Файл: Реферат по дисциплине Педагогика По теме Место педагогической науки в системе наук.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.). При анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса.
3) Педагогика тесно связана биологией (анатомия и физиология человека), антропологией и медициной. Опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
4) Отношения педагогики с медициной сделали возможным возникновение коррекционной педагогики как специфической сферы педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Совместно с медицинской наукой коррекционная педагогика занимается разработкой системы средств достижения терапевтического эффекта.
5) Хорошо просматривается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияния социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества. Профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.
6) Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в
различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.
7) Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.
8) Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
Заключение
Цель данной работы - изучение педагогики как системы педагогических наук, а также определение взаимосвязи педагогики и других наук о человеке. Для достижения поставленной цели были рассмотрены вопросы о происхождении и развитии педагогики , системе педагогических наук. Предмет педагогики - это воспитание человека как особая функция общества. Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Изучив вопрос о системе педагогических наук можно сделать вывод о том, что систему образует очень много отраслей наук: общая педагогика, история педагогики и т.д.
Педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Ка к любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения. Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования
, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.
Список литературы
1. Вайндорф М. Е., Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций.- М.:Юрайт-Издат,2004.
2. Волочай А.В., Димитрова Л.В., Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика для студентов вузов. Ростов н/Д:Феникс, 2004.
3. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Просвещение,1990.
4. Педагогика:Учебник/Под ред.П.И.Подкасистого.-М,2002.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Общая педагогика: Учеб.пособ./Под ред.В А.Сластенина:В 2 ч. Ч.1.М.,2002
.