Файл: Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся Горизонты открытий Проект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №222 города Москвы
Конкурс проектных и
исследовательских работ учащихся
«Горизонты открытий»
Проект
«Экологически грамотный
потребитель»
Номинация:
«Чтения им. А.А. Леманского»
Проектные и исследовательские работы естественно-научной
направленности»
Разработали: ученики 8 класса
Казакова И., Катюхина М.
Научный руководитель: Речкалова
Н.И.
Москва, 2014
Содержание
Актуальность, цель исследования, гипотеза,
задачи исследования, методы………………………………..2
Литературный обзор…………………………………………..3
Исследования…………………………………………………. 5
Маркировка и штрих код товара, знаки качества……… …..9
Выводы…………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………11
Приложения…………………………………………………… 13
2
Актуальность: организация правильного здорового питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.
Цель проекта: формирование компетенции - «Экологически грамотный потребитель».
Гипотеза: умение грамотно использовать информацию на этикетках продуктов (маркировка, знание обозначений индексов «Е») это - залог предупреждения заболеваний, сохранение здоровья нации.
Задачи:
1.Сбор информации о составе пищевой продукции с целью оценки ее качества (пищевые добавки, пищевые красители, штрих коды) по литературным источникам;
2.Социальный опрос - анкетирование (100-взрослые и 100 учащихся);
3.Идентификация (исследование потребительских свойств товара и показателей), наиболее часто покупаемой пищевой продукции в магазинах микрорайона;
4.Анализ результатов и просветительская деятельность в направлении «Экологически грамотный потребитель».
Методы исследований:
-
метод контента
-
социальный опрос;
-
идентификация продукции
Литературный обзор
Множество людей пока не осознают роли и значения пищи, которую они употребляют. По статистическим данным министерства здравоохранения Российской Федерации 70% школьников имеют заболевания, связанные с неправильным питанием.[1]
Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона продукта, организм ребенка недополучает
3
важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Под влиянием
насыщенной синтетическими добавками пищи, нерегулярным и неполезным
питанием сопротивляемость организма ослабевает.[1]
На сегодняшний день, монополисты, поставляющие продовольственные
товары это - транснациональные корпорации США и Западной Европы. Товары
поставляют в три категории стран, мы относимся к категории стран – «для вывоза в любые страны», при этом поставляемая продукция, как показывает практика, далеко не с лучшим качеством, но с высоким процентом поставок, в этом легко убедиться, посетив наши магазины. Мы столкнулись с тем, что
ввозятся и продукты, содержащие опасные для нашего здоровья ингредиенты, в то время как в другие страны их ввоз запрещен. Если прочитать аннотацию к продукту, при условии, что ты владеешь определенными знаниями - каким должен быть по составу продукт, становится страшно.
Современные технологии приготовления пищевых продуктов массового
потребления, предусматривают широкое применение различных пищевых
добавок. Пищевые добавки необходимы для улучшения органолептических свойств, пролонгирования сроков хранения, снижения калорийности пищи. В соответствии, с законодательством, под термином - «пищевые добавки»
понимают природные или синтезированные вещества, преднамеренно вводимые в пищевые продукты, с целью придания им заданных свойств: вкуса, запаха, цвета и не употребляемые сами по себе в качестве обычных компонентов пищи. Для обозначения пищевых добавок используют индекс «Е». При этом
значение имеет экологичность продуктов питания.[3] Технология расчёта экологически чистых продуктов питания в России возникла сравнительно
недавно и является одной из важнейших медико-экологических и социальных проблем. На наш взгляд умение грамотно использовать информацию на этикетках продуктов (маркировка, знание обозначений индексов «Е») это - залог
предупреждения | заболеваний.[3,2,9]. | Причина кроется, | прежде всего, в | |
качестве продуктов, которые мы потребляем, что и явилось предметом | для | |||
изучения. В ходе | наших исследований | мы выяснили, что | большинство | из |
| | | | 4 |
опрошенных при покупке продуктов питания интересуются ценой и сроком реабилитации, а производителем и качеством продуктов интересуются менее половины опрошенных, что в очередной раз доказывает, что понятие «экологически грамотный потребитель» кажется далеким и малопонятным.
Исследования
Нами было выбрано 4 магазина, два из которых для малообеспеченного населения - «Монетка» и «Пятерочка». Один для среднеобеспеченных граждан – «Седьмой континент» и «Азбука вкуса», для людей с хорошим материальным достатком.
-
ходе соцопроса который мы провели среди жителей нашего района, (100человек - взрослых и 100человек - учащиеся нашей школы), выяснили, что в магазине «Азбука вкуса» продается свежая и качественная продукция, однако,
из-за того, что цена в этих магазинах от 1,5 до 5 раз больше, чем в обычных магазинах, постоянными покупателями являются лишь 7% опрошенных. Примерно 25% опрошенных являются постоянными покупателями «Седьмого континента»: в магазине - большой выбор продукции, неплохое обслуживание, но цены немного выше, нежели в магазинах для менее обеспеченных людей. Оставшиеся 68% опрошенных регулярно покупают продукты питания в таких магазинах, как «Монетка» и «Пятерочка», где нередко можно обнаружить не маркированную продукцию, содержащую небезопасные пищевые добавки, красители, и просроченные продукты (приложение-2).
Практически все из 100 учащихся старших классов нашей школы покупают в магазинах газированную воду и такие кондитерские изделия, как чипсы, жвачки, различное печенье. Мы изучили состав наиболее часто покупаемой продукции. Наибольшей популярностью в нашем микрорайоне
пользуются напитки: «Coca-Cola», «Фанта» и «Спрайт». В состав напитка«Coca-Cola», входят такие вещества как:
E-952 - цикламовая кислота, заменитель сахара. Относится к веществам, запрещённым к использованию в продуктах питания человека, поскольку является канцерогеном.
E-950 (ацесульфат калия) - сахарозаменитель. Содержит
5
метиловый эфир, который ухудшает работу сердечнососудистой системы, и аспарогеновую кислоту - она оказывает возбуждающее действие на нервную систему и может, со временем, вызвать привыкание.E-951 (аспартам) – сахарозаменитель, может провоцировать следующие болезни: опухоль мозга, множественный склероз, эпилепсию, базедову болезнь, хроническую усталость, болезни Паркинсона и Альцгеймера, диабет, умственную отсталость, туберкулёз, он может вызвать даже смертельный исходE-338 - ортофосфорная кислота, вызывает раздражение глаз и кожных покровов.
«Фанта» - содержит: Е211 – бензонат натрия, вызывает такие болезни, как астма,крапивница, раздражение кожи и полости рта, гиперактивность;Е201 – сорбат натрия, вызывает аллергическую реакцию; Е104 – хенолин желтый, вызывает астму, крапивницу, сыпь на коже, гиперактивность, анафилаксию
«Спрайт»
Е-331 - Цитраты натрия. Основные функции это - регулятор кислотности, эмульгатор, стабилизатор, комплексообразователь. Вредное действие - аллергические реакции; Е-102 – Тартразин - вызывает приступы астмы. Его Основная функция: Краситель. Он опасен для организма. Вредное действие: Возможно, канцероген, опухоль щитовидной железы, крапивница, изменение восприятия и поведения, мигрень, бронхоспазм, затуманенное зрение, зуд, ринит, гиперактивность, бессонница, кошмарные сновидения. Запрещён в Норвегии, Австрии и Финляндии, ограничено использование в Германии. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что данные напитки наносят огромный ущерб здоровью, особенно страшно за младших школьников, которые копируют своих старших братьев и сестер.
Чипсы: Пищевые добавки, входящие в состав чипсов «Lays»:
Е-635 - рибонуклеотид (усилитель вкуса) - запрещён в ряде стран, вызывает кишечные расстройства, Е330 – канцероген, Е-160 – экстракт паприки (краситель), вреден для кожи, Е-270 – молочная кислота (регулятор кислотности), опасна для детей Е-621,627,631 - глутамат натрия (усилитель вкуса), запрещён к использованию в детском питании. Усилители вкуса и
6
аромата; натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества и красители, которые, также содержат вещества вредящие здоровью.