ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)



(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №_1_
по учебному курсу «Психология развития и возрастная психология»

(наименование учебного курса)
Вариант ___ (при наличии)


Обучающегося

Э.Р. Зубаирова







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2002и













Преподаватель

Е.Ж. Аккужеева







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023



Название метода

Цель и назначение метода

Достоинства

метода

Недостатки

метода

Возрастные

особенности применения

Наблюдение

Метод наблюдения представляет планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.

Цель наблюдения – изучение развивающейся личности ребенка и составления его психологической характеристики.

– наблюдение не имеет возрастных ограничений;

– исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, и каждый фиксируемый факт воспринять как его часть;

– наблюдение является незаменимым в том случае, когда необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне, получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте;

– субъект не знает, что он является объектом наблюдения, ведет себя естественно, свободно, и, таким образом, проявления его психики не искажаются.

– исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешаться в деятельность субъекта, так как психическое явление может не возникнуть, если случайно не сложится соответствующая ситуация; – исследователь может пропустить психологические факты, если не знает об их существовании;

– наблюдаемые факты слиты с множеством сопровождающих их явлений, что вызывает трудности в их выявлении;

– нельзя собрать большой фактический материал, так как требуются большие временные затраты;

– в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить ранее полученные данные;

– исследователь фиксирует наблюдаемые факты в описательной форме, что и осложняет их обработку и интерпретацию и ограничивает использование методов математической обработки;

– опасность субъективности при сборе данных их обработке и интерпретации

Вести наблюдение за детьми, с одной стороны, проще, чем за взрослыми, так как ребенок более естественен, непринужден, открыт, специально не играет социальных ролей, которые характерны для взрослых. С другой стороны, дети обладают повышенной отвлекаемостью, неустойчивым вниманием, что затрудняет процесс наблюдения. При изучении детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее целесообразным будет использование включенного наблюдения, реализуемое в форме совместной деятельности с группой детей или конкретным ребенком

Эксперимент

Эксперимент представляет собой метод исследования, дающий возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, для отчетливого выявления психологического факта.

- его отличительной особенностью является активная позиция исследователя. Он может вызывать интересующее явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы и проверки полученных результатов.

- в эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и различными психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.

- при проведении эксперимента создаются равные условия для испытуемых. Условия можно варьировать только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление. - он позволяет быстро собрать достаточный фактический материал.

- эксперимент представляет собой более объективный метод, так как в его методике содержаться четкие критерии фиксации и обработки данных. Полученные факты могут быть выражены в числовых показателях и подвергнуты количественной обработки.

- в эксперименте изучаемое явление, значительно, отделено от ряда сопутствующих явлений и обстоятельств.

- при проведении эксперимента может исчезать естественность в психических проявлениях субъекта.

- эксперимент не позволяет создать целостного представления о психическом развитии человека.

- эксперимент требует довольно тщательной и длительной подготовки в отличие от наблюдения.

Данный метод проводится с детьми в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них условиям.

Анкетирование

Метод письменного опроса, при котором обследуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает о себе некоторые социальнодемографические данные: возраст, профессию, уровень образования, должность, семейное положение и т.п. Метод предназначен для получения диагностической информации с привлечением достаточно большого количества респондентов.

– он позволяет собрать достаточный фактический материал по изучаемому явлению или проблеме;

– дает возможность проводить повторное анкетирование, и выявлять динамику в представлениях у испытуемых;

– анкетирование позволяет маскировать подлинные цели проводимого исследования.

– данный метод позволяет вскрыть лишь верхний слой изучаемого явления, и не раскрывает внутренних закономерностей и причин развития, и поэтому его стоит применять в совокупности с другими методами;

– данный метод имеет возрастные ограничения в применении, его можно использовать только тогда, когда ребенок достаточно овладеет письменной речью; – вопросы в анкетах, адресованные ребенку вплоть до подросткового возраста, понимаются иначе, чем взрослыми

Ценность материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы, кроме нормального самочувствия испытуемого, необходимо определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю.

Беседа

Представляет собой сбор информации по широкому кругу вопросов о представлениях, о намерениях и планах, мнениях и оценках социальных явлений у людей различных возрастных категорий.

– можно одновременно исследовать многие стороны психического развития;

– быстро собрать большой фактический материал, как об одном человеке, так и о группе людей;

– повторно провести беседу с целью изучения изменений, происходящих с учетом возрастных и личностных особенностей.

– возрастные ограничения в применении, так как ребенок недостаточно владея речью, не может объяснить свои переживания, чувства, действия и поступки;

– содержит высокую долю субъективизма, которая проявляется как при составлении вопросов, при фиксации и интерпретации ответов испытуемых

Метод беседы можно использовать только в том случае, когда ребенок владеет речью (примерно около 4,5 лет).

Тестирование

Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д.

- учитываются интересы и потребности ребенка. - количественный дифференцированный характер оценки.

- оперативность и экономичность.

- опасность «слепых» (автоматических) ошибок.

- потеря индивидуального подхода.

- отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов.

- отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.

Объективность в психологических исследованиях возможно получить лишь на основе комплексного использования перечисленных методов. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.


Метод социометрии

Позволяет получить информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы в детском саду, в классе, рабочем коллективе.

– характеризует межличностные отношения по каждому конкретному члену группы, и группы в целом;

– предоставляет динамику становления и развития межличностных отношений;

– дает возможность выявить возрастные особенности межличностных отношений.

– метод социометрии не раскрывает причин сложившейся ситуации в межличностных отношениях;

– полученные результаты методом социометрии свидетельствуют не столько о реальных выборах во взаимоотношениях, а, сколько о желаемых выборах.

В зависимости от возрастного состава группы и специфики исследовательских задач применяются индивидуальные и групповые формы проведения теста, а также разнообразные варианты самих процедур выбора в виде экспериментальной игры, вербального, письменного, изобразительного теста, с использованием элементов прожективной техники

Метод анализа продуктов деятельности

Опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности людей.

- изучение познавательных процессов, творческих способностей, личностных проявлений

- легкость квантификации информации.

– во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок или человек овладеет определенным видом деятельности;

– во-вторых, обработка полученных результатов оказывается трудной, так как требует специально разработанной схемы анализа, а зависит это от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. В противном случае возможно нарушение объективности и проявление субъективизма.

Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям.

Кросс-культурный метод

Представляет собой сравнение и выявление особенностей психического развития детей и подростков, воспитывающих в разных культурах

- демонстрирует общие культурные закономерности

- показывает условность культурных норм определенной страны.


- дорогостояще и требует много времени.

- переменные могут быть несравнимыми с культурной точки зрения.

- проблема коммуникации, когда различие в терминах влияет на результаты.

- не всегда культура гомогенная, включает многие народности - это может повлиять на объяснения.


Проблема, связанная с применением культурно-сравнительной методологии, достаточно сложна; предполагается, что культурные группы, в отличие от экспе­риментальных групп при надлежащем образом выстроенном эксперименте, могут отличаться и действительно отличаются друг от друга по множеству параметров. Различия в оценках в разных культурных группах в принципе могут порождаться всеми факторами, отличающими выборки друг от друга, такими как возраст, пол, уровень образования, опыт работы с психологическими тестами, мотивация и за­интересованность в исследовании. 

Близнецовый метод

Исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

- отвечает на большой спектр вопросов.

- используется для исследования в разных областях психологии.

- используется во многих отраслях, отличных от психологии (в биологии, физиологии, генетике, медицине, педагогике и других).

- выявляет индивидуально-психологические отличия и основные детерминирующие факторы психологического развития личности.


- многие считают этот метод невалидным (ничего не доказывающим). 

- существует большой процент ошибочности при неправильном учете фактора влияния среды на моно- и дизиготных близнецов.

- метод хоть и широко применим, но не универсален: его применение может быть ограничено из-за систематических различий между близнецами и не близнецами по нескольким признакам (масса, процент врожденных аномалий, психологические и социальные постнатальные особенности развития).


Самой важной проблемой считается подборка испытуемых по показателям фенотипа, то есть распределение по  группам: монозиготных или дизиготных.