Файл: Обучающийся Туренко Мария Юрьевна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна Задание На основе использования материалов лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность детей в системе дополнительного образования происходит в разных формах детских образовательных объединений. Они имеют вполне официальное положение: место в структуре учреждения, педагога, определенный нормативами численный состав. Поскольку реформирование системы дополнительного образования детей осуществляется сравнительно недавно, однозначного понимания форм детских образовательных объединений пока нет. Мы в своих рассуждениях опираемся на подход, разработанный методическим советом по проблемам дополнительного образования детей Ярославской области[3]. В предлагаемом ярославскими исследователями подходе форма детского образовательного объединения в учреждении дополнительного образования определяется как структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и т. д.), направленная на решение определенных образовательных задач. Предлагаются следующие формы детских образовательных объединений.

Кружок определяется как объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметнопрактических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. В учреждении дополнительного образования кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей.

Клубом в учреждении дополнительного образования называют объединение детей и подростков по интересам, имеющее в приоритете следующие педагогические задачи: организация досуга детей, развитие коммуникативных умений, развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников. Отличительной особенностью клуба можно считать наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д. Клубы бывают образовательные (технические, спортивные, предметные), в них дети получают знания, умения и навыки по определенному профилю деятельности. Кроме того, встречаются досуговые клубы, в которых приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений, например, клуб старшеклассников или клуб любителей родного города и т. д.

Лаборатория — это форма детского образовательного объединения и место, где воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории — развитие умственных и изобретательских способностей подростков. В основе содержания детской учебной деятельности — конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог — направляющий, помощник, координатор исследования. В составе объединения — преимущественно старшие подростки. Возможные варианты лабораторий — тематические или проблемные.


Студия как интегрированная форма образовательного объединения обычно создается в художественно-эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.). Это чаще всего разновозрастные коллективы, где образовательный процесс строится на признании ценности, уникальности личности, индивидуальности творчества. Основной целью деятельности является создание условий для развития художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. Деятельность студии отличает высокое качество творческого «продукта» деятельности детей.

Школа — это интегрированная форма детского образовательного объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного предмета со ступенчатой системой обучения. Для школ с обучающим или комплексным типом образовательного процесса характерны комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач, приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей, комплекс учебных предметов (не менее трех), система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов и другие отличительные особенности. В практике УДО наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

В учреждениях дополнительного образования детей существуют и другие формы образовательных объединений, например, мастерская, секция, ансамбль, театр и т. д. Мастерская — форма детского образовательного объединения, где участники знакомятся с каким-либо видом искусства, изучают различные технологии и получают трудовой навык изготовления чего-либо, овладевают определенной профессией или ремеслом. Ансамбль — небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Функционирует ансамбль преимущественно в музыкальном виде искусства. Театр — детское образовательное объединение, занимающееся устройством сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.



Образовательное объединение в системе дополнительного образования — это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год. При образовательных объединениях могут создаваться временные коллективные объединения детей, группы. К ним можно отнести следующие групповые формы объединений:

  • — детские творческие группы по изготовлению общего изделия (например, игрушки, картины, технического изделия и др.), по созданию единого произведения (вокальная, танцевальная группы и др.), по подготовке культурно-досугового мероприятия и др.;

  • — разновозрастные группы (наставничество, шефство и др.);

  • — советы дела (по подготовке дел объединения или участию в общих делах УДО);

  • — детские советы образовательных объединений (советы клубов, школ, студий и др.);

  • — детские производственные бригады.

Дополнительное образование осуществляется, прежде всего, на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. В отличие от школы, где основной формой учебного занятия является урок, в дополнительном образовании применяются разнообразные методы и технологии.

Формы организации учебного занятия

Акция

«Круглый стол»

Семинар

Аукцион

Круиз

Соревнование

Бенефис

Лабораторное занятие

Спектакль

Беседа

Лекция

Студия

Вернисаж

Мастер-класс

Творческая мастерская

Встреча с интересными

«Мозговой штурм»

Тренинг

ЛЮДЬМИ

Наблюдение

Турнир



Выставка

Олимпиада

Фабрика

Галерея

Открытое занятие

Фестиваль

Гостиная

Посиделки

Чемпионат

Диспут

Поход

Шоу

Защита проектов

Праздник

Экзамен

Игра

Практическое занятие

Экскурсия

Концерт

Представление

Экспедиция

КВН

Презентация

Эксперимент

Конкурс

Рейд

Эстафета

Конференция

Ринг

Салон

Ярмарка


Задание 3.

Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).

В современной педагогике на первый план выдвигаются задачи обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда- уютная, комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами. В данных местах дети могут хорошо отдохнуть, расслабиться и затем снова вернуться за свои парты и работать с учителем дальше.

За последнее десятилетие выпущено огромное количество нормативных документов и научно-методических материалов, которые задают общие стратегические принципы формирования предметно-развивающей среды. Но они не отвечают на вопросы педагогов-практиков:

Каким образом сформировать среду?

Чем конкретно наполнить определенное пространство ребенка?

Исходя из этого, учителя создают «свою» предметно-развивающую среду, основываясь в основном на свое мнение и анализ проектов других учителей.

Поэтому в кабинетах начальных классов предметно-развивающая среда либо отсутствует, либо она сделана на свой вкус.

Основная идея проекта заключается в организации предметно-развивающей среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОСи базируются на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и развития всех участников образовательного процесса.

Цель проекта: организация предметно-развивающей среды в 1 классе начальной школы в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.

Задачи проекта:

  1. Организация предметно-развивающей среды для учащихся первого класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода.

  2. Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

  4. Создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.


Принципы конструирования предметно-развивающей среды.

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

  • Принцип активности, самостоятельности, творчества.

  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

  • Принцип эстетической организации среды, сочетание первичных и неординарных элементов.

  • Принцип открытости- закрытости. Может быть представлен в нескольких аспектах

  • Принцип учета половых и возрастных отличий детей.

Новизна проекта.

Реализация предметно-развивающей среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями  новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуально, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.

Этапы проекта.

  • ЭТАП – Организационный

А) Изучение материала по предметно-развивающей среде в целом.

Б) Поиск определенных услуг, по благоустройству зон.

В) Изучение опыта педагогов-практиков по созданию предметно-развивающей среды.

Г) Подбор информации из интернета и других источников

Д) изучение нормативных документов.

  • ЭТАП – Содержательный

  1. Разработка подходов к организации среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых  ФГОС.

  2. Проведение опроса среди учителей, учащихся, родителей.

  3. Выяснение материально-технической базы, наличие наглядности, средств обучения и т.п.

  4. Разработка дизайн - проекта.

  5. Экономическое обоснование.

  6. Составление памятки о правилах поведения в игровой зоне.

  7. Практическая деятельность по реализации дизайн - проекта (приобретение, расстановка, монтирование, оформление)

  1. ЭТАП – Анализ деятельности