ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.03.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
|
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_1_
по учебному курсу «Психология развития и возрастная психология»
(наименование учебного курса)
Вариант ___ (при наличии)
Обучающегося | Э.Р. Зубаирова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбвд-2002и | |
| | |
Преподаватель | Е.Ж. Аккужеева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Название метода | Цель и назначение метода | Достоинства метода | Недостатки метода | Возрастные особенности применения |
Наблюдение | Метод наблюдения представляет планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Цель наблюдения – изучение развивающейся личности ребенка и составления его психологической характеристики. | – наблюдение не имеет возрастных ограничений; – исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, и каждый фиксируемый факт воспринять как его часть; – наблюдение является незаменимым в том случае, когда необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне, получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте; – субъект не знает, что он является объектом наблюдения, ведет себя естественно, свободно, и, таким образом, проявления его психики не искажаются. | – исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешаться в деятельность субъекта, так как психическое явление может не возникнуть, если случайно не сложится соответствующая ситуация; – исследователь может пропустить психологические факты, если не знает об их существовании; – наблюдаемые факты слиты с множеством сопровождающих их явлений, что вызывает трудности в их выявлении; – нельзя собрать большой фактический материал, так как требуются большие временные затраты; – в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить ранее полученные данные; – исследователь фиксирует наблюдаемые факты в описательной форме, что и осложняет их обработку и интерпретацию и ограничивает использование методов математической обработки; – опасность субъективности при сборе данных их обработке и интерпретации | Вести наблюдение за детьми, с одной стороны, проще, чем за взрослыми, так как ребенок более естественен, непринужден, открыт, специально не играет социальных ролей, которые характерны для взрослых. С другой стороны, дети обладают повышенной отвлекаемостью, неустойчивым вниманием, что затрудняет процесс наблюдения. При изучении детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее целесообразным будет использование включенного наблюдения, реализуемое в форме совместной деятельности с группой детей или конкретным ребенком |
Эксперимент | Эксперимент представляет собой метод исследования, дающий возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, для отчетливого выявления психологического факта. | - его отличительной особенностью является активная позиция исследователя. Он может вызывать интересующее явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы и проверки полученных результатов. - в эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и различными психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания. - при проведении эксперимента создаются равные условия для испытуемых. Условия можно варьировать только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление. - он позволяет быстро собрать достаточный фактический материал. - эксперимент представляет собой более объективный метод, так как в его методике содержаться четкие критерии фиксации и обработки данных. Полученные факты могут быть выражены в числовых показателях и подвергнуты количественной обработки. - в эксперименте изучаемое явление, значительно, отделено от ряда сопутствующих явлений и обстоятельств. | - при проведении эксперимента может исчезать естественность в психических проявлениях субъекта. - эксперимент не позволяет создать целостного представления о психическом развитии человека. - эксперимент требует довольно тщательной и длительной подготовки в отличие от наблюдения. | Данный метод проводится с детьми в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них условиям. |
Анкетирование | Метод письменного опроса, при котором обследуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает о себе некоторые социальнодемографические данные: возраст, профессию, уровень образования, должность, семейное положение и т.п. Метод предназначен для получения диагностической информации с привлечением достаточно большого количества респондентов. | – он позволяет собрать достаточный фактический материал по изучаемому явлению или проблеме; – дает возможность проводить повторное анкетирование, и выявлять динамику в представлениях у испытуемых; – анкетирование позволяет маскировать подлинные цели проводимого исследования. | – данный метод позволяет вскрыть лишь верхний слой изучаемого явления, и не раскрывает внутренних закономерностей и причин развития, и поэтому его стоит применять в совокупности с другими методами; – данный метод имеет возрастные ограничения в применении, его можно использовать только тогда, когда ребенок достаточно овладеет письменной речью; – вопросы в анкетах, адресованные ребенку вплоть до подросткового возраста, понимаются иначе, чем взрослыми | Ценность материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы, кроме нормального самочувствия испытуемого, необходимо определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. |
Беседа | Представляет собой сбор информации по широкому кругу вопросов о представлениях, о намерениях и планах, мнениях и оценках социальных явлений у людей различных возрастных категорий. | – можно одновременно исследовать многие стороны психического развития; – быстро собрать большой фактический материал, как об одном человеке, так и о группе людей; – повторно провести беседу с целью изучения изменений, происходящих с учетом возрастных и личностных особенностей. | – возрастные ограничения в применении, так как ребенок недостаточно владея речью, не может объяснить свои переживания, чувства, действия и поступки; – содержит высокую долю субъективизма, которая проявляется как при составлении вопросов, при фиксации и интерпретации ответов испытуемых | Метод беседы можно использовать только в том случае, когда ребенок владеет речью (примерно около 4,5 лет). |
Тестирование | Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д. | - учитываются интересы и потребности ребенка. - количественный дифференцированный характер оценки. - оперативность и экономичность. | - опасность «слепых» (автоматических) ошибок. - потеря индивидуального подхода. - отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов. - отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях. | Объективность в психологических исследованиях возможно получить лишь на основе комплексного использования перечисленных методов. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов. |
Метод социометрии | Позволяет получить информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы в детском саду, в классе, рабочем коллективе. | – характеризует межличностные отношения по каждому конкретному члену группы, и группы в целом; – предоставляет динамику становления и развития межличностных отношений; – дает возможность выявить возрастные особенности межличностных отношений. | – метод социометрии не раскрывает причин сложившейся ситуации в межличностных отношениях; – полученные результаты методом социометрии свидетельствуют не столько о реальных выборах во взаимоотношениях, а, сколько о желаемых выборах. | В зависимости от возрастного состава группы и специфики исследовательских задач применяются индивидуальные и групповые формы проведения теста, а также разнообразные варианты самих процедур выбора в виде экспериментальной игры, вербального, письменного, изобразительного теста, с использованием элементов прожективной техники |
Метод анализа продуктов деятельности | Опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности людей. | - изучение познавательных процессов, творческих способностей, личностных проявлений - легкость квантификации информации. | – во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок или человек овладеет определенным видом деятельности; – во-вторых, обработка полученных результатов оказывается трудной, так как требует специально разработанной схемы анализа, а зависит это от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. В противном случае возможно нарушение объективности и проявление субъективизма. | Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям. |
Кросс-культурный метод | Представляет собой сравнение и выявление особенностей психического развития детей и подростков, воспитывающих в разных культурах | - демонстрирует общие культурные закономерности - показывает условность культурных норм определенной страны. | - дорогостояще и требует много времени. - переменные могут быть несравнимыми с культурной точки зрения. - проблема коммуникации, когда различие в терминах влияет на результаты. - не всегда культура гомогенная, включает многие народности - это может повлиять на объяснения. | Проблема, связанная с применением культурно-сравнительной методологии, достаточно сложна; предполагается, что культурные группы, в отличие от экспериментальных групп при надлежащем образом выстроенном эксперименте, могут отличаться и действительно отличаются друг от друга по множеству параметров. Различия в оценках в разных культурных группах в принципе могут порождаться всеми факторами, отличающими выборки друг от друга, такими как возраст, пол, уровень образования, опыт работы с психологическими тестами, мотивация и заинтересованность в исследовании. |
Близнецовый метод | Исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. | - отвечает на большой спектр вопросов. - используется для исследования в разных областях психологии. - используется во многих отраслях, отличных от психологии (в биологии, физиологии, генетике, медицине, педагогике и других). - выявляет индивидуально-психологические отличия и основные детерминирующие факторы психологического развития личности. | - многие считают этот метод невалидным (ничего не доказывающим). - существует большой процент ошибочности при неправильном учете фактора влияния среды на моно- и дизиготных близнецов. - метод хоть и широко применим, но не универсален: его применение может быть ограничено из-за систематических различий между близнецами и не близнецами по нескольким признакам (масса, процент врожденных аномалий, психологические и социальные постнатальные особенности развития). | Самой важной проблемой считается подборка испытуемых по показателям фенотипа, то есть распределение по группам: монозиготных или дизиготных. |