Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы музыкального воспитания дошкольников Студент может выбрать по своему усмотрению любое задание из теоретического раздела дисциплины и также из методического раздела дисциплины..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина «Теоретические и методические основы музыкального воспитания дошкольников»
Студент может выбрать по своему усмотрению любое задание из теоретического раздела дисциплины и также из методического раздела дисциплины. Всего необходимо выполнить два задания (Теоретическое и методическое).

Задания по теоретической части дисциплины:
Задание 2.Раскрыть содержание темы: Музыкальное искусство и художественная деятельность как теоретическая основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

План:

1. Роль искусства в развитии общества. Музыка. её особенности как вида искусства. Средства музыкальной выразительности. Виды и жанры музыки.

2. Структура художественной деятельности. Структура акта художественного творчества. Музыкальное произведение – продукт творчества. Восприятие музыки как процесс сотворчества.

3. Структура музыкальных способностей. Ведущие отечественные и зарубежные научные подходы к развитию музыкальных способностей дошкольника. Социокультурный, педагогический и психологический аспекты проблемы развития музыкальных способностей в дошкольном детстве.

1. Искусство — форма отражения действительности в художественных образах. Роль искусства в развитии человека. Художественный образ, средства его выражения. Музыка, ее особенности как вида искусства. Своеобразие отражения действительности в музыкальных художественных образах. Музыкальный язык и его специфика. Свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр. Средства музыкальной выразительности: лад, мелодия, ритм, метр, музыкальная форма. «Грамматика» музыкального языка, логика музыкальной мысли. Выразительные и изобразительные возможности музыки. Виды и жанры музыки. Художественная деятельность, ее синтетическое своеобразие.

2. Структура художественной деятельности: художественное восприятие, исполнительство, сочинение, их творческая направленность. Творчество композитора, его компоненты. Структура акта художественного творчества. Фантазия и воображение как факторы создания художественного образа. Музыкальное произведение — продукт творчества композитора. Интерпретация музыкального произведения. Вторичность исполнительского творчества. Художественно-выразительные средства исполнительства. Музыкальная импровизация. Восприятие музыки как процесс сотворчества. Художественное восприятие, своеобразие, структура. Музыкальные способности. Соотношение общих и музыкальных способностей. Музыкальность, одаренность, талантливость, гениальность.


3. Структура музыкальных способностей. Ведущие отечественные и зарубежные научные подходы к развитию музыкальных способностей дошкольников. Социокультурный, педагогический и психологический аспекты проблемы развития музыкальных способностей в дошкольном детстве. Психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольника.

Литература:

а) основная:

1. Абдулин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального

обучения в школе [Текст] / Э.Б.Аблулин. – М., 1992. – 345с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя учителя-музыканта [Текст] / Ю.Б. Алиев. – М., 2000. – 350с.

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в

общеобразовательном учреждении [Текст] / Л.А. Безбородова. – М., Академия, 2002.- 352с.

4. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1981. – 431с.

5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального

воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. ветлугина, А.В. Кенеман. – М., 1983. – 325с.

6. .Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / учебное пособие для студентов высших учебных заведений А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 320с.

7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова. – М., 1998.- 240с.

б) дополнительная:

1. .Анисимов В.П. Теория и методика музыкального развития дошкольников [Текст] / В.П. Анисимов. – Тверь: Издательство ТвГУ, 2007. – 176с.

2. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников [Текст] / Л.В. Виноградов. – СПб: Речь. Образовательные проекты, 2009. – 160с.
3. Диагностика к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / Под

редакцией М.А. Васильевой. – Красноярск, 2009. – 261с.
Музыкальное искусство и художественная деятельность как теоретическая основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей. 


Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.
Какова роль искусства в жизни человека - как искусство влияет на общество.
Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

  • Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.



  • Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.




  • Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
Украшение мира. Раскрытие духовных ценностей. Формирование ощущения и понимания прекрасного. Воспитание достоинства в людях и обществе в целом. Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ. Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие. 

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции.
Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

  1. Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния. 




  1. Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.




  1. Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем. 



  2. Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.




  1. Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов.




  1. Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.



  2. Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой. 



Какое значение имеет искусство в жизни человека.
Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:

  • Художественный. Человек оценивает красоту, эстетичность природы, других людей, их творений и достижений.

  • Познавательный. Способ основывается на реалистичном взгляде. Люди изучают истину, не приукрашивая ее. Это знакомство и осознание жесткой реальности и всей не идеальности мира.

  • Практически-деятельный. В основе изучения лежит понимание потребностей общества, окружающей среды, природы. Индивид осознает, что полезного он может сделать, а что навредит миру.

В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:

  1. Это наглядный и образный способ передачи информации.




  1. Искусство основано на особенных средствах описания мира – это художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов, материалов. 



  2. Интерпретация действительности опирается на субъективное восприятие автора и его фантазию. При создании шедевров каждый творец руководствуется собственным видением ситуации. 



Какую роль играет искусство в жизни общества.
С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:

  • Средневековье. Произведения были практически полностью подчинены религии. Люди того времени воспринимали искусство, как способ подтверждения значимости Бога и веры. Оно рассматривалось через призму православных обрядов, иконописи, росписи храмов.