Файл: 1. Основные направления внешней политики ссср 19851991 г. Хх в и концепция нового политического мышления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
В конце 80-х - начале 90-х годов XX века в СССР произошла переоценка марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом. На смену этой идеологии пришло признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества.

Эти и многие другие факторы привели к тому, что в декабре 1991 года руководители РСФСР, Украины и Белоруссии подписали Беловежское соглашение о распаде СССР и образования СНГ.

Актуальность исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности - ликвидацией советской системы государственного управления, распадом Советского Союза и, как следствие, созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.

В ходе выполнения данной работы рассмотрены основные направления внешней политики СССР 1985-1991 гг., кризис социалистического лагеря, распад СССР и создание СНГ.

политика мышление перестройка независимый

1. Основные направления внешней политики СССР 1985-1991 г. ХХ в. и концепция нового политического мышления
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; в) деидеологизации международных отношений; г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов [5, с. 301].

Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Кроме того, руководство СССР болезненно реагировало на критику по адресу политики обеих сверхдержав, отказавшихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран, общественности Западной и Восточной Европы.


Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М.С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они и не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов [4, с. 35].

Президентом СССР М.С. Горбачевым в 1987 - 1988 годах была предложена концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну» [4, с. 37].

Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году.

Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.

В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.

Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны». Первоначально она была воспринята в странах Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных переменах в советской политике. В 1987 - 1990 годы СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооруженных сил.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению [4, с. 40]. Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.


В марте 1989 года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки [2, с. 33].

Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того, как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи.

Таким образом, в это период произошли важнейшие политические изменения которые привели к потеплению отношений между СССР и западом, а также с КНР. СССР пересматривает свои внешне политические отношения что приводит к самому главному это прекращение «холодной войны» и разоружению ядерного потенциала двух сверх держав.
. Кризис социалистического лагеря
Период конца 70-х начало 80-х гг. ХХ в. в СССР ознаменовался нарастающим социально-эконмическим кризисом. Причиной, которого явились: обособленность системы государственного управления от гражданского общества, невыполнения больших социальных программ (продовольственной, жилищной, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологической), не способность партийно-государственного аппаратаперестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции, а так же упор государственной элиты на продажу нефти и газа [1, с. 152].


Это привело к тому, что уже вконце 70-хнаметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось [1, с. 154]. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала.

К началу 80-хгодов ХХ в. стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы. Для решения этих проблемв первую очередь необходимо было радикально усовершенствовать административно-управленческую систему.

Кроме того в период с 1982 по 1985 гг. в политических кругах СССР велась ожесточенная борьба за власть, об этом свидетельствует частая смена лиц, занимающих пост генерального секретаря ЦК КПСС: с ноября 1982г.- Ю.В.Андропов, а после его смерти в феврале 1984г.- К.У.Черненко (умер в марте 1985г.) [2, с. 42]. Очевидно, что в такой политической ситуации о проведении полико-экономических и социальных реформ не было и речи.
В 1985г. произошла очередная смена руководства СССР: Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, Председателем Верховного Совета СССР - А.А. Громыко, Председателем Совета Министров - Н.И. Рыжков [2, с. 43].
В виду того, что М.С. Горбачеву «досталась» экономически и политически слабая страна, требующая кардинальных реформ, то главной задачей новой правящей элиты было остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала.

На апрельском (1985г.) пленуме ЦК КПСС был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития страны. Первоначально политика перестройки была направлена на ускорение социально-экономического развития при сохранении существующей системы управления. Первые два года перестройки - 1985-1986гг.- не внесли существенных перемен в положение местных Советов народных депутатов. Но наметились определенные сдвиги в теоретическом осмыслении проблемы статуса местных органов власти.


Первые робкие попытки реформы Советов относятся к 1987г. К этому времени стали уже очевидны основные направления изменений: реформа избирательной системы, расширение гласности в работе Советов, их хозяйственной и финансовой самостоятельности.

Эксперимент по реформе избирательной системы был приурочен к выборам в местные советы в июне 1987г. в нем участвовал 2341 Совет. Сущность эксперимента состояла во введении многокомандатной системы, при том, что число кандидатов могло превышать число мандатов. Этот эксперимент не дал каких-либо определенных результатов. Более чем скромные результаты принесло и расширение гласности в работе местных Советов. Дальнейшая трансформация местных Советов вызвана прежде всего резкими переменами в политической жизни страны.

К 1987г. стало очевидным, что ускорение в качестве стратегии не реализуется. После январского (1987г.) пленума ЦК КПСС М.С.Горбачевым была сформулирована новая, более широкая по охвату общества задача, получившая название «перестройка», а термин «ускорение» быстро исчез из официальной лексики [2, с. 45].

Начинает осуществляться политика гласности (ограниченной свободы слова), направленная, прежде всего, на критику ряда аспектов функционирования КПСС и ее лидеров. Политика гласности подготовила конституционную реформу (1988гг.).

Смысл ее состоял в создании новых высших органов власти - Съезда народных депутатов, избираемого всенародным голосованием на альтернативной основе, и Верховного Совета, избираемого депутатами Съезда и действовавшего в промежутках между Съездами. Но у него это не выходит, предлагается ввести новый пост главы государства, и в марте 1989г. Горбачев был избран первым Президентом СССР.

Уже первые альтернативные выборы 1989г. принесли перемены - потерпели неудачи партийные руководители ряда крупных городов, в том числе Москвы и Ленинграда. Советы были плохо приспособлены для работы в условиях плюрализма и становящейся многопартийности. Депутаты хотели одновременно и принимать законы, и исполнять их. Председатель Совета должен был разрываться между работой на сессии и руководством городским хозяйством. Участились конфликты между различными уровнями власти.

Назревала муниципальная реформа. Первыми необходимость закона о муниципальном самоуправлении осознали союзные власти. Разработка подобного закона началась еще в 1988г. Отдавая дань прошлому, местное самоуправление определялось как часть социалистического самоуправления народа. Но закон содержал и ряд важнейших новаций. Местное самоуправление стало пониматься только как территориальное. Радикальной мерой послужила ликвидация «двойного подчинения» исполнительных органов местного самоуправления, однако от этой меры очень быстро пришлось отказаться. В качестве основы местного хозяйства закон утверждал коммунальную собственность.