспечивает согласование действий в реализации дополнительной образовательной программы. У этого согласования два основных аспекта: планирование по содержанию и времени[1].

Основой для разработки плана является программа. Планирование позволяет разбить содержание программы по направлениям деятельности, основным делам и времени их реализации.

В общем представлении план — это документ, содержащий направления деятельности, основные действия, а также порядок, объем, время их реализации. Основные действия чаще всего выражаются в формах работы педагога с детским коллективом.

Процесс планирования занятия может осуществляться в несколько этапов:

  1. 1. Осмысление темы — уточнение и ограничение конкретной области знаний, которая может быть освещена в данном занятии.

  2. 2. Определение целевой группы — оценка особенностей интересов и мотивации участников занятия, их подготовки и профессиональной ориентации, ожиданий от конкретного занятия, изучения темы.

  3. 3. Постановка цели — определение результатов, которые могут быть достигнуты в результате занятия.

  4. 4. Упорядочение материалов — структуризация содержания, разбиение его на подтемы, блоки, установка связи между ними, формализация содержания в виде отдельных схем.

  5. 5. Отбор материалов для занятия — в соответствии с существенными критериями оценки значимости материала. Среди критериев выделяют время, интересы участников, практическую значимость занятия.

  6. 6. Выбор формы и методов — в рамках этого этапа необходимо подобрать те способы работы педагога и группы, которые будут наиболее эффективны.

  7. 7. Подбор и изготовление педагогом методических материалов — схемы, графики, рисунки, таблицы, слайды, и т. д. и учебных материалов для студентов (учащихся) — дидактический раздаточный материал, карточки, задания, практические ситуации для разбора и т. д.

  8. 8. Организационная и материально-техническая подготовка — рассмотрение конкретных вопросов по предстоящему занятию (схема помещения для занятия, крепления для таблиц, схем и графиков, распределение времени).


Для повышения эффективности занятий в последнее время многие опытные преподаватели стали использовать наряду с обычными конспектами по теме специально разработанные сценарии занятия (план занятия). Это структурирует занятие, позволяет лучше следить за временем, освобождает память от технических вопросов.

План занятия, составленный в форме сценария служит памяткой, является основой для организации материалов и учебных средств, помогает при контроле данного занятия и при планировании следующего.

Подготовка плана занятия основывается на соблюдении следующих требований:

  • • Целенаправленности, т.е. обеспечения направленности содержания и форм работы, предусмотренных в плане, на реализацию целей социально-педагогической деятельности;

  • • Конкретности, т.е. конкретности, четкости и ясности формулировок, используемых в плане с указанием конкретных цифр, дат, ответственных.

  • • Достижимости, т.е. реальности выполнения всех дел плана для всех участников его реализации.

  • • Комплексности, т.е. использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

  • • Вариативности, т.е. использование набора вариантов для детей разного возраста, способностей, интересов.

  • • Коллективной ответственности, т.е. составление и принятие плана сообща с максимальным учетом высказываний и замечаний, прозвучавших на этапе подготовки и обсуждения плана.

  • • Персональной ответственности, т.е. определение ответственности каждого члена деятельности за выполнение отдельных разделов плана и формирование чувства личной ответственности за выполнение плана в целом.

Кроме того, план должен быть написан, т.е. зафиксирован на бумаге. Что не написано, то не является планом, так как нет документально подтвержденных дел. Можно забыть, что наметили сделать, неправильно друг друга понять. Не написанный на бумаге план невозможно контролировать.

Для того чтобы занятие стало результативным, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия.

В плане-конспекте должны быть отражены:


  • • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

  • • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

  • • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

  • • ведущие виды деятельности участников занятия;

  • • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

  • • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

  • • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

  • • формы и способы взаимодействия с детьми, общение;

  • • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

  • • приемы управления вниманием, активизация детей;

  • • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

  • • образцы корректирующих упражнений;

  • • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

  • • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия:

  • • хорошее знание материала;

  • • бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;

  • • продуманный план занятия;

  • • правильный выбор и разнообразие методов обучения;

  • • занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;

  • • выраженная заинтересованность педагога в успехе учеников.

В системе дополнительного образования главное на занятии это не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Задание 2

Составьте сравнительную характеристику трех форм, в которых могут проходить занятия по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности для обучающихся дошкольного или младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.

Формы организации дополнительного образования детей

Особенности организации дополнительного образования детей


можно рассмотреть через особенности форм образовательных объединений, учебных занятий, педагогических технологий.

Успех и эффективность образовательной деятельности зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия «организационные формы обучения».


По мнению М. А. Молчановой, форма есть способ существования и выражения содержания. Как указывает И. М. Чередов, форма организации рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.

Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс. Ю. К. Бабанским термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура». В. И. Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».

Таким образом, форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) в педагогике трактуется как способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннего содержания, обусловленного временем и местом обучения, порядком его существования[1]. В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М. И. Махмутов и С. А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:

  1. — форма обучения (педагогическая технология);

  2. — форма учебной деятельности учащегося;

  3. — форма организации текущей учебной работы класса, группы.

В дополнительном образовании это не просто способ существования учебного процесса, а целостный образовательный процесс развития, воспитания и обучения детей и подростков; организация образовательной, социально-педагогической, досуговой и других видов деятельности в конкретных условиях. Внешнее выражение содержания в дополнительном образовании определяется направленностью и направлением деятельности, в рамках которых выбираются соответствующие формы.

Структурность и системность организации формы проявляется в особой ее организации, алгоритме действий, этапах деятельности в зависимости от четко поставленной цели и задач, условий, состава участников. Совокупность приемов и средств направлена на отбор образовательных методов, приемов и средств взаимодействия педагога с обучающимися.


Понять, что такое форма работы в системе дополнительного образования детей, поможет анализ его значений, предложенный Е. В. Титовой. Этот подход позволяет найти место форм в структуре моделей организации дополнительного образования и взаимосвязь форм работы с другими ее компонентами (целями, содержанием, методами, результатами). Итак, понятие «форма» может иметь следующие значения[2]:

  • — Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания. В нашем случае — содержания социально-педагогической работы. Оно может включать, например, освоение разных направлений деятельности (художественного, технического, спортивного, музыкального и др.), ознакомление с основными профессиями и специальностями, освоение условий среды, общение, оздоровление и другое содержание. При этом нельзя не согласиться с мнением автора, что содержание не ограничивается только информацией, оно включает также опыт, который приобретают участники деятельности: общения, эмоциональных переживаний, применения знаний к решению личных проблем, освоения новых условий среды и т. д. Здесь важно выбрать форму, которая окажется богаче по своим социально-педагогическим возможностям.

  • — Форма — это структура, система организации чего-либо. Здесь речь идет о том, что можно говорить о форме, когда в организуемой деятельности появляются совершенно определенные специфически взаимосвязанные структурные элементы. То есть, каждая форма имеет собственный алгоритм действий, специфическую особенность ее реализации. Этим одна форма обязательно отличается от другой. Например, такая форма работы в коллективе, как ролевая игра, независимо от содержания, должна иметь следующую структуру: выбор общей темы, разработка сценария или ситуации, распределение ролей, подготовка ролей, проигрывание ролей, общий анализ, подведение итогов. Здесь не важно, проигрываются сказочные или реальные роли.

  • — Форма есть совокупность приемов и средств. Здесь речь идет о сочетании организаторских приемов и приемов педагогического воздействия. Организаторские приемы как действия, позволяющие решать конкретную педагогическую мини-задачу, достаточно полно описаны в педагогической литературе. К ним можно отнести, например, свободный выбор, распределение поручений, информирование, создание ситуаций и др. Приемы педагогического воздействия в социально-педагогической деятельности можно рассмотреть через механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины, подражание, внушение, конформизм и др.