Файл: Мазаева Анастасия Андреевна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург).

Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным.

Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации: всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте.

Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению.

Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности; игры на восприятие друг друга; спортивные игры, туризм; вечеринки; встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы); система зарабатывания каких-либо благ; праздники; драматизация.


III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя.

На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом.

В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища.

Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов.

Это могут быть: вечера современной музыки; диско-шоу; вечера авторской песни; спортивные игры; дискуссии; тренинги; всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

1.     информационной насыщенности;

2.     эмоциональности;

3.     массовости;

4.     активности;

5.     диалогичности;

6.     преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны.

В зависимости от типа и содержания программы можно использовать: игровые методы; упражнения; обсуждения; создание, проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.); театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата.

В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

  • осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

  • осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

  • изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

  • приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

  • освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

  • повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

  • формирование традиций образовательного учреждения.


Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

  • осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;

  • комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;

  • обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

  • обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;

  • составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;

  • выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

  • поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

  • организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;

  • оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;

  • при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

  • участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации


Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач массовой культурно-досуговой деятельности. Представьте контекст ситуаций.

1.

Ведущий:   Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Скажите, пожалуйста, от чего зависит здоровье? (ответы детей)

Главные факторы здоровья – движение, закаливание, правильное питание, режим. Факторы, ухудшающие состояние здоровья, - употребление алкоголя, курение, наркомания. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете факторы, влияющие на здоровье. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Ответ: да.)

  2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Ответ: нет.)

  3. Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (Ответ: нет.)

  4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Ответ: да.)

  5. Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Ответ: да.)

  6. Легко ли отказаться от курения? (Ответ: нет.)

  7. Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? (Ответ: да.)

  8. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Ответ: нет.)

  9. Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока? (Ответ: да.)

  10. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Ответ: нет.)

Ведущий:   Вы отлично справились с этими вопросами, переходим к следующему конкурсу.

2.

Ведущий: Позвольте представить членов нашего жюри…

Наш первый конкурс «Далекая победа» посвящен событиям Великой Отечественной войны. Командам по очереди необходимо отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите по  1 баллу. Я зачитываю вопрос и  три варианта ответа, на обдумывание дается 10 секунд.

1. В первый день войны была объявлена всеобщая мобилизация и введено военное положение:

1) в западных районах страны

2) от Волги до западных границ страны

3) на всю европейскую часть страны вплоть до Урала

2. Сколько было советских воинов в Брестской крепости к моменту нападения противника?

1) менее 2-х тысяч человек

2) 3,5 – 4 тысячи человек

3) от 7 до 8 тысячи человек

3. Первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне произошло под:

1) Москвой

2) Сталинградом


3) Курском

4. Операция вермахта по захвату Москвы называлась:

1) «Барбаросса»

2) «Кремль»

3) «Тайфун»

5. Основным стратегическим направлением немецкого наступления летом 1942 года являлось:

1) северное направление на Ленинград

2) западное направление на Москву

3) южное направление на Сталинград

6. Операция советского командования, проводившаяся в 1942 году под кодовым названием «Уран», ставила цель:

1) окружить группировку войск противника под Сталинградом

2) наступление под Киевом

3) максимально обезопасить Москву от возможного нового наступления немцев

7. Где в ходе войны произошло крупнейшее танковое сражение с участием 1200 танков и самоходных орудий?

1) под Москвой на Волоколамском шоссе

2) под Прохоровкой

3) при взятии Берлина

8. В каком сражении впервые немецкие войска использовали в больших масштабах танки «Тигр», «Пантера» и новые истребители «Фокке-Вульф-190»?

1) Сталинградская битва

2) Оборона Киева

3) Курская битва

9. Наступательная операция советских войск «Багратион» закончилась освобождением:

1) Ленинграда

2) Украины

3) Белоруссии

10. Назовите кодовое название летней операции немецких войск в 1943 года в районе Курска, Орла и Белгорода.

1) «Ост»

2) «Цитадель»

3) «Белый орел»

11. Первый за годы войны победный салют прозвучал в Москве:

1) в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда

2) в честь освобождения Белгорода и Орла

3) в честь победы в Сталинграде

12. Основной итог Курской битвы состоит:

1) в открытии второго фронта в Европе

2) в окончательном переходе стратегической инициативы к советскому командованию

3) в окружении и разгроме немецкой группы армий «Центр»

3.

Ведущий: А теперь каждая команда по очереди отвечает на мои вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Является ли велосипед транспортным средством? (да)

2. Должен ли велосипедист предъявлять документы сотрудникам ДПС? (нет)

3. Можно ли ездить на велосипеде при неисправности педалей? (нет)

4. Можно ли ездить на велосипеде при неисправности колес? (нет)

5. Можно ли ездить на велосипеде при неисправности тормозной системы? (нет)

6.Разрешается ли движение велосипедистов по тротуару? (запрещается)

7. Максимальная скорость современного велосипеда? (около 100 км/ч)

8. Допускается ли движение велосипедиста по обочине? (да)