Файл: Лекция С. 442455. Вопросы к тексту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Теоретическое задание

Ясперс К. Философская вера// Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.
Лекция 3.- С.442-455. Вопросы к тексту:

1.Назовите наиболее распространенные концепции природы человека? Кто их автор?
Изложите их основное содержание?

2.Назовите основные вопросы, касающиеся проблемы человека, которые решаются средствами науки и представляют существенный интерес для философии?
3.Назовите наиболее интересные теории человека, претендующие на знание о человеке в целом? Возможно ли целостное знание о человеке и мире, исходя из одного или из нескольких принципов? Если нет, то почему?
4.Каковы основные следствия абсолютизации аспектов исследования человека?
5.Основные вопросы собственно философской проблемы человека, по Ясперсу?
6.В каком смысле автор говорит о «конечности» человека?
7.Каковы возможные способы прорыва человеческой конечности с точки зрения Ясперса?
8.Возможен ли идеал человека? Если нет, то почему?

9.В чем состоит ценность человека? Как Вы это понимаете?

10.Что может помешать человеку в его самореализации, по Ясперсу?
11.Как вы понимаете тезис «он действительно знает себя как человек только тогда, когда будучи открыт для бытия вцелом, живет внутри мира в присутствии трансценденции. Принимая свое наличное бытие, он все же настойчиво стремится к бытию». Нужно ли человеку трансцендировать и если «да», то зачем?
12.Что такое философская вера? Каковы следствия человеческого неверия с точки зрения автора?

1. Наиболее известной новейшей формой биологического детерминизма является социобиология. Э. Вильсон, один из создателей этой концепции, обосновал ее принципы в книге «Социобиология. Новый синтез» (1975 г). Одно из основных открытий социобиологии по мнению Вильсона - то, что «социальное поведение всех живых существ (от бактерий, медуз, насекомых до обезьян и человека) основывается, по существу, на одних и тех же принципах». Автор выделяет некоторые черты, сближающие человека и животных. В их число входят агрессивность, разделение труда (пчелы, термиты, муравьи), эмоции, а так же стремление самца подчинить себе самку.

Анализ человека, как биологического вида - предмет исследований американского биолога Э.Майра. Равенство, согласно его концепции, означает равные возможности для наилучшего использования генетического потенциала каждого человека. Майр считает, что «отрицание генетических различий между людьми в том, что касается черт интеллекта, основано на заблуждении». В связи с этим он негативно относится к принципу «одинаковое образование для всех». Вместе с тем Э.Майр не предлагает генетически переделывать человека, он далек и от проекта выведения расы одаренных людей. В целом американский биолог осторожен и объективен в оценке детерминации генами способностей человека.

2. Проблема человека - предмет исследований канадского биолога и физиолога, создателя теории стресса Г.Селье. Основы нравственного кодекса Селье - альтруистический эгоизм, состоящий в последовательном проведении принципа «заслужи любовь ближнего». Самый главный смысл концепции Селье - ее гуманистическая направленность.Существуют также проблемы, жизненно важные для каждого и содержащие вопросы о ценности жизни человека и оптимуме его бытия: кто есть Человек, какова природа, сущность и смысл его бытия? Обращение к феномену бытия человека позволяет глубже понять и проблему феномена человека. В свое время Ж.П. Сартр указал на это. Он заметил, что есть «феномен бытия и бытие феномена». Бытие человека зависит от природы и сущности человека - творца, стремящегося не разрывать свои связи с природой, обществом, культурой и другими людьми, а совершенствовать их.

3.Среди важнейших течений современной философии (ХХ в.) существенное значение для философского осмысления природы человека и его сущности имеет экзистенциализм и философская антропология. Эти течения, возникшие в целом в рамках философского иррационализма, оказали заметное влияние на формирование ряда крупных психологических концепций, и сами по себе имеют определенное значение для психологии социальной работы. Да, я считаю, что целостные знания о природе и человеке возможны исходя из одного или нескольких принципов потому что эти принципы изучались на протяжении не одного десятка лет и находили свое истинное отражение в окружающем нас мире. Так же, как и история циклична, все- есть система. Все системно, все, что мы можем наблюдать вокруг нас- это система, которую можно и нужно изучать подобными методами.

5. Есть философия - подлинное бытие и человек, - сливаются как бы в один общий вопрос: самораскрытие человеческого бытия. Побудительные первоистоки всякого философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. Такими первоисточниками он считает удивление, сомнение, сознание потерянности и коммуникацию.Удивление рождает вопрос о познании. Познание сущего неизбежно приводит к сомнению, с помощью которого осуществляется испытание достоверности познанного. Однако при этом, согласно Ясперсу, важно то, как и где с помошью сомнения обретается почва для уверенности. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое - когда оно становится средством прояснения положения человека в его жизненной ситуации, средством осознания им своей самости. Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясённости и потерянности, в котором только и возможно осознание им своей сущности.

Обнаружение человеком своей собственной слабости выступает важным побудительным импульсом к философствованию, концентрируя внимание человека на жизненные ситуации, которые остаются неизменными в своём существе, даже если их присутствие и действие закрыты завесой повседневности. Ими являются: смерть, страдание, борьба, представленность человека воле случая, виновность, которые Ясперс называет основными ситуациями нашего существования или пограничными ситуациями.
В обыденной жизни человек либо забывает, либо сознательно отвлекается от них, живя интересами своих повседневных нужд и целей. От неизбежных в жизни опасностей и крушений человек ищет спасение в достижениях науки и техники, в поддержке со стороны общества. Однако по мере реализации своих жизненных целей, он обнаруживает тотальную ненадежность мира. Ни государство, ни церковь, ни общество, - говорит Ясперс, - никогда не обеспечивали и не обеспечивают человеку абсолютной защиты и надежности, представления о которых суть лишь обманчивые впечатления, навеянные условным благополучием спокойных недолгих времен. Независимо от того, какими средствами достигается это понимание, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность человеческого бытия.
Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, которая раскрывается в пограничных ситуациях. Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от шумной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например столкновение со смертью. Смерть, -говорит Ясперс, - касается каждого и служит пограничной ситуацией в той степени, в какой она открывает пограничность нашего бытия, входит в нашу жизнь. Смерть оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, что в жизни экзистенциально, а что нет.
Осознание пограничной ситуации выдвигает перед человеком вопрос о том, что же ему делать перед лицом этого абсолютного крушения, столкновение с которым рано или поздно неизбежно. В чем обрести опору и смысл жизни? Ясперский рецепт спасения - в проблеме превращения не подлинного бытия в подлинное, где главный вопрос - вопрос о коммуникации. Суть коммуникации, отражающей специфичность ясперского экзистенциализма, состоит в том, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание действительно лишь в коммуникации с другим самобытием.

Один я погружаюсь в заточение, - пишет Ясперс, - только вместе с другими в движении к взаимному сближению могу я открыться. Ясперс считает, что экзистенциальная коммуникация обретается человеком только в результате предварительного сосредоточения человека на самом себе. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими, однако, он также не может вступить в это экзистенциальное общение, не побыв в одиночестве с самим собой. Внутреннее раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжено с риском, поскольку каждый раскрывает свои слабости. Но на этой почве воссоздается подлинное бытие человека - его экзистенция.
К единственно подлинному бытию, по мнению Ясперса, ведет «парение в ситуации и мысли». Человек должен занять соответствующую позицию к любой определенной форме экзистен-ции. Человек должен двигаться от простого голого бытия (в обществе, государстве, в мире эмпирического, во власти инстинктов и побуждений) к самобытию. Экзистенция проясняется только разумом, а разум обретает свою содержательность только в экзистенции. Неразумная экзистенция само по себе, основанная на чувствах, переживаниях, истинах и произволе, оказывается перед угрозой вылиться в слепую насильственность. Так же как и разуму, лишенному экзистенциальности, угрожает опасность влиться в интеллектуально всеобщее, схематичное и утратить характер всякой жизненности и индивидуальности.
И, наконец, экзистенция действительна как свобода. «Я есть, пока я выбираю», - такова позиция Ясперса, предпочитавшего слепому произволу индивидуальное «самозаконодательство».

6. Свобода человека неотделима от осознания конечности человека. Наметим вкратце основные черты: конечность человека есть, во-первых, конечность всего живого. Он зависит от окружающего его мира, от питания и показаний его органов чувств; он отдан во власть безжалостного немого и слепого природного процесса; он должен умереть! Конечность человека есть, во-вторых, его зависимость от других людей и от созданного человеческим сообществом исторического мира. Он не может ничему довериться в этом мире. Земные блага приходят и уходят. В обществе людей господствует не только справедливость, но и власть, которая объявляет свой произвол органом справедливости и поэтому всегда основана на неправде. Государство и народное сообщество могут уничтожить людей, работающих на них всю свою жизнь. Доверять можно лишь верности человека в экзистенциальной коммуникации, но это не поддается расчету. Ибо то,
чему в данном случае доверяют, не есть объективное, доказуемое наличное бытие. К тому же самый близкий человек может внезапно заболеть, сойти с ума, умереть. Конечность человека состоит, в-третьих, в познании, в его зависимости от данного ему опыта, прежде всего от созерцания, которое никогда не может обходиться без свидетельств чувств. Мысля, я могу схватить только материал наполняющего мысленную форму созерцания. Человек осознает свою конечность, прилагая к ней масштаб того, что не подвластно конечности, а именно безусловного и бесконечного. "Или человек как предмет исследования – или человек как свобода". Свобода не обнаруживается ни в предметном мире, ни в мире идей, ни в мире чувств. "Нет свободы вне бытия самости. В предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться". Свобода есть отчужденное от всего состояние. Но, как и Хайдеггер, Ясперс считает, что свободу надо познавать. Без знания нет свободы, но проблема усложняется тем, что знание также не дает свободы. Познание только раскрывает возможность действия. Среди возможностей действия познание открывает произвол. Без произвола нет свободы. Однако познание открывает и закон. Не природный закон, а социальный, который заключается в нормах поведения, свободно избираемых человеком. В сочетании произвола и необходимости выкристаллизовывается истинное понятие свободы. Свобода, таким образом, трактуется Ясперсом как свобода воли принимать решения. Но так как было сказано выше, свобода связана с трасценденцией (богом), то свобода есть выбор между богом, его законами и своеволием.

Конечно, это не означает, что Ясперс как теолог отдает выбор, решение, осуществляемое человеком, религии. Выбор определяется "зовом экзистенции", который, конечно, подчинен богу. Здесь обнаруживается трудность, с которой не может справиться философия Ясперса. Она выражается в отсутствии объективного критерия отличия акта свободы от акта произвола, то есть отличия экзистенциального "подлинного хотения" от индивидуального произвола. Поскольку экзистенциальная свобода не имеет определения и невыразима общезначимым образом, постольку с точки зрения "внешнего наблюдателя" поступки экзистенциальные (истинные, свободные) и произвольные (совершенные по корысти, выгоде, жалости и др.) неотличимы. Более того, и самому индивиду трудно судить, поступает ли он свободно или по каким-то иным соображениям.