Файл: Реферат по дисциплине Этногеография и география религий По теме Как и когда возник индуизм. В чём состоит особенность этой религии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Этногеография и география религий»


По теме:

«Как и когда возник индуизм. В чём состоит особенность этой религии?»

Исполнитель:

Хомченко Анастасия Владимировна

Березовское 2022 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Ведический период развития индуизма……………….……………..…………4

2. Период брахманизма развития индуизма…..………………..…………….……6

3. Период собственно индуизма…………………………………………………..10 4. Основные направления индуизма………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………..….15

Список литературы…………………………………………………………..17

Введение

Большинство исследователей полагает, что под индуизмом следует понимать не отдельное вероучение, но целый комплекс верований; отмечается также, что эти верования иногда противоречат друг другу. Называя индуизм религией, мы должны иметь в виду, что он не представляет из себя единой системы. Более того, как отмечает M.W. Muesse, понимание религии как аспекта жизни, имеющего своим центром некоторые доктрины и верования и опирающегося на религиозную организацию, совершенно не описывает сущности индуизма. Восприятие его как одного из многочисленных аспектов жизни Индии неверно; он лежит в основе всех прочих аспектов жизни индуса - искусства, медицины и т. п. Другими словами, индуизм является той структурообразующей единицей, на основе которой развивается дальнейшая культурная жизнь индийского социума.

Следует также отметить, что термин «индуизм» по своему происхождению европейский; историческое название индуизма - «санатана дхарма», что обычно переводится как «вечный путь» или «вечное учение». Но понятие «индуизм» можно интерпретировать двояко. С одной стороны, этим термином обычно называют религию, возникшую как итог противостояния брахманизма и буддизма. С другой стороны, зарождение индуизма началось намного раньше.

Определённую проблему вызывает и разделение этапов развития индуизма на подэтапы: в различных классификациях они выделяются по-разному. Мы воспользовались наиболее общей классификацией, отмечая там, где это ввиду наличия или отсутствия данных в источниках представлялось возможным, и некоторые подэтапы в становлении культа.


Наконец, нельзя оставить без внимания следующую проблему. Такие учения, как буддизм, джайнизм и сикхизм, возникли на почве древнеиндийской религии, из чего может показаться, что их развитие следует также рассмотреть в рамках индуизма. Однако исследователи, труды которых были использованы мной, однозначно выделяют их в отдельные религиозные системы. Ни буддизм, ни джайнизм, ни сикхизм не считают главный сакральный текст индуизма, Веды, священным писанием. Н.С. Трубецкой, называет буддизм «логическим завершением» пути развития индуизма, тем не менее, до некоторой степени противопоставляя ему новый брахманизм, или собственно индуизм. Таким образом, следуя общепринятым канонам, мы не будем рассматривать эти учения как определённые этапы развития индийской религии, но отметим период их возникновения и их оппозиционный характер, не углубляясь, однако, в дальнейшее исследование их эволюции.

Целью работы явилось изучение этапов формирования, основных направлений и особенностей религии Индуизма. При выполнении данной работы основными методами исследования являлись синтез и анализ найденной информации.

  1. Ведический период развития индуизма

Учёные-индологи традиционно выделяют в становлении индуизма несколько этапов. Количество их определяется различно. Самая общая периодизация, используемая Л.С. Васильевым, разделяет историю развития индуизма на три этапа - ведический (ведийский), период брахманизма («старого брахманизма») и период собственно индуизма («нового брахманизма»). Отметим, что границы между этими этапами достаточно расплывчаты.

Ведийский этап охватывает период с III-II по VIII век I тысячелетия до н.э. Однако встречается и разделение его на несколько подэтапов, и в зависимости от классификации каждый из подэтапов вписывается в различные хронологические рамки. Минимально следует обозначить два подэтапа - формативный (до I тысячелетия до н.э.) и собственно ведический (с начала I тысячелетия по VIII век до н.э.).

Протоиндийская культура, или Hindus Valley Civilization (также Harappan Civilization), как именуется она в западных источниках, по мнению Muesse, может быть отнесена к высокоразвитым. О ней ничего не было известно вплоть до середины XIX века. Предположительно, обилие искусственных водоёмов и бассейнов свидетельствует о присущем древним жителям Индии понятии о ритуальных омовениях. Археологические находки позволяют судить, что особенно распространённым был культ плодородия. Основными богами считались богиня-мать (её культ признаётся как наиболее древний) и «мужской бог», изображавшийся рогатым (наследие почитания репродуктивной силы животных) в йогической позе лотоса - со скрещенными ногами. Некоторые исследователи полагают, что этот бог является прообразом Шивы.


Начало нового, собственно ведического периода, было связано с пришествием на территорию Индии арийских племён (это произошло приблизительно в 2000-1500 г. до н.э.).

Именно язык ариев лёг в основу классического санскрита, сакрального языка Вед - более того, сами Веды считаются наследием именно арийской культуры.

Не следует забывать, однако, что ведический канон формировался на протяжении долгих веков и, соответственно, отображает в своём развитии те же этапы, что и развитие религиозной традиции Индии. Древнейшей книгой Вед считается Ригведа, её возникновение относят к той эпохе, когда племена ариев пришли на территорию Индии. Прот. А. Мень отмечает, что в гимнах Ригведы можно найти отголоски древнейших верований ариев. Так, подобно многим другим народам, первоначально арии сохраняли веру в единого Бога - они называли его Дьяушпитар, то есть Светозарный Отец.

Прежде всего в культ ариев вошло поклонение богине-матери Адити - как источнику всего бытия, и постепенно её образ затмил собой Дьяушпитара. «Адити, - говорится в Риг-Веде, — это небо, Адити — это промежуточная область, Адити - это отец, и мать, и сын, Адити - все боги и пять племен, Адити - это все, что когда-либо будет рождено». Вслед за этим появился политеистический культ, который, по мнению Н.С. Трубецкого, неверно понимать, как сугубо натуралистический. Божества выступают не как олицетворения явлений природы, а как отдельные сверхъестественные силы.

Первостепенное значение имеет культ неба. В пантеоне божеств Ригведы выделяются два бога: Варуна и Индра. Особая роль уделяется Варуне. Он выступает не как один из множества богов, а как Вседержитель и Творец, - другими словами, берёт на себя функцию Дьяушпитара. В гимнах, связанных с Варуной, прослеживаются следы веры в бессмертие души; Варуне посвящены покаянные гимны. Совсем иной образ бога Индры. В нём отражены черты земных царей Индии. Это божество - символ грубой чувственности и любви к наслаждению. В Ригведе есть гимн, содержащий в себе монолог Индры, опьяневшего от ритуального жертвенного напитка сомы. Этот образ максимально приземлён и совершенно противоположен Варуне.

К концу ведического периода культ Варуны постепенно сошёл на нет - возможно потому, что образ Индры, отражающий черты правителей Индии, получил развитие в связи с почитанием царя-завоевателя, роль которого в этот период возросла. Число гимнов в честь Индры возрастало
, и в Атхарваведе Варуна, наконец, изображается поклоняющимся Индре. Таким образом, к эпохе «старого брахманизма» культ Индры становится господствующим. Как отмечает Н.С. Трубецкой, роль этого «выбора» между культом Варуны и культом Индры недооценивается исследователями, так как это предопределило весь дальнейший ход индийской религиозной мысли Индии.

  1. Период брахманизма развития индуизма

Период брахманизма, как пишет Н.С. Трубецкой, характеризуется усложнением культа, всё более и более чётким разделением социума на варны, появлением большого количества философской и богослужебной литературы. По хронологии Muesse, он начинается с VIII и заканчивается II в. до н.э. Иногда его начало относят к VII веку.

Переход от культа Варуны к культу Индры спровоцировал глубокие изменения в религиозном сознании индийцев. Всё больше распространялась мысль о том, что жертва необходима богам и что их можно подчинить себе. С одной стороны, это привело к развитию обрядовой стороны культа и, как следствие, к росту авторитета жрецов, с другой стороны, появляются люди, желающие путём аскезы достичь того же, что могут боги; древние мифы этого периода полны сказаний о борьбе таких отшельников с богами.

Как пишет А. Мень, этот период характеризуется всплеском отшельничества. С его точки зрения, это свидетельствует о духовной неудовлетворённости адептов индийской религии. «Неудовлетворенное религиозное чувство обратилось к космической мистике бытия. С другой стороны, выход из тупика начали искать через философское мышление». Именно в этом явлении отшельничества заложен источник широко распространившегося впоследствии в индуизме института гуру. Немалую роль в становлении религии брахманского периода сыграла каста воинов - кшатриев, которые тоже могли изучать Веды.

Ближе к середине VIII - началу VII века начинает формироваться новая религиозная концепция, отражённая в памятниках литературы - Упанишадах и законах Ману. Первыми следует назвать Упанишады (ок. VII в. до н.э.). Философия Упанишад разрабатывалась в основном аскетами-отшельниками. В них зарождается весьма характерная для индийской религии концепция реинкарнации, то есть перевоплощения. Также впервые вводится понятие кармы - как суммы злых и добрых дел человека, определяющих форму его перерождения. Н.С. Трубецкой выводит концепцию реинкарнации и кармы исходя из особенностей культа поздневедического этапа: если граница между богами и людьми стирается, стирается и граница между человеком и животным.


Отчасти в Упанишадах и в более поздних законах Ману (II в. до н.э.) появляется идея Брахмана. Религиозное воззрение Индии принимает отвлечённо-пантеистический характер. По новому воззрению, все ведические боги - проявление одного и того же Брахмана, или Атмана; понятие «атман», первоначально обозначавшее душу, стало употребляться и для обозначения «души мира». Всё то, что воспринимается чувствами, - иллюзорно, существует лишь Атман, одна Абсолютная Реальность. Он не имеет ни признаков, ни свойств, не умирает и не рождается. Для него не существует ни добра, ни зла. Как пишет еп. Хрисанф, «он есть самый мир, взятый в отвлечённом понятии бытия». Познание Брахмана возможно лишь через созерцание - одним из элементов медитативного созерцания Атмана является повторение священного слога «аум». Идеал философии Упанишад, таким образом, - слияние с Брахманом и достижение единства с ним (мокша) - концепция, нашедшая своё отражение в появившейся позднее идее нирваны.

К концу тысячелетия в Индии насчитывалось шесть философских школ, находящихся в рамках ортодоксального учения. Системы вайшешика, йога и миманса возникли приблизительно около II в. до н.э., а системы сангхья, веданта и астика ньяя берут истоки в VI-VII вв. (хотя литература системы ньяя датируется II в.). Эти системы можно разделить на монистические (содержащие представление о едином высшем начале) и дуалистические (с учением о двух противоположных началах). Учение каждой системы несколько отличалось от других, однако именно в них получили развитие концепции ахимсы (не причинять вреда живому - что должно было знаменовать собой прекращение жертвоприношений), асаны (телесные упражнения), медитаций, дыхательных упражнений и т.п., а также идеи материи и Абсолюта, противоположных друг другу. В совокупности же своей эти философские системы знаменовали собой дальнейшее развитие религии от относительно единой, до представляющей из себя комплекс различных философских школ.

Джайнизм появился около VI в. до н.э. По преданию, основателями учения являются философы-аскеты Парсва (полулегендарная личность, к которому адепты джайнизма возводят начало вероучения) и Вардамана-Махавира, проповедующий в духе Парсвы. Этому учению свойствен дуализм (противопоставление живого - дживы - и неживого - адживы), отрицание существования высшего начала, авторитета Вед, кастового строя общества и гораздо более строгая