ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Преподаватель:
Мазаева Анастасия Андреевна
Практическое занятие 1
Задания по теме 1. 1. Массовая культура: роль и место в жизни детей и взрослых
Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях массовой культуры в современном обществе; формирование умений определять роль и место массовой культуры в жизни детей и взрослых.
Задание 1. Проанализируйте, какова роль массовой культуры в социализации взрослых и детей. Какие цели достигаются и с помощью чего?
Социализирующая функция массовой культуры заключается в том, что она через главные свои элементы и инструменты: телевидение, кинематограф, популярную литературу - формирует у молодых людей представление о жизненном успехе, определяет ценности молодых, меняет установки взрослых, предлагает модели поведения, изменяет представления о социальном статусе, престиже, формирует образы успешного человека.
Вовлекая человека в мир культуры, прикладная культурология призвана раскрыть все ее многообразие, всю многослойность культурных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни.
Во-первых, это исследуемый этнологией и культурной антропологией уровень эстетической культуры, характеризующийся локально-групповым восприятием действительности и представленный наследием дописьменных средств общения и информации, родовыми и семейными устоями, народной педагогикой, обрядами, ритуалами и иными формами традиционной культуры.
Во-вторых, это изучаемый семиотикой и смежными науками уровень национальной культуры, который закреплен в литературе, музыке, хореографии, театральном, изобразительном и иных жанрах искусства и наиболее ярко выражает себя в национальном менталитете.
В-третьих, это анализируемый социальной культурологией уровень массовой культуры, принимающий благодаря современным средствам информации транснациональный характер.
Задание 2. Найдите и проанализируйте несколько статей (не менее 3) по тематике «Современная массовая культура», определите содержание и особенности подходов к анализу данного феномена в выбранных Вами статьях.
Современная массовая культура и её влияние на человека, https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-massovaya-kultura-i-eyo-vliyanie-na-cheloveka
В данной статье рассматривается массовая культура как одно из наиболее примечательных и характерных явлений современного мира. Анализ включает в себя изучение понятия поп-культуры, взаимодействия человека с ней, её источников и оказываемого культурой влияния.
Массовая культура как «дух» современности, Приходько, Е. А. Массовая культура как «дух» современности / Е. А. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3340/ (дата обращения: 30.10.2022).
Акцентируя внимание на позитивных аспектах развития массовой культуры, отметим, что массовая культура делает высокие ценности доступными для массового человека и тем самым гуманизирует его.
Исключив человека из «большой» истории, массовая культура предоставила ему иные возможности самоидентификации. Свое самоопределение человек, как известно, обретает лишь посредством связей. И массовая культура связала человека с миром в целом. Она дала человеку возможность узнать то, чего он, ограниченный физическими условиями пространства и времени, ни при каких обстоятельствах не мог знать раньше.
Мир как целое перестал быть для человека туманным образом или логической конструкцией.
Он явился ему на экране суммой живых картинок и заговорил на разных языках, изменив его представление о пространственно-временных связях и современности.
Следовательно, сегодня необходимо стимулировать внутрикультурный диалог между высшей и низшей культурами, ведь массовая культура может быть не только «мертвой», но и «живой».
Она, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности и стремится ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям, не заслоняя и не подменяя профессиональной виртуозностью гуманистический смысл, содержание предлагаемых ею образцов, произведений, норм и т.п.
Она и должна быть взята за основу изменения качества повседневного бытия людей, их сознания и образа жизни.
Это даст импульс для развития культуры в целом и преодоления тех образцов массовой культуры, которые выступают как антигуманные по своему внутреннему содержанию формы.
По мнению В.В. Сергеева, сохранение и обеспечение безопасности духовной культуры – необходимое условие, позволяющее России и россиянам отстоять основополагающие принципы, нормы, традиции, уклад, национальное самосознание и культурную самобытность, культурную самоидентификацию, складывавшиеся на всем долгом пути исторического развития.
Большинство же СМИ, распространяющие продукты массовой культуры, в современной России находятся вне контроля государства и институтов гражданского общества.
Государственные органы обеспечения национальной (духовной) безопасности должны сосредоточить свое внимание не только на противодействии физическим проявлениям терроризма, экстремизма, сектантства, но и на предупреждении, пресечении и профилактике духовного, виртуального терроризма, экстремизма и сектантства.
Современная массовая культура, https://center-yf.ru/data/stat/sovremennaya-massovaya-kultura.php
Существует достаточно разветвленная система индустрии массовой культуры, которая включает в себя следующие подразделения:
-
средства массовой информации - СМИ (практически все частные каналы радио и телевидения, газеты и журналы существуют за счет рекламы потребительских товаров и услуг); -
система организации и стимулирования массового спроса на продукцию (реклама на улицах, в транспорте, индустрия моды); -
индустрия здоровья (формирование имиджа здорового образа жизни); -
индустрия досуга (туризм, книгоиздания, популярная музыка и др.); -
международная компьютерная сеть Internet; -
массовая социальная мифология (интересно наблюдать за развитием этого жанра в последнее время в Украине: выходят многочисленные материалы о жизни кумиров, распространяются мифы, псевдонаучные учение, где сложные или недостаточно исследованы проблемы сводятся к простых объяснений, типа: влияние пришельцев из космоса, звезд, знаков зодиака, предсказания Нострадамуса).
В массовой культуре есть немало значимых, даже выдающихся произведений, которые необходимо пропагандировать. Хорошо это или плохо, но на рубеже XX и XXI вв. ее лучшие образцы действеннее влияют на уровень культуры общества, чем произведения гениев.
Каково соотношение между массовой и элитарной, или фундаментальной культурой?
В. П. Руднев, автор "Словарь культуры XX века", подчеркивает, что обе культуры - как два полушария головного мозга, каждая из которых осуществляет принцип дополнения.
Массовая культура как первичная воссоздает образ реальности, фундаментальная же выступает как вторичная, моделирующая система.
В этом отношении массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.
Так, сняв кассовый фильм "Парк юрского периода", знаменитый голливудский режиссер С. Спилберг, сэкономил на фундаментальную картину "Список Шиндлера", который рассказывает о трагедии холокоста. Успех "Сибирского цирюльника" М. Михалкова дает возможность возродить неприбыльное российское документальное кино.
Во многих странах с хорошо развитой рыночной экономикой, несмотря на господство массовой культуры, вполне успешно развивается культура элитарная и народная.
Итак, массовая культура, как и цивилизация, может нести потенциальную опасность бездуховности, но под контролем общества и его элиты она должна трансформироваться в прообраз новой будничной культуры человечества XXI ст.
Задание по теме 1.2. Массовая культурно-досуговая деятельность для детей и молодежи в системе дополнительного образования
Цель: закрепление знаний о сущности массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в дополнительном образовании; формирование умений определять сущность и специфику массовой культурно-досуговой деятельности для детей и молодежи в системе дополнительного образования.
Задание 3. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области реализации задач массовой культурно-досуговой работы.
Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать об особенностях ее целей и задач, содержания, форм, принципов и методов реализации.
Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:
Цель таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся,
раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции.
Эти цели могут достигаться посредством примерно следующих задач:
-
развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей; -
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры; -
формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности; -
укрепление здоровья детей; -
формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с:
-
приобщением детей к культуре, и более всего к художественной; -
овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия; -
развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей; -
постижением искусства общения, поведения, культуры речи; -
воспитанием гуманности, толерантности; -
формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников; -
освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ. В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:
1. приобщением детей к художественной культуре;
2. воспитанием у них культуры общения;
3. формированием культуры организации досуга;
4. обучением их основам культуры быта.
Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.
Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.
У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия