Файл: Анализ потребительского спроса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
MRSxy в конкретном цифровом выражении была положительным числом (dX всегда отрицательно). Предельная норма замещения в любой точке равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в этой точке (рис. 6.2).

При перемещении потребителя вдоль кривой безразличия от точки, А к точке D проявляется другая закономерность, заключающаяся в уменьшении предельной нормы замещения. Иными словами, потребитель оценивает X относительно Y в уменьшающейся степени по мере увеличения потребления X.

Такова в целом тенденция соотношения между X и Y, если потребитель перемещается слева вниз направо. Что касается конкретного соотношения между товарами X и Y в каждой точке кривой безразличия, то оно зависит от местоположения потребителя на этой кривой. В верхней части кривой у потребителя, как правило, имеется небольшое количество X относительно К поэтому при обмене он будет отказываться от большого количества Y, чтобы получить единицу X. В нижней части кривой, где X больше относительно Y, он будет отказываться от меньшего количества Y. чтобы получить единицу X. Потребители имеют различные предпочтения, что и объясняет различные пропорции обмена одного товара на другой при неизменном уровне удовлетворения.

Итак, уменьшающаяся предельная норма замещения является важной характеристикой потребительских предпочтений.

Закономерно поставить вопрос о связи между явлениями уменьшающейся предельной нормы замещения и уменьшающейся предельной полезностью. В основе обеих закономерностей лежит общая реальность, состоящая в том, что ценность товара для потребителя постепенно падает по мере увеличения его количества. Вместе с тем имеются и различия: уменьшающаяся предельная полезность (MU) основана на кардиналистском подходе к измерению полезности, в то время как уменьшающаяся предельная норма замещения— на ординалистском подходе к измерению т. е. чем больше для потребителя значимость блага Y, тем меньшее его количество он согласится отдать за единичное приращение блага X. Ничего не зная о том, каково абсолютное значение предельной полезности обоих благ, потребитель получает соотношение этих предельных полезностей.

Совокупность кривых безразличия образует карту кривых безразличия (рис. 3).




Рис. 3. Карта кривых безразличия Доказано, что предельная норма замещения одного блага другим равна отношению предельных полезностей этих благ или.



График иллюстрирует типичную карту кривых безразличия, состоящую из четырех кривых: I, II, III, IV. Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет более высокий уровень потребления (полезности). Отсюда каждая комбинация товаров X и Y, находящаяся на кривой IV, предпочтительнее всякой комбинации на кривой III и т. д. Все наборы благ на одной и той же кривой являются равнозначными, а любая комбинация благ, находящаяся на более высокой кривой, будет более предпочтительной.

На графике расположены четыре кривые, но их может быть гораздо больше, поскольку количество наборов из товаров X и Y содержит бесконечное число кривых безразличия. Каждая точка, отражающая набор, лежит только на одной кривой безразличия (22, "https://referat.bookap.info").

Суммируя свойства кривых безразличия, следует указать на их следующие основные черты.

  • 1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные наборы, причем между двумя любыми кривыми можно провести новую кривую безразличия. Это свойство является следствием самой первой предпосылки потребительского предпочтения о том, что покупатель знает свои потребности и способен их ранжировать.

  • 2. Кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга. Пересечение кривых означает, что потребитель непоследователен в ранжировании своих потребностей.

  • 3. Кривая безразличия всегда имеет «отрицательный» наклон, т. е. идет слева сверху и вправо вниз. Это означает, что покупатель имеет возможность компенсировать уменьшение потребления одного товара увеличением потребления другого.

  • 4. Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз.

Все эти свойства кривых в экономической теории доказаны строго математически. Основу суждений о свойствах и особенностях кривых безразличия заложил английский экономист Ф. Эджуот (1845−1926).

Кривые безразличия являются аналитическим инструментом определения того, что хочет приобрести покупатель. Если бы потребители имели неистощимые денежные ресурсы, то не возникало бы проблем рационального использования средств и не было бы работы для экономистов. Люди покупали бы все, что хотят, а надобность в проблеме выбора отпала бы. Однако в жизни все далеко не так. Выбор ограничивается наличием необходимых товаров, их ценами и, что самое главное, индивидуальным денежным доходом покупателей. Как правило, потребители имеют весьма ограниченный доход, и проблема заключается в том, каким образом потратить ограниченные средства, чтобы получить максимум возможного удовлетворения.



Рассмотрим вопрос выбора в условиях бюджетного ограничения на примере двух товаров — X и К имеющих соответственно цены Рх и Ру. Отсюда затраты на приобретение X единиц составят РхХ, а Y единиц — РуY. Общая сумма расходов будет равняться.

РхХ + РуY.



Рис. 4. Доступный потребительский ассортимент Ограничения можно выразить формулой.



где M означает денежный доход потребителя, получаемый им из всех источников.

Если бюджетное ограничение представить в виде уравнения прямой РхХ + РуY = М, то данную прямую можно назвать бюджетной линией. Бюджетная линия представляет собой совокупность всех комбинаций или набора товаров X и Y, которые покупатель может приобрести при данных уровне дохода и ценах на указанные товары.

Бюджетное ограничение определяет доступный потребительский ассортимент или все имеющиеся в наличии наборы товаров. Иначе говоря, любой набор товаров X и Y доступен, если они имеются в наличии. Доступный потребительский ассортимент представлен на рис. 4, где количество товаров X и Y измеряется вдоль осей координат.

Чтобы получить характеризующие бюджетную линию полезные соотношения между параметрами уравнения бюджетной линии, преобразуем его путем деления обеих частей уравнения на величину Ру и последующего вычета из обеих частей величины РхХ / Pv.

В результате получим.



где (M / Ру) — количество купленного товара Y. если весь доход потратить на его приобретение;

х / Ру) — соотношение цен товаров Х и Y, или наклон бюджетной линии.

При данных ценах и денежном доходе объем доступного ассортимента ограничен бюджетной линией. Покупка максимума товара Y возможна при X = 0 и Y = М / Ру; покупка максимума товара X
 возможна, если Y = 0 и X = М / Рх. Прямая линия между точками  / Ру) и  / Px) и есть бюджетная линия.

Набор Е является доступным для покупателя, поскольку находится на бюджетной линии. Приобрести набор А не позволяет реальный доход потребителя. При покупке набора С часть дохода останется нереализованной. Наклон бюджетной линии характеризуется отрицательным соотношением цен (-РХ / Ру), что означает то количество товара Y, от которого следует отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу товара X в рамках затрат реального дохода. Указанное ценовое соотношение измеряет альтернативную стоимость потребления X и определяет норму замещения товара Y товаром X: (dY / dX).

Бюджетная линия определяет то количество потребительских благ, которое покупатель может реально приобрести при данных цеповых, ассортиментных и доходных ограничениях.

До сих пор отдельно рассматривались инструменты, анализирующие проблему максимизации полезности. Карта кривых безразличия иллюстрировала систему предпочтений потребителя относительно всех возможных наборов товаров. Бюджетная линия, как отмечалось выше, выражает все наборы товаров, которые доступны потребителю при некоторых финансовых ограничениях. Задача потребителя заключается в том, чтобы из всех возможных наборов товаров выбрать тот, который приносит ему максимальную полезность.

Сам процесс максимизации полезности должен удовлетворять следующим ограничениям: необходимо максимизировать U = U (X, Y) при РхХ + РуY? М (рис. 5).



Рис. 5. График максимизации удовлетворения потребностей потребителя Набор благ А не может быть выбран, так как он расположен на кривой безразличия U3 находящейся выше бюджетной линии. Наборы, подобные D, В, С, доступны, но они также не выбираются, поскольку в наличии имеется более предпочтительный набор Е, лежащий на более высоко расположенной кривой U2. Заметим, что максимизирующий полезность набор 
Е совпадает с точкой касания наиболее высоко расположенной кривой безразличия U и бюджетной линией. В точке касания бюджетной линии, на которой расположен набор Е, максимизирующее полезность количество товаров X и У соответственно обозначено как X? и Y? а уровень полезности, при котором достигается максимум U, — как U = U (X? и Y?).

Точка касания должна соответствовать двум условиям. Первое — максимизирующий полезность потребитель должен находиться на бюджетной линии, а не в точках наборов, подобных А и В. Ранее отмечалось, что набор А недоступен при данном уровне дохода, а набор В оставляет часть дохода неиспользованным и, следовательно, не максимизирует полезность. В конечном счете затраты должны равняться денежному доходу потребителя, т. е.

РхХ + РуY= М.

Второе: в точке касания наклон кривой безразличия должен быть равным наклону бюджетной линии. В других точках, например в точке С, потребитель может обменивать X и Y по ценовому соотношению, определяемому бюджетной линией, тем самым увеличивая полезность; в точке D он может менять Y на X, чтобы опять же увеличить полезность. Поэтому максимизирующий полезность потребитель не выберет наборы, подобные С и D. В данный момент полезно напомнить, что ценовое соотношение товаров X и Y определяет способность потребителя менять один товар на другой вдоль бюджетной линии. В то же время предельная норма замещения измеряет желание потребителя заменять определенное количество одного товара на другой вдоль кривой безразличия.

В точке набора С желание потребителя обменивать Y на X гораздо ниже, чем его способность обменивать Y на X вдоль бюджетной линии, поскольку MRSxy < (Рх / Рy). В этой точке потребления X достаточно высоко относительно Y. В точке набора D желание потребителя обменивать Y на X гораздо выше, чем его способность обменивать Y на X вдоль бюджетной линии, т. е. MRSxy = (Рх / Ру), и, следовательно, здесь потребление X достаточно низкое относительно Y. Потребитель может сравнять MRS с соотношением цен х / Ру), двигаясь к точке, где находится набор