Файл: Р. Р. Краткая история развития шрифта учебное пособие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яманова, Р. Р. Краткая история развития шрифта : учебное пособие : [16+] / Р. Р. Яманова, В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева ; Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2018. – 88 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612968 (дата обращения: 11.11.2022). – Библиогр.: с. 85. – ISBN 978-5-7882-2456-5. – Текст : электронный.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Р. Р. Яманова, В. В. Хамматова, Е. В. Слепнева

КРАТКАЯ ИСТОРИЯРАЗВИТИЯ ШРИФТА
Учебное пособие

Казань

Издательство КНИТУ
2018

Изложены основные сведения о развитии письменности в истории земной цивилизации, рассмотрены различные образцы шрифтов и шрифтовых композиций. Предназначено для бакалавров направления подготовки 54.03.01
«Дизайн», изучающих дисциплину «Шрифт».
Подготовлено на кафедре дизайна.

ВВЕДЕНИЕ

3

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОСТИ

6

Письменность

6

Основные виды письма

9

Пиктографическое письмо

9

Иероглифическое письмо

18

Слоговое письмо

20

Алфавитное письмо

22

ПИСЬМЕНА РАЗНЫХ НАРОДОВ

24

Шумерское письмо

24

Хеттские письмена

26

Египетские письмена

29

Африканские письмена

31

Письмо острова Пасхи

33

Китайское письмо

34

Корейское письмо

35

Японское письмо

37

Вьетнамское письмо

38

АЛФАВИТ И ШРИФТ

40

Финикийское письмо

40

Греческое письмо

41

Латинское письмо

43

Книгопечатание

50

Русское письмо

56

Шрифтовое искусство ХХ века

75

Инициал. Орнамент. Росчерк

81

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

83

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

85


При оформлении графических работ шрифт играет далеко не последнюю роль. Поэтому знакомство с основами построения шрифтов и приобретение навыков работы с ними является одной из важных задач в формировании будущих дизайнеров. Но прежде чем приступить к этому, интересно проследить путь развития письменности, начиная от истоков ее формирования, вплоть до современных традиций ее организации – для того, чтобы лучше понять основные законы шрифтообразования, сформированные в процессе эволюции письма.
Стоит задуматься: насколько бы было человечество богаче во всех отношениях, если бы через века истории до нас дошли все, созданные им, письмена с памятью о минувшем прошлом, знаниях и опыте многих поколений наших предков?
Много ли знает о древних письменах современный человек?
Считается, что каждый грамотный цивилизованный человек должен иметь представление о международном положении или об освоении новых космических пространств, быть в курсе стремительных перемен в области развития новейших технологий и т.д. Вместе с тем налицо любопытный парадокс: осведомленный в самых разных областях жизни, политики, культуры человек обычно поразительно мало знает о самой письменности и истории ее развития! А ведь именно письмо является одним из важнейших признаков, отличающих первобытную культуру от цивилизованного общества: нет письма, нет и истории.
В наши дни, как и в древние времена, тексты пишутся с использованием разных шрифтов и систем письма, причем на различных материалах – бумаге, камне, металле. С годами меняется язык, меняется и письмо, передающее этот язык. Меняются алфавиты, начертания букв, да и сами буквы. Правда, перемены в языке не соответствуют темпам изменения самого письма. Следует отметить, что вопросы, связанные с начертанием знаков, расположением письменных и печатных строк и текстов, касаются как науки о письме, так и эстетики, на стыке которых появляется эстетика письма.
Старинные памятники, дошедшие до наших дней, представляли собой рукописи на пергаменте, написанные птичьими перьями (гусиными, лебедиными, а иногда и павлиньими). Тексты писались чернилами, происхождение которых с большим трудом определяется через века даже специалистами-экспертами.

Рукописные шрифты – предшественники типографских. Первые печатные книги были гораздо дешевле рукописных, ведь типография, даже самая примитивная, выдавала триста, пятьсот, а то и несколько тысяч экземпляров одного издания. За таким тиражом было не угнаться даже самым трудолюбивым и талантливым ремесленникам с кистью и пером.


Современные полиграфии оборудованы по последнему слову науки и техники, их отличают комплексная механизация и автоматизация производственных процессов. Но каких бы потрясающих успехов ни достигла нынешняя полиграфическая техника, остается бесценным все, что было сделано руками человека в предыдущие тысячелетия для развития письменности. Поучительно изучение приемов и способов оформления рукописных книг, ведь многие присущие им элементы в ходу и сегодня.
По мнению ученых, уже в XI–XIII вв. на Руси имелось примерно 85 тыс. рукописных книг религиозного содержания, кроме того, были распространены четьи – книги для чтения, хронографы – переводная историческая литература, летописи, содержавшие перечень событий того или иного времени, военные повести – описания героических деяний выдающихся личностей – королей, князей, богатырей, рыцарей и т.д. До нас в полной сохранности дошли только 33 рукописи, доставшиеся нам в дар от XI в., и меньше сотни – от XIII в. И сегодня огромную ценность как в научном, так и в культурном отношении представляет каждый лист древней рукописи.
Тайны древних письмен и расшифровка неведомых знаков –
увлекательная и романтическая область науки. Но неразгаданные письмена, дошедшие до нас из глубины веков, – это лишь небольшая часть необъятного океана письменности. Расшифровка этих знаков –
только верхушка айсберга, скрытая часть которого наверняка станет объектом кропотливой работы историков и филологов в будущем.
Всеми этими вопросами занимается история письма: начиная от времен палеолита, когда первобытный человек наносил на окрестные скалы и стены пещер свои символы и рисунки, и кончая современными книжными знаками. Но история письма неотделима от его теории, раскрывающей законы, которые лежат в основе исторических изменений.
А изменения эти огромны – от конкретного рисунка к абстрактной букве, от наскальных росписей до современных компьютерных текстовых сообщений, с которыми работают при помощи языка цифр и кодовых программ так называемой машинной письменности.


На протяжении долгих веков шрифт претерпевал стилевые изменения. Разновидностей шрифта существует великое множество, но, несмотря на это, постоянно продолжается работа над их совершенствованием. Одна из самых насущных проблем современного научного мира – создание особой системы записи, одинаково понятной человеку и электронному «мозгу» компьютерной машины.

В данном пособии особое внимание уделено вопросам происхождения письма, ранним этапам его развития, типам письменности и аспектам общего направления ее развития.
Представлен материал о различных системах письма, возникших в глубокой древности, а также изобретенных талантливыми каллиографами в недавние времена, вплоть до ХХ в. Дано понятие и о современном шрифте, который стал незаменимым средством достижения успеха в новых, быстро развивающихся областях, таких как реклама, компьютерная графика и другие актуальные виды деятельности в сфере дизайна.