Файл: Введение Россия при Петре і впервые сформировала перед собой цель стать равноправной державой Европы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Россия при Петре І впервые сформировала перед собой цель стать равноправной державой Европы. В тот период весь мир с удивлением наблюдал, как Россия пробуждала в себе дремавшие внутренние силы и проявляла потенциал энергии, который она так долго скрывала в своих глубинах. Первая четверть 18 столетия была отмечена высочайшей активностью внешней политики России. Петр І практически непрерывно вел войны, которые были направлены на решение основной национальной задачи - приобретения выхода к морю России. Решение данного вопроса преодолело бы техническую и экономическую отсталость страны и устранило экономическую и политическую блокаду со стороны западноевропейских государств и Турции. Петр І ставил своей целью укрепление международного положения своего государства, а также повышение его роли в международных отношениях. Это было своего рода Европейской экспансией, которая ознаменовалась захватом новых территорий.

В сложившейся ситуации Россия по всем параметрам должна была стать зависимым государством или же преодолеть все отставания и войти в категорию развитых и ведущих стран Европы. Именно в связи с данным обстоятельством Россия так остро нуждалась в выходе к морю в связи с тем, что судоходные пути являлись наиболее безопасными и наиболее быстрыми в то время. При этом стоит отметить, что Речь Посполитая всеми силами мешала в то время проходу купцов и специалистов в Россию. Страна была отрезана от северных и южных морей - выход в Балтику запирала Швеция, а Черное и Азовское моря держала Турция.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что время правления Петра І является важным для истории нашего государства в связи с тем, что достижения прошлого имеют отражение в будущем. История России до времени правления Петра І знавала немало реформ, однако преобразование от реформ Петра І состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали абсолютно все стороны жизни народа, в то время как другие правители внедряли новшества, которые касались исключительно отдельных сфер жизни государства и общества.

Цель данной работы - изучить основные реформы Петра І.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть цели и характер петровских реформ;

ознакомиться с Великим посольством Петра І;


изучить реформы Петра;

проанализировать роль и значение Петровских реформ.

1. Цели и характер петровских реформ



Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых правителей из династии Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванные событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ.

Основными из них являлась:

активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства;

интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанные с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием Уставной таможенной грамоты(1653) и Новоторгового устава(1667);

реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов.

Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютации верховной власти, упрочению российского самодержавства, что выразилось в легитимизации титула «самодержавец», укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и т.д.

Огромное значение имело также оформление общегосударственного законодательства (Соборное уложение 1649г.) с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершенствование правовой кодификации.

Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил - создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформу военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковных преобразований Никона, появление в нем национально-консервативного и западнического течений.

В XVII в. отставание России по уровню развития от западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению этого разрыва. Государство нуждалось в сильной личности, которая, будучи наделена верховной властью, понимала бы необходимость перемен, обладала энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя.



И такая личность появилась на исторической арене - Петр I. В государственной деятельности Петра Великого условно можно выделить два периода: 1695 - 1715 гг. и 1715 - 1725 гг.

Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего задачами внутреннего переустройства, продиктованными нуждами ведения Северной войны. Преобразования проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствием опыта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата придали многим нововведениям непродуманный, поспешный характер.

Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.

Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVII в. составило более 2,5 тыс.), однако это вовсе не противоречит тому, что деятельность Петра в этой области носила в основном насильственный характер.

В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства - его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации на основе рационализма и прагматизма. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом окончательно формировали в России систему абсолютной монархии - формы феодального господства государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а сословно-представительные органы фактически утрачивают свое значение.

Активизация деятельности на международной арене с целью пробиться к морским рубежам и вывести страну из геополитической изоляции в начале XVIII в. совпала по времени с крупномасштабными преобразованиями, охватившими все сферы жизни Российской державы. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые и определили, в конечном счете, облик Петровской эпохи.

Говоря о первых преобразованиях Петра I, необходимо помнить, что их корни находились в уходящем XVII в. Уже тогда были введены полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железо-детальные производства. В том же XVII в. обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при Федоре, в 1681г., было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появились немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основана Славяно-греко-латинская академия и др.


Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 г. была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден - Св. апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа.

Преобразования Петра I начались со строительства азовского флота с помощью натуральной государственной повинности и чрезвычайных поборов - способах, типичных для деспотического крепостнического государства.

Организация постройки возлагалась на сформированные усилиями самих дворян, духовных чинов и горожан (по указу царя) специальные «кумпанства». Всего их было создано более 30.

Строительство велось на Дону, в воронежских лесах. Лес заготовляли в соседних с Воронежским уездах. Срок работ по указу царя был чудовищно малым 2 года. Столь стремительные темпы работ обеспечивались огромной массой насильно согнанных работных людей. Из-за рубежа были наняты за огромные деньги специалисты, но далеко не все из них оказались подлинными мастерами. В работе активно участвовал и сам царь: и как «проектировщик», и как простой плотник, и как «менеджер».

Одновременно со строительством, и даже чуть раньше, Петр I обеспокоился о кадрах морских офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных стольников и спальников.

В итоге, если не весь задуманный флот, то целая эскадра была все-таки построена в срок. В марте 1699 г. уже готовились к предполагаемому Керченскому походу, ибо Петр I считал, что, не владея Керчью, флоту нельзя было войти в Черное море.

Эскадра уже в конце апреля вышла из Воронежа и через месяц была у Азова. Летом же, 18 августа 1699г. 22 российских корабля при громе пушечного салюта бросили якорь близ Керчи. В истории России это было великое событие, удивившее и озадачившее, в частности, и османского султана и крымского хана.

Преобразования затронули также и армию. В ноябре 1699г. появились указы о комплектовании профессиональной армии путем насильственного набора «даточных людей» (будущих рекрутов). Почти одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили им в год до 11 руб., т. е. почти вдвое больше, чем стрельцам. В феврале 1700г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю холопов и крестьян, с тем, чтобы они шли на службу в солдаты.


В итоге первых шагов по созданию новой армии было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка. Наряду с бывшими потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовым полками) они составили костяк новой армии.

Одновременно в новые земли Приазовья и в Азов отправляли всякого рода несостоятельных должников, а также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц) на поселение и заведение хозяйства в тех краях. Введены были в Азове и каторжные работы для строительства необходимых сооружений.

В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными и незаконными поборами архаичная машина государственного управления, Петр I решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И это была главная задача. 30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистрские палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистрская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладов, прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.

Сначала система бурмистрских палат вводилась на местах, на добровольных началах и с условием уплаты двойных налогов. В конечном счете, жизнь заставила и добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. Только тогда реформа городского управления получила реальное воплощение.

В первые годы царствования Петра I громоздкая и рыхлая приказная система государственного управления структурно почти не изменялась; первые преобразования лишь намечали контуры будущих отраслей государственного управления. Например, Иноземный и Рейтарский приказы слились в новый Приказ Военных дел, вместо Стрелецкого возник Приказ Земских дел и т.д. Наряду с новыми приказами (Морской, Артиллерии, Провиантский и др.) возникали некоторые канцелярии (Главная Ближняя Канцелярия, Мундирная, банная) государственного управления - Боярская дума.