Файл: Введение в дисциплину бжд (1) Цель занятия Рассмотреть и изучить основные вопросы курса Безопасность жизнедеятельности (2) План занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ БЖД (1)

Цель занятия: Рассмотреть и изучить основные вопросы курса «Безопасность жизнедеятельности» (2)

План занятия: (3)

    1. Цель, предмет, задачи дисциплины.

    2. Основные положения дисциплины.

    3. Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности».




  1. БЖД – это это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. (4)

Цель БЖД – выработка норм и правил безопасности, формирование безопасного мышления и поведения. (5)

Предмет БЖД – исследование опасностей и их совокупностей, а также средств и систем защиты от опасностей. (6)

Объекты безопасности: (7)

  • Личность – её права и свободы.

  • Общество – его материальные и духовные ценности.

  • Государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.


Задачи БЖД: (8)

  • Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия.

  • Разработка эффективных систем и методов профилактики опасностей.

  • Организация систем мониторинга и контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы.

  • Разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

  • Организация обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов БЖД.




  1. Положение 1 (9) Деятельность человека потенциально опасна.

Положение 2 (10) Опасности – это то, что угрожает не только человеку, но и обществу, государству в целом.

Положение 3 (11) Безопасность – это такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться, - это приемлемый риск.

Положение 4 (12) Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны) и тотальны (всеобщи).

Положение 5 (13)
Все опасности действуют в пространстве и времени – они есть всегда и везде.

Положение 6 (14) Защиты от опасностей достигается совершенствованием средств и объектов защиты, применением защитных мер.

  1. Опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, разрушительно действовать на определенную среду (природную, социальную, производственную). (15)

В условиях мирного времени различают опасности: естественного, техногенного и антропогенного происхождения. (16)

Естественные опасности – обусловлены климатическими и природными явлениями. Они возникают при изменении погодных условий и естественной освещённости в биосфере, а также стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.). (17)

Техногенные опасности – создают элементы техносферы (машины, сооружения, вещества и т.п.). (18)

Антропогенные опасности – возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей. (19)

В ряде случаев могут действовать смешанные опасности: (20)

техногенно-антропогенные (Чернобыльскаярадиационная катастрофа),

естественно-техногенные (катастрофа на АЭС в Фукусиме),

естественно-антропогенные (лесные пожары).

Идентификация опасностей: (21)

Процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на предупреждение реализации опасностей и обеспечение нормальной жизнедеятельности.

Безопасность (22) – защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Угроза безопасности (23) – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности

, общества и государства.

Субъект безопасности (24) – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Авария (25) – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Жизнедеятельность (26) – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Катастрофа (27) – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей или пропажей людей без вести.

Стихийное бедствие (28) – разрушительное природное и/или природно-антропогенное явление значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды.

Ущерб (29) – потери в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в результате аварии, природного стихийного бедствия, ЧС и исчисляемые в денежном эквиваленте.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) (30) – неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определённой территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению жизнедеятельности людей.

Зона ЧС (31) – территория, на которой сложилась ЧС.

Вывод: (32)

  • БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности.

  • Формирует у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.