Файл: Русские и американские культурные ценности сравнительный анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ДИСЦИПЛИНА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

РЕФЕРАТ

на тему «Русские и американские культурные ценности: сравнительный

анализ»

Выполнил:Крюков Алексей Николаевич

Направление: Юриспруденция

2023

Омск

Содержание




Введение 2

Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации 4

Культурные ценности России 6

Сравнительный анализ российских и американских культурных ценностей 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14



Введение

За последнее время Россию потрясли многие изменения во всех сферах: в политической, социальной, экономической. Без изменений не осталась и культурная сфера, на трансформацию которой повлияли многие факторы. С начала 90-х годов Россия была открытым геополитическим пространством для многих стран мира, поэтому Россия впитывала в себя все как «губка» от зарубежных стран: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, и многое другое. За последние годы страна преобразовалась настолько, что, кажется, ничего «исконно русского» уже не осталось, все перемешалось и заимствовалось у других культур и народов.

Много веков назад каждый народ, каждая страна пыталась сохранить свою культуры, ее особенности,которые передавались из поколения в поколение. Культура являлась самым ценным, что было у народа и это было важно для каждого, чтобы следующие поколения следовали традициям и обычаям. На сегодняшний день картина кардинально изменилась. Особенность нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика россиян, заключается в том, что этот процесс протекает в сложных политических и идеологических условиях расширения социальной самостоятельности и инициативы людей. Россия - великая держава, с великой историей, с великой культурой, начала растеривать все самое ценное, что было накоплено веками: свою индивидуальность, а значит свои культурные ценности. Люди просто на просто стали жить по «культурным законам» других стран и народов, потому что сегодня они могут выбирать культурные ценности той страны, которые им наиболее подходят, по их мнению.


Осмысление явления культурных различий позволяет увидеть взаимосвязанные смысловые линии в чужой культуре и, соответственно, лучше понять такие линии в культуре собственной. Каждый из концептов, бытующих в локальном культурном пространстве, задает своеобразную программу смыслов, регулирующих поведение людей. Следовательно, переход в область межкультурной коммуникации должен быть сопряжен с принятием культурных аксиом, свойственных иному миропониманию. «Попытка понять иной склад мышления всегда требует напряжения и готовности столкнуться с непривычными и на первый взгляд ненормальными установками другого человека».1

Актуальность. В связи с социально-экономической модернизацией России в нашем обществе в течение последних двухтрех десятилетий наблюдаются процессы переоценки ценностей, их трансформации и идеологической переориентации. Совершенно очевидно, что традиционные русские ценности, заложенные в генотипе и менталитете народа, плохо согласуются с новыми «рыночными» ценностями, навязываемыми России мировым сообществом, ориентированным на западный, а точнее, на американский стиль жизни, провозглашаемый «общечеловеческим».

В процессе исследования выяснилось, что ценности американской культуры структурированы, прописаны, известны и постулируются для всего мира. Русские же ценности находятся в ситуации трансформации, что и заставляет пристально вглядываться в своеобразие диалога двух культур на современном этапе.

Целью работы – проанализировать особенности культур Америки и России на современном этапе.

Основные задачи: рассмотреть тенденции иособенности обеих культур, выявить сходства и различия, охарактеризовать влияние обеих культур на друг друга. 

Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру (в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, с помощью вербальных и невербальных способов общения), к которой принадлежит. В повседневной жизни человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате формируется его ценностное отношение к миру. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость.



Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются эмоции и чувства. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания, К. Клакхон дал определение ценностям.

Ценности - «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих проблем».2

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, которые составляют систему ценностей. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и т. д., вплоть до общечеловеческих. Поэтому в науке принято все культурные ценности систематизировать на две группы.

Первая - это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

Во второй - к числу культурных ценностей относятся оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации, которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, солидарности, взаимопомощи и т.д.

 Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

Культурные ценности России
Русское этическое сознание всегда полагало самой первой и высшей ценностью духовность, духовное отношение к человеку. Эти категории представляют большие сложности как для теоретической, так и особенно эмпирической интерпретации. Происхождение понятия «духовность» связано с деяниями Святого Духа, описанными в Библии. Дух как философское понятие означает невещественное начало, в отличие от материального природного начала. Дух в человеке - это душевные состояния, обращенные на познание истины, на то, что человек признает высшим и безусловным благом (И.А. Ильин). Дух имеет нравственно-интеллектуальную природу, которая дает возможность осуществлять акт сознания (духа), делать личностное усилие (М.К. Мамардашвили).

В рамках духовного универсализма или всечеловечности человек духовный выступает эквивалентом высшего добра, который один «дороже всех царств мира», судьба которого первее всего. Русская культура ставит любовь к другому человеку выше любви к государству, нации, отвлеченной морали, к науке, цивилизации.3 Любовь полагается высшим добром, которое творит человек для другого человека, такое отношение к человеку считается Божеским, а не просто человеческим. Любовью строится совместная жизнь на земле, из любви родится вера, культура духа. П.А. Флоренский отмечал в русских «перевес начал этических и религиозных над общественными и правовыми».4

Ядро русской культуры - внутреннее преобразование личности, направленность к нравственному абсолюту, нравственный максимализм. Невозможность выстроить в реальной практике в силу сложности задачи почитаемые ориентиры порождала склонность к мифологизации бытия, потребность жить скорее в придуманном мире, чем в реальном. Направленность к нравственному абсолюту, сложность и противоречивость сущности человека являются одними из причин, порождающих амбивалентность характера. Эта особенность и не относится к категории ценностных, но выступает в качестве значимой поведенческой характеристики.

Национальные ценности и их ранжирование особенно ярко проявляются при контакте культур. Важно отметить, что некоторые ценности, являющиеся, на первый взгляд, общечеловеческими, универсальными, могут выявить разную степень значимости для разных культур только при их столкновении. Так, например, любовь и уважение детей к родителям кажется естественной ценностью и нравственным императивом для подавляющего большинства культур. В структуре языка выделяются участки, эксплицирующие своего рода «кодекс морально-нравственных правил, оценок бытия»,
5 к которым относится, в частности, фразеология, паремии. Так, в русском языке есть много пословиц, доказывающих ценность семьи (Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет; Вся семья вместе, так и душа на месте; Дерево держится корнями, а человек семьёй и др.), пословиц, призывающих ценить, любить, уважать и почитать родителей.

Служение Богу и истине как сакральная цель и призвание русского народа определяли и его государственное устройство. На Руси сформировался служащий этнос, в котором все сословия исполняли свое государственное служение. Властная вертикаль определялась служением низших сословий высшим, восходя к Государю (князю, царю), который отвечал за весь народ перед Богом. Защита чистоты веры была первейшей обязанностью православных государей.

Искреннее смирение, послушание, христианская любовь, ревностное служение Вере и Отечеству, преданность государям, милостью Божией поставленным, и, как венец всего, всегдашнее памятование о Господе Боге - вот ценности русских людей на протяжении веков.

Справедливость — еще одна ценность русской культуры, важная для жизни в коллективе. Изначально она понималась, как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Эта ценность является инструментальной, но в русской общине она стала целевой. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили русские люди. В знаменитом споре правды-истины и правды-справедливости именно справедливость одерживала верх. Для русского человека не так уж важно, как было или есть на самом деле; намного важнее, что должно быть. Именно с позиций вечных истин (для России эти истины были правдой-справедливостью) оценивались мысли и поступки людей.

Отсутствие индивидуальной свободы определялось тем, что в русской общине с ее равными наделами было просто невозможно проявиться индивидуализму. Человек не был собственником земли, не имел права ее продавать, не был волен даже в сроках посева, жатвы, в выборе того, что можно культивировать на земле. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство, которое на Руси совсем не ценилось. Не случайно Левшу были готовы принять в Англии, но он умер в полной нищете в России.6

Сравнительный анализ российских и американских культурных ценностей