Файл: Практическая работа Дисциплина Психология и педагогика Выполнил(а) Крюков А. Н. Омск 2023 г. Кейс1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Практическая работа

Дисциплина: Психология и педагогика

Выполнил(а): Крюков А.Н.

Омск 2023 г.

Кейс№1

Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев

С какого возраста ребенка матери лучше всего выходить на работу?

Три года декретного отпуска, положенные законом нашим женщинам после рождения ребёнка, дома отсиживают далеко не все. Может, и вопреки желанию, может — по насущной надобности, но молодые матери выходят на работу.

Современные психологи утверждают: младенец уже с трёх месяцев отличает своих — маму, папу, бабушку, дедушку. И ранний разрыв с матерью негативно сказывается на его психике. Основоположник дошкольной дидактики Ян Амос Каменский в ХVII веке писал, что до 5 лет самая лучшая школа — материнская. И предостерегал матерей от того, чтобы они отдавали своих младенцев кормилицам: якобы те вместе с молоком передают и свои черты. Это, конечно, неправда. С молоком характер не передаётся, но вот с кем малыш рядом — очень важно. О том, что ребёнок перенимает модель поведения того, кто постоянно находится возле него, этот педагог тоже писал. Такое явление называется импринтингом (впечатывание). Нынешний темп жизни ускорен: если раньше личность человека формировалась до пяти лет, то сейчас, как утверждает японский педагог МасаруИбука, уже после трёх поздно что-либо менять. Есть контакт!

С тем, что идеальный возраст для детского сада 3 года, согласно большинство специалистов. Ведь так называемая матрица — отношение к миру, которое исходит от семьи, к этому периоду уже сформирована. Методист киевского детского сада №743 Марина Белоносова полагает, что с ребёнком надо сидеть до 3 лет, потому что так малышу психологически комфортнее. По её словам, у годовалых или двухлетних детей ещё плохо с координацией, а разница в восемь-девять месяцев в таком возрасте очень заметна, и в случае возможной потасовки может привести к неприятным результатам.

Нужно ли с младенчества приучать ребенка к жесткому режиму (сон и кормление по часам и т.п.)?


Академик И.П. Павлов доказал, что выполнение каждый день определенных последовательностей действий (динамических стереотипов) помогает нашему организму поддерживать себя в норме. Руководствуясь его рекомендациями, но внеся в них свои коррективы, многие педагоги середины-конца XX века утвердили свою систему воспитания детей. Они решили, что малышам необходим жесткий режим, который должен выполняться, грубо говоря, даже в случае чрезвычайных ситуаций. Хочешь – не хочешь, а будь добр в 10 часов завтракать, в два обедать, в семь ужинать.

Например, педиатр рассказывала мне о том, как на ее практике она встретилась с женщиной, кормящей своего новорожденного по режиму. Но однажды случилось такое, что малыш проспал кормление, и проснулся на полчаса позже. "Но ведь время кормления уже прошло!", - решила женщина и не стала давать своему малышу поесть. Устав от голода и плача, ребенок заснул аккурат ко времени следующего кормления.

Пожалуй, продолжать я не буду. Скажу лишь, что этой даме хватило одного дня в таком "режиме" и одного визита педиатра, чтобы понять: не стоит истязать ребенка голодом, и часы принятия пищи можно иногда немного сдвинуть. А скольких детей будили ночью для того, чтобы покормить, а потом не могли уложить до утра?

Стоит задуматься о том, зачем вообще нужен распорядок дня маленькому ребенку.

А вот зачем. Младенец привыкает к определенному ритму дня и спокойнее реагирует на окружающий мир. Его уже не пугает неизвестность: куда меня несут, зачем раздевают, когда будут кормить? По определенным признакам поведения мамы, интонациям ее голоса или действием, выполняемым с ним, малыш выстраивает цепочку событий. А мы же помним, что ничто не пугает больше, чем неизвестность и не успокаивает лучше, чем привычное положение вещей.

Вот, скажем, ребенка надо искупать. Многие педиатры рекомендуют делать это ежедневно, другие говорят, что иногда можно пропустить один-два дня. Но мы будем считать, что придерживаемся советов первых. Прежде, чем отнести ребенка в ванну, его следует подготовить: раздеть, сделать расслабляющий массаж и небольшую гимнастику. Через некоторое время регулярных занятий малыш будет знать, что идет купаться уже с того момента, как вы подходите с ним к пеленальному столику и начинаете мягкие поглаживания. У моего ребенка сигналом успокоиться служит приход на кухню. Он уже давно выяснил, что еда берется именно оттуда и что просто так туда не ходят.


Физиологи считают, что детям необходимо следующее число снов:

3-6 месяцев – 4 раза в день

6-9 месяцев – 3 раза в день

9 месяцев - 1,5 года – 2 раза в день

1,5-7 лет – 1 раз в день

По другим данным, дети должны "высыпать" следующее количество часов, причем, многие утверждают, что не важно, когда они это будут делать, все ночью или с перерывами на дневной отдых:

1-4 месяца – 17-18 часов

5-6 месяцев – 16 часов

7-9 месяцев – 15 часов

10-12 месяцев – 14 часов

1-1,5 лет – 13 часов

1,5-3 года – 13 часов

На самом деле, через некоторое время соблюдения такого режима, все действия будут выполняться примерно в одно и то же время, а значит, и ребенок к определенному часу будет ожидать привычных событий, а ко времени кормления, подготовиться и его пищеварительная система.

Нужно ли маленького ребенка отдавать на время бабушкам, тетям и т.д. или это в данном периоде может нанести вред ребенку?

Летом мы больше радуемся вместе с детьми — ездим в отпуск, гуляем в парке, катаемся на аттракционах. Но и расставаться летом порой приходится чаще: маме надо работать, сдавать сессию, делать ремонт — а ребенок у бабушки на даче. Не приведут ли такие расставания к травме у ребенка? Не пострадают ли его отношения с мамой? Вот что говорит об этом теория привязанности, если воспринимать ее без фанатизма. Слово психологу Людмиле Петрановской.

Наверное, ни одна другая система взглядов на воспитание детей не имеет большее отношение к дилемме "дети или работа", чем дорогая моему сердцу теория привязанности. Она утверждает, что для ребенка потребность иметь своего взрослого, быть с ним — жизненно важна, что именно возможность быть вместе со своим родителями, иметь с ними глубокие, надежные отношения дает ребенку возможность развиваться, познавать мир и становиться все более самостоятельным.

Стоит ли оставлять ребенка с бабушкой?

Безусловно, подавляющее большинство бабушек по-настоящему любят своих внуков. Но этого, как ни странно, мало для того, чтобы со спокойной душой поручить ей ежедневную заботу о ва- шем ребёнке и его воспитание. Бабушке вполне можно доверить эту роль, если она:

1.Достаточно, терпелива по характеру;

2.умеет разъяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо;

3.считает неприемлемыми физические меры воздействия в вопросах воспитания;


4.на личном примере прививает ребёнку навыки домашней работы;

5.не потакает ему всегда и во всём, не делает постоянные поблажки;

6.не покрывает нехорошие поступки карапуза;7.строга в разумных пределах;

8.не забывает хвалить и поощрять кроху за хорошие поступки;

9.в отсутствии родителей не настраивает ребёнка против них;

10.следит за популярной педагогической литературой;

11.по состоянию здоровья способна справляться со своими обязанностями.

Психологи и педагоги признают, что в использовании бабушки для замены работающей мамы есть много плюсов по сравнению с нянями.

Во-первых, родители (особенно мама) ребёнка чувствуют себя гораздо спокойней за малыша, ведь бабушка – близкий человек и наверняка не сделает ему ничего плохого. Во-вторых, малыш, как правило, раньше уже не раз видел свою родную бабушку, и потому у него гораздо легче проходит процесс адаптации к новому члену семьи, а также к тому, что рядом с ним почти весь день нет мамы. В-третьих, бабушки обычно любят, а главное, умеют рассказывать увлекательные сказки, тем самым расширяя диапазон интересов карапуза, делая окружающий его мир по-настоящему волшебным.

Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев

Смоделируйте, к чему может привести постоянное нетерпение и стремление выполнить за ребенка все действия, которые он, в принципе, может сделать сам?

Терапевтическое замечание: Если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверхманипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным и, во взрослом возрасте, руководствоваться "буквой, а не духом". Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.

По-моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.


Каким образом можно развивать автономность ребенка в этом возрасте? Приведите примеры.

Каждый возрастной период сопровождается появлением и формированием определенных психических новообразований, под которым следует понимать новый тип строения личности и ее деятельности. То есть психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти новообразования во многом определяют особенности и в развитии автономности

Для фиксации автономности на определенном уровне развития нами разработаны признаки его проявления у младших школьников. Признаки разработаны исходя из теоретического анализа сущности автономности, ее структуры и функций в развитии личности. Причем каждый признак представлен нами в высоком уровне его развития. Уровни развития автономности по рассмотренным признакам оцениваем в зависимости от того, насколько развит этот признак.

Дальше мы описываем диагностирующие методики конкретно, по группам.

Первая группа методик. Данные методики были ориентированы на выявление уровня развития мотивационно-смыслового компонента.

Чтобы выяснить исходное состояние развития мотивационно - смыслового компонента автономности, мы использовали такие показатели; по каким мотивам учится; что в учении нравится; чем увлекается; к чему стремится.

По результатам наблюдений в 1-ом классе дети добросовестно и активно выполняли предложенные задания; стремились выполнить необязательные, неоцениваемые задания, но больше их привлекали практические задачи; звонки с урока либо "не слышали'*, либо были огорчены, что урок закончен.

Во 2 - ом классе учащиеся склонны к повторному, более тщательному выполнению заданий, стремились узнать, какие еще приемы или методы вменяются при их решении, больше привлекали теоретические задания; некоторые учащиеся находили удовлетворение от продолжительной работы.

В 3 - ем классе картина сменилась: налицо более пассивное выполнение заданий; увлеченность поиском решения задачи отмечалась чаще в том случае, если ее выполнение было связано с получением отметки; многие радовались звонку с урока.