Файл: Введение в дисциплину бжд (1) Цель занятия Рассмотреть и изучить основные вопросы курса Безопасность жизнедеятельности (2) План занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ БЖД (1)
Цель занятия: Рассмотреть и изучить основные вопросы курса «Безопасность жизнедеятельности» (2)
План занятия: (3)
-
Цель, предмет, задачи дисциплины. -
Основные положения дисциплины. -
Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности».
-
БЖД – это это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. (4)
Цель БЖД – выработка норм и правил безопасности, формирование безопасного мышления и поведения. (5)
Предмет БЖД – исследование опасностей и их совокупностей, а также средств и систем защиты от опасностей. (6)
Объекты безопасности: (7)
-
Личность – её права и свободы. -
Общество – его материальные и духовные ценности. -
Государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Задачи БЖД: (8)
-
Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия. -
Разработка эффективных систем и методов профилактики опасностей. -
Организация систем мониторинга и контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы. -
Разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей. -
Организация обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов БЖД.
-
Положение 1 (9) Деятельность человека потенциально опасна.
Положение 2 (10) Опасности – это то, что угрожает не только человеку, но и обществу, государству в целом.
Положение 3 (11) Безопасность – это такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться, - это приемлемый риск.
Положение 4 (12) Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны) и тотальны (всеобщи).
Положение 5 (13)
Все опасности действуют в пространстве и времени – они есть всегда и везде.
Положение 6 (14) Защиты от опасностей достигается совершенствованием средств и объектов защиты, применением защитных мер.
-
Опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, разрушительно действовать на определенную среду (природную, социальную, производственную). (15)
В условиях мирного времени различают опасности: естественного, техногенного и антропогенного происхождения. (16)
Естественные опасности – обусловлены климатическими и природными явлениями. Они возникают при изменении погодных условий и естественной освещённости в биосфере, а также стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.). (17)
Техногенные опасности – создают элементы техносферы (машины, сооружения, вещества и т.п.). (18)
Антропогенные опасности – возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей. (19)
В ряде случаев могут действовать смешанные опасности: (20)
техногенно-антропогенные (Чернобыльскаярадиационная катастрофа),
естественно-техногенные (катастрофа на АЭС в Фукусиме),
естественно-антропогенные (лесные пожары).
Идентификация опасностей: (21)
Процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на предупреждение реализации опасностей и обеспечение нормальной жизнедеятельности.
Безопасность (22) – защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Угроза безопасности (23) – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности
, общества и государства.
Субъект безопасности (24) – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Авария (25) – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.
Жизнедеятельность (26) – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Катастрофа (27) – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей или пропажей людей без вести.
Стихийное бедствие (28) – разрушительное природное и/или природно-антропогенное явление значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды.
Ущерб (29) – потери в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в результате аварии, природного стихийного бедствия, ЧС и исчисляемые в денежном эквиваленте.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) (30) – неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определённой территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению жизнедеятельности людей.
Зона ЧС (31) – территория, на которой сложилась ЧС.
Вывод: (32)
-
БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности. -
Формирует у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.