Файл: Лекция С. 442455. Вопросы к тексту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ситуационное задание 8

Г.В.Лейбниц в своей книге «Новые опыты о человеческом разуме» отмечает, что в душе (сознании) присутствуют истины разума. Эти истины есть «предрасположение, задаток, преформация, которая определяет нашу душу и благодаря которой эти истины могут быть извлечены из нее».
1.В рамках какой философской традиции выполнено это суждение?
2.Кто является основателем этой традиции?
3.Назовите представителей противоположной традиции и приведите их аргументы
.

1. Это суждения выполнено в рамках объективного идеализма.

2. Первичность сознания может пониматься по-разному, поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух (у Г. Гегеля), мировая воля (у А. Шопенгауэра), воля к власти (у Ф. Ницше). Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизма.

3. Кроме объективного идеализма, который выводит природу из божественной идеи, существует направление субъективного идеализма, который утверждает, что вещи, предметы представляют собою совокупность наших ощущений, мыслей; тем самым это направление переносит мир в сознание субъекта, т. е. познающего человека.

Субъективный идеалист спрашивает: что я могу знать об окружающих меня вещах? И отвечает: только те ощущения, которые я от этих вещей получаю, т. е. ощущения цвета, вкуса, запаха, плотности, формы и т. д. Ничего, кроме суммы этих ощущений, я не воспринимаю в вещи и не могу воспринять; не разумно ли предположить, что вещь и есть не что иное, как совокупность моих ощущений, что никаких вещей отдельно от ощущений, помимо них нет?

Из приведенных положений субъективного идеализма следует, что человека окружают будто бы не вещи, а пучки (комплексы) его собственных ощущений, что вся природа есть лишь совокупность ощущений.

Взгляды субъективного идеализма развивал в начале 18 века английский епископ Беркли. Он откровенно заявлял, что его идеалистическая философия имеет одну цель — опровергнуть материализм и атеизм, обосновать необходимость признания бога.


Субъективный идеализм грубо искажает действительное отношение между нашими восприятиями и вещами. Он отождествляет человеческое восприятие с воспринимаемым предметом.

Если делать логические выводы из основного положения субъективного идеализма: вещь и восприятие вещи — одно и то же, — то тогда мы приходим к заключению, что весь мир творится мною, моим сознанием, что другие люди, включая моих родителей, — это тоже только мои восприятия, что они не существуют объективно. Следовательно, субъективный идеализм обязательно ведет к солипсизму (от латинских слов «солюс» — только один и «ипсе» — сам) — абсурдной философии, утверждающей, будто существую только я сам, а весь мир, в том числе другие люди, существует только в моем представлении. Ленин говорил, что такая философия достойна обитателей психиатрической больницы.

Неизбежные солипсистские выводы, к которым приводит любая форма субъективного идеализма, убедительно свидетельствуют о ложности этой философии.


Список использованных источников
1. История философии: Учебник / С.А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004929-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/240225


2. Философия: Учебник / Островский Э. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0044-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/536592
3. Ясперс К. Философская вера// Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.- Лекция 3.- С.442-455.  – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/jaspers_smysl_i_naznachenie_istorii_1991.pdf
4. Лейбниц Г.В. «Новые опыты о человеческом разумении» Сочинения в 4-х т. Т. 2.-М.: Мысль, 1983.686с. - (Филос. наследие). – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000541/index.shtml