Файл: Реферат по дисциплине Педагогика По теме Место педагогической науки в системе наук.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ООО «Инфоурок»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Реферат по дисциплине:
«Педагогика»
По теме :
«Место педагогической науки в системе наук»
Исполнитель:
Кассина Анна Владимировна
2019 год.
Содержание
Введение (с. 3)
1.Происхождение и развитие педагогики ( с. 5 )
2.Система педагогических наук (с. 8 )
3. Связь педагогики с другими науками ( с. 10 )
Заключение
Список литературы
Введение
Я выбрала тему реферата «Место педагогической науки в системе наук», потому что я думаю ,что педагогика – хорошо развитая наука ,которая имеет свою чётко ограниченную область исследования, и существование её обособленно от других наук невозможно.
Педагогика — это наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства, формы, содержание и технологии организации и осуществления педагогического процесса (его компонентов) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами:
*научно-теоретическая (отражение педагогической действительности как она есть)
* конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная — отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).
Развиваясь, педагогика совершенствовалась за счет накопленного педагогического опыта, анализа и выявления наиболее результативных и позитивных методов и средств, применяемых в обучении, образовании и воспитании. Благодаря педагогической науке развивался и сам человек, получая все более ясную картину устройства мира, присущих ему процессов и закономерностей. Следствием всего этого явилось развитие общества, пополняющегося более интеллектуально и культурно развитым новым поколением.
Основными свойствами педагогической науки являются:
-социальность — педагогическая наука нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций;
- гуманитарность — педагогическая наука по своей сути является гуманитарной
, ориентированной на познание человека и его формирование и развитие как личности;
-открытость — педагогическая наука как, пожалуй, никакая другая связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности и другими науками о человеке.
Приоритетной задачей педагогической науки является вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.
Происхождение и развитие педагогики
Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. до н. э.). В буквальном смысле слово «пейдагог» (греч. paidagogos: pais (родительный падеж paidos) — дитя + ago — веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение). Педагог в Древней Греции – это раб , который брал ребёнка своего господина за руку и провожал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства «вести ребёнка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.
Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), в трудах, которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители — Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.), Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н. э.) и др.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковной каноникой. Человек рассматривался только как творение Божье. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин Блаженный (354—430), Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначительно обогатилась новыми идеями.
Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых итальянец В. да Фельтре (1378—1448), француз Ф. Рабле (1494—1553), англичанин Т. Мор (1478—1535). Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом. В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу — Витторио де Фельтре (1378-1446 гг.), Хуан Вивес (1442-1540 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.), Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), Мишель Монтень (1533-1592 гг.) и др. Немецкий педагог В. Ратке (1571—1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.
История педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в. Объективно это было обусловлено двумя моментами.
Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.
Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества. Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592— 1670). В его трудах впервые были определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Большая заслуга Я. А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.
Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811:—1848), А.И. Герцена (1812—1870), Н.Г. Чернышевского (1828—1889), Н.А. Добролюбова (1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский (1824— 1870), Н.И. Пирогов (1810—1881), Л.Н. Толстой (1828— 1910), К.Н. Вентцель (1857—1947) и др.
Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступавший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.
Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), Н.К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.
Начатая в нашей стране в 1980-е гг . перестройка затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике.
Система педагогических наук
Педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Систему педагогических наук образуют следующие науки:
Общая педагогика. Эта наука исследует основные закономерности воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.
Значительное место в системе педагогических знаний занимает история педагогики. Эта наука изучает развитие педагогической науки в различные исторические эпохи.
Сравнительная педагогика. Она исследует закономерности развития, функционирования образовательно-воспитательных систем в различных странах вследствие сопоставления и сравнения, нахождения сходств и различий.
Возрастная педагогика. Изучает особенности развития личности на разных возрастных этапах. В зависимости от возрастных характеристик различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднеспециального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых.
Специальная педагогика. Она разрабатывает методы, формы, принципы воспитания и образования людей, имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика, еще ее называют дефектологией, делится на ряд отраслей: сурдопедагогика (работа с глухими и глухонемыми людьми), тифлопедагогика (работа со слепыми и слабовидящими людьми), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми), логопедия (работа с детьми, у которых наблюдается расстройство речи).
Методика преподавания различных дисциплин. Данная отрасль педагогики содержит специфические закономерности обучения конкретным дисциплинам, например математике, информатике, литературе и т. д.
Профессиональная педагогика. Она изучает закономерности, теоретические обоснования, разрабатывает принципы, технологии воспитания человека, выбравшего конкретную профессиональную деятельность. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что она направлена на раскрытие трудового потенциала человека, направленного на овладение конкретной профессией. Развитие профессионального потенциала возможно с помощью профессионального воспитания, профессионального образования и обучения. В зависимости от профессиональной направленности различают инженерную, военную, медицинскую педагогику.
Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.
Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождаются развитием общества и научного знания.
Связь педагогики с другими науками
Необходимо знать, что педагогика как наука тесно взаимосвязана с другими науками, поэтому место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями: с философией, педагогикой, биологией, антропологией, медициной, социологией, экономикой, политологией, кибернетикой, юриспруденцией, информатикой, этнографией и другими науками.
1) В числе первых сложились связи педагогики с философией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики. Философское учение является методологической основой педагогики. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы цели воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания ( в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.