Файл: Философия Пифагора.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В религии и культуре Древнего Египта смерть воспринималась как нечто неестественное, противоречащее культу жизни. Соответственно, главнейшей доктриной египетской религиозной традиции была вера в бессмертие души. Страстное желание бессмертия определяло мировоззрение египтян и религиозную мысль египетского общества. Считается, что именно в Древнем Египте протест против смерти нашёл наиболее яркое, конкретное и законченное выражение.

Стремление к бессмертию стало в Древнем Египте основой заупокойного культа. В Древнем Египте родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена, а умершего ждёт воскресение.

Согласно религиозным воззрениям египтян, человек обладает важнейшими характеристиками: Сах - тело человека, Шунт - его тень, Рен - его имя, Ах - его привидение, Ба - проявление сущности. Ведущую роль играла Ка - душа человека, которая являлась его бессмертным двойником. Ка вновь соединялась сл своим телом для того, чтобы умерший воскреснул. Со смертью погибает только материальная основа человека, а душа может жить вечно, если для этого создать все необходимые условия. Так и родился знаменитый таинственный заупокойный культ в Древнем Египте.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Так родилось искусство создания мумий. Для продления жизни после смерти строились специальные усыпальницы для тела: египтяне полагали, что хрупкой бессмертной душе удобнее будет вернуться в своё прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и хорошо защищённой от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят лет после смерти, при условии, что погребальный ритуал был соблюдён, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Путь на тот свет египтянам представлялся чередой препятствий, там на каждом шагу преследовала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мёртвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мёртвых, и даются подробные советы, как их избежать. В данных книгах также приводятся гимны, которые следовало исполнять перед богами для того, чтобы заслужить их расположение, есть указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Кроме того, в этих книгах приводились магические заклинания, способные обезвредить врагов.


Считалось, что если умерший успешно прошёл все испытания, он попадает в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окружённый другими богами. Здесь и происходил суд над умершими. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, а на другую - страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из более чем 40 богов задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся жизненным сводом правил для египтян. Ответы должны были быть отрицательными. Праведный египтянин должен говорить примерно следующее: «Я не причинил людям зла, я не мучил животных, я никого не убил, я чист».

Приговор выносил верховный бог - Осирис. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить своё существование в утробе страшного чудовища Амелит - Пожирательницы - существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, то умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса по представлениям древних египтян не было раем, так как там обитали страшные чудовища, львы, змеи, скорпионы, крокодилы. Кроме того, там необходимо было работать. Однако за умершего работу могли выполнять рабы - статуэтки, положенные в могилу при погребении. Наконец, если умершему не удавалось избежать второй смерти, вторичная смерть становилась окончательной, что означало полное небытие человека.

Большое значение для понимания концепции загробного мира и заупокойного культа древних египтян имеет древнеегипетская погребальная литература. Самым ранним по времени записи произведением являются «Тексты пирамид». Эти тексты начали записываться во времена V династии. Крушение Древнего Царства ознаменовали появление нового сборника погребальных текстов, которые получили распространение в эпоху Среднего Царства - «Текстов саркофагов», писавшихся на стенках больших прямоугольных гробов. Отчасти «Тексты саркофагов» основываются на погребальных верованиях основной части населения Древнего Египта. В отличие от «Текстов пирамид», где основную роль играют божества солярного культа, в них на первый план выдвигаются божества подземного мира - хтонические, и в первую очередь Осирис, называемый благим богом, повелителем царства мёртвых, которому уподобляется покойный.

Во времена Нового царства «Тексты саркофагов» уступают место следующему по времени записи сборнику погребальных текстов, писавшихся теперь на свитках папируса. В науке этот сборник имеет название «Книга мёртвых». «Подлинное его наименование - «Изречения выхода днём», в котором, собственно, и заключена основная цель произведения: помочь пройти через суд Осириса - взвешивание сердца на весах, где оно не должно оказаться из-за грехов тяжелее пера Маат, лежащего на другой чаше, - достичь полей вечного блаженства и, наконец, в ладье бога Ра, совершающего своё еженочное плавание по небу загробного мира, через Врата Неба вновь вернуться на землю».



Важнейшей частью заупокойного культа в Древнем Египте являлось возведение культовых архитектурных сооружений. Памятники древнеегипетской архитектуры служили в качестве монументального вечного жилья. Гробница являлась «домом вечности». При погребении и мумификации древние египтяне более всего заботились о сохранности головы, самым страшным, что могло случиться с телом, было отрезание головы или сожжение тела умершего. Египтяне конечно же предполагали, что мумия может и не сохраниться. Для этого в специально замурованной нише египтяне ставили также статую умершего, в которую могли вселиться Ка, Ба и Эб. Меж погребальными пеленами помещали амулет в виде Ока Уджат, а на сердце - амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснуть для вечной жизни было невозможно.

В Древнем Египте впервые появилась идея возмездия, расплаты за совершённые деяния на земле. 125 глава «Книги мёртвых» посвящена загробному суду над человеческой душой.

Таким образом, очевидно, что Пифагор находился под сильным влиянием данных идей и представлений.

Религия и мораль Пифагором рассматривались в качестве основных атрибутов упорядочения общества. Следует сказать о существенных отличиях пифагорейского подхода к религии и душе от греческих традиций той эпохи. Пифагорейский подход очевидно сформировался и под влиянием элементов персидской и индийской мистики.

Учение Пифагора о бессмертии души основано на принципе подчиненности человека воле богов, первоначально следует почитать бессмертных - богов. Особым почтением должны пользоваться и богоравные умершие.

Можно сказать о тесной связи религиозных взглядов пифагорейцев с их политическими идеями, пониманием ими морали. Пифагорейцы считали, что социальная гармония должна основываться на абсолютном подчинении демоса аристократии. То есть, мы наблюдаем соединение в концепции Пифагора религиозного и нравственного.

Именно из религиозных и нравственных взглядов Пифагора проистекают требования к организации структуры, деятельности пифагорейского союза, в котором классовость религиозных, социальных и этических взглядов Пифагора проявляются более отчетливо, чем в других моментах.

Исходя из вышесказанного, становится очевидно, что именно Пифагором было употреблено понятие космос в его современном смысла, чтобы определить все мироздание, обозначить его главный аспект - упорядоченность, симметрия, красота. Пифагорейцы отстаивали тезис о том
, что порядок и симметрия являются полезными и прекрасными, тогда как от беспорядка и асимметрии происходят безобразия и вред. Далеко не каждый человек способен увидеть красоту Вселенной, поскольку для этого необходимо самому быть этого достойным. Именно с этим и связано стремление пифагорейцев к ведению правильного и прекрасно устроенного образа жизни. Каждому человеку надлежит в своем микрокосме поддерживать красоту и порядок.

Весь образ жизни пифагорейцев был направлен на достижение высокой космической цели перенесения гармонии мироздания в земную жизнь человека.

Космогония пифагорейцев может быть определена не только как философская школа, являющаяся религиозным орденом, но в качестве некоего направления исследований, посвященных числовым основам мироздания. По этой причине учение Пифагора оказало столь сильное влияние на взгляды Платона, неоплатонизм, развитие кабалистики в более поздний период.

Космогония пифагорейцев может быть описана в качестве мира, слагающегося из предела и беспредельного, есть сфера, которая появляется в беспредельной пустоте и вдыхает ее в себя, тем самым, происходит ее расширение и разделение. Таким образом формируется мировое пространство, небесные тела, движение и время.

В середину мира помещены огонь, дом Зевса, связь и мера природы. Далее следуют Противо-земля, Земля, Луна, Солнце, пять планет и мир неподвижных звезд. Введение Противоземли обусловлено необходимостью круглого счета, она является десятым небесным телом, посредством ее существования объяснялось наличие лунных затмений.

Источником происхождения космических тел является центральный огонь, сами космические тела прикреплены к хрустальным сферам, осуществляют свое вращение вокруг центрального огня.

Вращение планет, в том числе и Земли, осуществляется с запада на восток, мы не видим центральный огонь, так как к нему планеты обращены одной стороной. Лучи центрального огня, отраженные Солнцем, согревают наше полушарие.

Вне всякого сомнения, космология пифагорейцев является значительным шагом вперед. Пифагорейцы отказались от принципа геоцентризма, признали шарообразность формы Земли, уже знали об ее суточном обращении вокруг центрального огня, объясняли солнечные затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей, а времен года наклоном земной орбиты по отношению к солнечной. Многие из этих достижений дали возможность развиваться астрономии, послужили для этого мощным толчком.


Однако на физической стороне пифагорейцы не остановились. Ими была создана определенная логическая схема мироздания, которая соотнесена с нравственными оценками.

Этот аспект, как мы уже отмечали ранее, реализован в учении о противоположностях, что представляется в качестве предела и беспредельного, нечетного и четного, единого и многого, мужского и женского, покоящегося и движущегося, светлого и темного, хорошего и дурного, четырехугольного и разностороннего.

И здесь дело заключается не только в противопоставлении, но и соединении противоположностей. Ямвлих отмечал, что Пифагором никакая вещь не признавалась как чистая, он говорил о том, что все смешано, все представляет собой синтез земли с огнем, огня с водой, воздуха с ними, прекрасного с безобразным, справедливого с несправедливым.

Что касается основополагающей для пифагорейцев идеи гармонии, то она берет свои истоки возможно даже не у Пифагора, а у Алкмеона Кротонского, представителя пифагорейской медицины.

Этим врачом рассматривалось все сущее в качестве продукта соединения, смешения, гармонического слияния противоположностей. Он считал, что здоровье можно сохранить, если поддерживать равновесие между силами влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и пр., а господство одного из них как раз и вызывает болезни. Здоровье является соразмерным смешением таковых сил. Это соразмерное смешение пифагорейцы и называли «гармонией». Все на свете пребывает в гармонии - боги, космос, так как все его элементы едины, неразделимо целые.

Заключение



Пифагор занимался геометрическими задачами, однако уделял большое внимание взаимоотношениям чисел, изучению зависимости между числами, что связано с высоко развитым уровнем абстрактного мышления. Посредством изучения характера чисел, отношений между числами, Пифагор постигал определенную реальную суть вещей. К примеру, единица являлась обозначением начала всего, непрерывности, положительности, всеобщей сущности. Двоица - это олицетворение противоположности, различия, особенного. Первые четыре числа Пифагор рассматривал как самые основные. Если взять за основу геометрическую интерпретацию, то здесь мы увидим соответствие данным числам точки, прямой, квадрата и куба.

В сумме эти числа дают число «девять», которое пифагорейцы рассматривали как идеальное число, обладающее божественной сущностью. Десять - это число, на которое возможно переведение всех вещей и явлений мира с противоположностями. В целом, учение пифагорейцев - это первая попытка постичь количественную сторону мира. Научный математический подход к миру заключается в том, что объясняются количественные отношения между реально существующими вещами. Числа рассматриваются в качестве самостоятельно существующих объектов. Исходя из этого, числа вполне могут быть названы сущностью вещей, как полагали пифагорейцы. При этом происходит подчинение всех существующих противоположностей всеобщей универсальной гармонии космоса, однако столкновения этих противоположностей не происходит, они вступают в борьбу, подчиняясь гармонии сфер.