Файл: Философия Пифагора.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высшей же властью обладает Бог. Данный принцип был основополагающим для пифагорейцев, весь свой образ жизни они выстраивали в соответствии с принципом следования Богу. Таким образом, самое высокое почтение должно отдаваться Богу, затем - правителям, родителям, старшим, закону.

Этическое учение пифагорейцев также включало в себя разные способы обращения с людьми в зависимости от того, какой статус они занимают в обществе. Их образ жизни основывался на подчинении самым авторитетным и мудрым. Конечно же, пифагорейский идеал тесно связан с гибкой, приспособленной к исполнению правящими группами общества социально-политической концепцией. Пифагорейская этика основана на авторитете закона и общества, она требует придерживаться законов и обычаев, традиций.

2. Религиозно-философские и научные воззрения Пифагора и пифагорейцев



Что касается религиозно-философского учения раннего пифагоризма, то здесь принято различение двух частей: «акусмата» (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и «математа» (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д.

Пифагорейцы отличались большим количеством символических изречений. Устав общества определялся собранием данных изречений, которые назывались акусмы.

Из особенно важных можно назвать следующие предписания:

). Не надо подтачивать душевные силы страстями или горем.

). Следует избегать общения с гневными людьми.

). Перед смертью не следует цепляться за жизнь.

). Следует избегать праздной жизни.

«Есть мнение, что первоначально пифагорейские акусмы понимались в прямом смысле, а их толкования были надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце - символ всего живого. Но в начальном виде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить и свернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, на которые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или, например, запрещалось касаться бобов
, все равно, как человеческого мяса. Согласно одному мифу бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея, поэтому их и запрещалось есть».

Что же касается космогонических и собственно научных воззрений пифагорейцев, то именно Пифагор и пифагорейцы впервые стали называть мир космосом, здесь подразумеваются гармония и совершенство космоса. Неслучайно в переводе с греческого языка слово «космэ» означает красота. Пифагорейцы считали, что источником совершенства космоса являются определенные числовые соотношения, являющиеся основой движения небесных светил, кроме того, именно на них основана и музыкальная гармония. Пропорции человеческого тела также подчинены этим соотношениям.

Вне всякого сомнения, арифметика и геометрия обладали особой значимостью для членов пифагорейского союза. Занятиям данными науками они уделяли большое внимание.

Легенда гласит, что Пифагором была доказана известная теорема о равенстве суммы квадратов катетов в прямоугольном треугольнике квадрату гипотенузы. С тех пор эта теорема носит его имя.

Однако пифагорейцами посвящались разные углы треугольника различным богам. В самом числе последователями Пифагора виделось не только универсальное орудие счета. Для них каждое число обладало глубоким мистическим смыслом.

Например, особым было отношение пифагорейцев к числам «три» и «десять». По словам Аристотеля, который передает нам взгляды пифагорейцев, все мироздание пифагорейцы передавали «троицей». Небесных сфер в учении пифагорейцев было десять. Таким образом, мы можем видеть в учении пифагорейцев сочетание мистики и логики. В определенной мере данная тенденция была свойственна многим греческим философам ранней эпохи.

Таким образом, можно говорить об основной философской направленности учения Пифагора - это есть философия числа.

Пифагорейцы не делали отличия чисел от вещей, соответственно, вещи они воспринимали в качестве числового образа. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, к примеру, речь идет о добре или добродетели. Затем они стали трактоваться в качестве сущностей, принципов и причин вещей.

Число является началом всего, в числах содержится сходство со всеми явлениями, числа включают в себя все первичные элементы математических начал.

Вначале понимание числа пифагорейцами было чисто физическим, а именно, числа рассматривались в качестве особых протяженных вещей, из которых формируются предметы чувственного мира. Числа являются началом и элементом всего сущего. Логическая основа этого представления заключалась в геометрическом понимании чисел: единица является точкой, двумя точками определяется прямая линия, три точки уже составляют плоскость.



Отсюда берут свое начало представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник является первоисточником рождения и сотворения разных видов вещей. В квадрате заложен образ божественной природы, эта фигура является символом высокого достоинства, ибо прямые углы придают целостность, а количество сторон способно устоять перед силой.

Особо стоит сказать о главном символе пифагорейцев - о пифагорской звезде, которая образовывалась диагоналями правильного пятиугольника. Если мы обратимся к анализу живой природы, то увидим, что звездчатый прямоугольник является распространенной формой в живой природе (цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т.д.), но при этом совершенно не встречается в неживой природе. Симметрия пятого порядка называется симметрией жизни. Здесь речь идет о своеобразном защитном механизме живой природы против кристаллизации, против окаменения, за сохранение живой индивидуальности. И именно эта геометрическая фигура пифагорейцами была выбрана как символ здоровья и жизни.

Пифагорейская пентаграмма представляла собой и особый тайный знак, по которому пифагорейцы могли узнавать друг друга.

В качестве священного числа пифагорейцы почитали число 36, так как оно включает в себя единицу, символизирующую единство бытия и мира, двойку, являющуюся символом принципиальной полярности во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д.; тройку, которая есть совершенное число, так как обладает началом, серединой и концом.

Можно сделать вывод, что числа у пифагорейцев - это основополагающие универсальные объекты, к которым предполагалось сведение не только математических построений, но и всего многообразия действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия обладали математической окраской. Науке о числах отведено особое место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика обрела статус философии в учении Пифагора и его последователей.

Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю число является основанием оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое обладает числом. Без числа невозможно понимание и познание, причем, это имеет отношение ко всем объектам и явлениям.

Пифагорейское учение в своей начальной стадии развития представляет собой исторически первую попытку (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постичь количественную сторону мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами.


Например, в сфере геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным. Арифметизация геометрии означает, что пространственные отношения выражены в «чистых» числах, а значит, возможен процесс их постепенного отторжения от отношений в объективной реальности, которая ими, собственно, представляется.

Возможность проведения мысленных манипуляций с числами (как абстрактными объектами) является причиной понимания их в качестве самостоятельно существующих объектов. Отсюда вполне логичным выглядит переход к пониманию числа как сущности всех вещей. Это становится причиной принятого пифагорейцами идеалистического объяснения действительности. Четко выраженный идеализм Пифагора и его последователей имел свои корни в общественных, политических, этических и, в частности, религиозных взглядах.

Далее следует заметить, что именно пифагорейцами было введено в философию и науку понятие противоположности. Противоположности ими были определены как то, появление чего означает погибель другого. Согласно концепции пифагорейцев, необходимым является исключение противоположностей друг другу. Вместе с тем, пифагорейцами не было разработано ясное понимание того, что противоположности не только исключают друг друга, но и друг друга в то же время предполагают. Но пифагорейцы все же чувствовали общность между противоположностями.

Пифагорейцами была составлена таблица десяти пар противоположностей: предел и беспредельное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм. Данная таблица показывает нечеткость понятия противоположности в учении пифагорейцев.

Если провести сравнение пар «мужское и женское» и «квадрат и параллелограмм», то можно заметить, что они являются разными вещами, и непонятно, почему квадрат и параллелограмм являются противоположностями. Женское не только исключает мужское, но и предполагает: в женском нет смысла без мужского. Но то же самое мы не можем сказать о квадрате и параллелограмме: они только исключают друг друга, но ни в коей мере не предполагают. Возможно спокойное существование квадрата и без параллелограмма.

То есть, все эти понятия и категории еще следовало уточнять. Однако пифагорейцам удалось уяснить, что основой гармонии мира как раз и является сочетание противоположных начал, равно как и музыкальная гармония включает в себя сочетания высоких тонов с низкими.


Большой вклад пифагорейцев в мировую философию заключается в открытии того, что существенная сторона действительности составлена количеством, выражаемым посредством таких категорий, как величина, пропорция, численность. До пифагорейцев греческой философии было известно только качество. Впоследствии меру уже будут понимать в качестве единства качества и количества.

Космология пифагорейцев достаточно интересна, следует сказать о ее существенном влиянии на космологию Аристотеля и Птолемея.

Дело в том, что пифагорейцы, «в отличие от астрономов Египта, впервые попытались построить систему мироздания, иначе говоря, его теорию. И в этом выразилась та страсть греков к теории, которая как раз и отличала их науку от науки более древних цивилизаций. Это было не простое эмпирическое описание, а некоторая объяснительная модель мира. В частности, пифагореец Филолай в центр мироздания поместил Мировой огонь, вокруг которого у него обращаются Солнце, Луна, Земля а также пять планет и сфера неподвижных звезд. Все они светят отраженным светом Мирового огня. Характерно, что для достижения совершенного числа небесных тел, выраженного в числе 10, Филолай ввел в эту первую не геоцентрическую систему Противоземлю. По его мнению, невидимая Противоземля находится между Землей и Мировым огнем».

Конечно же, важно обратить особое внимание на учение пифагорейцев о «метемпсихозе», или о «переселении душ». Это учение о переселении бессмертных душ из тела в тело является предварением аналогичных взглядов Платона.

Очевидно, что вера в переселение душ была заимствована Пифагором во время обучения в Древнем Египте. Пифагор доказывал, что его собственная душа переселяется таким образом уже 216 лет, возрождаясь человеком через равные периоды времени. А в промежутках она вселялась в растения, животных и пребывала в Аиде.

Душа является созданием божественным, в тело она заключена, поскольку должна понести наказания за прегрешения. Высшая цель жизни состоит в освобождении души от темноты телесности, не допущении ее перерождения в другом теле. Чтобы достигнуть данной цели, и следовало придерживаться морально-нравственных принципов поведения.

Необходимо заметить, что данное учение достаточно скептически воспринималось современниками.

Что же касается иностранного влияния на учение и загробном мире и переселении душ, то оно очевидно. Для этого достаточно вспомнить некоторые моменты религиозного учения Древнего Египта.