Файл: 1. Теоретические предпосылки исследования смысловой структуры текста в развлекательных изданиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Введение
В борьбе за аудиторию все больше изданий сегодня переходят в разряд развлекательных. Развлекательная направленность проявляется не только в тематике и оформлении, но и в смысловой структуре публикуемых материалов. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

На основании выбранной темы, выдвигается следующая гипотеза исследования: если развлекательная направленность издания может проявляться не только в тематике и оформлении публикуемых материалов, то она должна прослеживаться также и в смысловой структуре их текста.

Объект исследования – тексты развлекательного издания «Гламур».

Предмет исследования – смысловая структура текстов развлекательного издания «Гламур».

Методы исследования – метод дедукции, индукции, анализа и синтеза.

Цель работы – выявить особенности смысловой структуры текстов развлекательного издания «Гламур». Цель определяет следующие задачи:

На основе изучения научной литературы описать основные составляющие смысловой структуры текста.

Проанализировать смысловую структуру текстов развлекательного издания «Гламур».

Материалом для исследования послужили три публикации из развлекательного журнала «Гламур» за период с февраля по октябрь 2012 года.

1. Теоретические предпосылки исследования смысловой структуры текста в развлекательных изданиях


1.1 Понятие и основные составляющие смысловой структуры текста
Для определения основных особенностей смысловой структуры текста необходимо сделать некоторые уточнения в терминологии понимания текста в целом. По мнению Т. М. Дридзе в работе «Язык и социальная психология», «текст — это последовательность предложений, передающих целостную информацию, объединенных общей темой, грамматическими средствами общения и целями общения». На основе этого определения можно выделить «наиболее значимые характеристики текста, такие как: целостность, связность, фиксация на определенной системе знаков, информативность».

Необходимо подробно рассмотреть каждое из вышеперечисленных понятий.

По мнению Т. М. Дридзе, «целостность текста обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст». Исходя из этой идеи, можно предположить, что в данном случае журналистской задачей будет выявление той самой нити через анализ «внешних ценностей» до частных ценностей, то есть смыслов.


Оценка целостности текста происходит «в двух направлениях: анализ его как органической единицы; выявление полноты и точности составляющих его элементов.

«Целостность текста как литературной единицы не соотносится непосредственно с языковыми единицами и имеет психолингвистическую структуру», что достигается «единством замысла и точностью построения текста, полнотой образного понимания материал, четкость логического развертывания мысли, стилистическое единство текста».

Далее рассмотрим концепцию связности текста. Можно предположить, что это понятие является производным от предыдущего, то есть является условием целостности. Для понимания полного текста необходимо понимать значение не конкретной фразы, а «каждая фраза включает в себя смысл предыдущей». Текст будет отображаться пунктиром, если он рассматривается вне существующей системы связи.

Если говорить о средствах реализации этой связи между текстовыми элементами, то они весьма разнообразны. В некоторых случаях эти средства могут быть грамматическими. В официальных материалах, в научной прозе это «четко выраженные логические связи». В художественных и публицистических произведениях они обычно ассоциативны, так как «предопределены своим образным строем».

Еще одна концепция: фиксированность текста — одно из важнейших качеств письменной речи, ее преимущество перед устной речью. «Письменная речь может иметь более сложную структуру, допускающую включение различных знаковых систем (числа, формулы, картинки, рисунки) и требует от реципиента большей, чем устная, самостоятельности и аналитического мышления». Смысловые оттенки в этом случае передаются пунктуацией.

Наконец, важнейшей характеристикой журналистского произведения является информативность. Определение информативности текста, как пишет Дридзе, «основано на представлении об уровне знаний читателя и учете фактора времени».

Для самого Дридзе существует разделение информации «по степени насыщенности и степени новизны», а именно: «ключевая» (уникальная, информативная); «уточнить» (связан с теми текстовыми единицами, которые должны нести основную информацию). Она «не сообщает новости, она только уточняет то, что уже было сообщено. Это указатели времени и места, детали, подчеркивающие его достоверность и точность»); «дополнительный» (не относящийся «непосредственно к единицам текста, содержащим ключевую информацию. При его введении возникает новая тема и образуется смысловая дыра, нарушающая связность текста»); «Повторный», который не содержит новостей, а только «повторяет уже сообщенную информацию». Как сообщение к тому, что уже известно, повторяющаяся информация избыточна и может служить только риторическим целям»; и «нулевые», представляющие собой «отрезки речи, лишенные смысловой информации (придаточные предложения, «пустые слова, нейтральная речь»).


Если рассматривать структуру текста, то современные лингвисты различают понятия «семантика», «содержание» и «смысл». Под семантикой понимаются «значения языковых единиц (слов), составляющих текст, обладающие способностью отражать объективную действительность во взаимодействии друг с другом». Содержание текста – это знание действительности, произведенное автором. В свою очередь, смысл соотносится со знаниями, «полученными получателем (читателем) при восприятии текста». Смысловая структура текста – это концептуальная организация текста, «логическая структура, определяющая взаимосвязь между аналитическими, событийными и тематическими элементами содержания».

Структура предлагаемого текста в произведениях Т.М. Дридзе можно представить следующим образом:

"Главная идея

Элементы общего содержания текста:

А. Основные элементы:

1. Основной тезис высказывания

2. Объяснение основного тезиса (развивающего тезиса)

3. Аналитическая оценка ситуации

Б. Второстепенные элементы:

1. Иллюстрации к резюме

2. Общий фон объекта сообщения».

Чтобы выделить основную мысль текста, «необходимо ответить на два вопроса: что говорится в тексте (определяя тем самым тему) и что говорится об этой основной теме мысли (выделяя таким образом главную особенность анализируется)». Кроме того, «Главная мысль должна быть заключена в виде предложения (а не в виде слова или словосочетания), так как она есть суждение о предмете мысли».

В книге Л.М. Майданова «Структура и композиция публицистического текста: средства выразительного письма», автор отмечает, что «когда основная мысль изложена в начале текста, то все остальное изложение воспринимается как ее развертывание, конкретизация, доказательство, иллюстрация».

Автор также пишет, что «основная мысль может располагаться в конце текста. Чаще всего это происходит при разделении текста на две части: сначала излагается фактический материал (с оценкой и «вспомогательными» комментариями), а затем следует вся логическая схема, включая формулировку основной мысли. Можно предположить, что такое расположение логической схемы характерно для материалов, посвященных интересным и захватывающим событиям, курьезным случаям, острым ситуациям (примером может служить любое развлекательное издание).

Основная мысль также может быть помещена в центр текста. Как правило, это «многособытийные материалы, в которых изложение первого события позволяет сформулировать основную мысль текста, а последующие события иллюстрируют и развивают ее».


Что касается следующих компонентов, то они развивают, обосновывают и конкретизируют главную (главную) мысль. Происходит это благодаря определению тезиса. «Государственный тезис» сохраняет «модель» мысли: выделить тему и приписать ей признак. Но тема каждого точного тезиса остается признаком основной мысли. Так осуществляется последовательность (связность) изложения.

Из вышеизложенного следует, что чем глубже сам автор пытается раскрыть перед читателем основную мысль, более подробно ее обосновать, тем более разработанной должна быть система формулировки тезиса. Кроме того, каждый из тезисов также может получить пояснение.

Помимо основных элементов общего содержания, в тексте возможно (а для медиатекстов обязательно) «наличие элементов вторичного содержания - иллюстраций для определения и развития тезиса». Иллюстративный материал — это «фактические данные, подтверждающие истинность концепции, ее документальную основу». Иллюстрации содержат информацию о мероприятии, его участниках, описание места действия, цитаты, цифры, справочный материал, имена людей, географические названия, даты, названия учреждений и т.д.

К дочерним элементам общего содержания также относится «предыстория цели сообщения». Это необязательный компонент. Чаще всего это материал «ассоциативного плана, очень субъективный, поясняющий, что побудило автора обратиться к этой теме. Хотя он и завершает схематический план текста — его смысловую структуру, — в материале он обычно располагается в начале изложения.

Результатом авторских размышлений является аналитическая оценка, которая «выявляет смысл или следствие ситуации, поднятой в тексте. Система исследования, разработки тезисов и аналитической оценки ситуации представляет собой концептуальную часть текста и содержит основные элементы общего содержания. Его обычно называют логическим изложением текста.

В публицистических текстах, таких как Л.М. Майданова представлены логические схемы «описательного, событийного и обобщающего типов, которые в той или иной степени связаны с жанрами». Например, «в краткой заметке используются описательные и событийные наброски с неполным набором тезисов; причинных тезисов, как правило, нет. В отчете предпочтение отдается логическому описанию типа события, в обзоре — описательный тип, в проблемных статьях и передовицах — общий тип.

Таким образом, можно сделать вывод, что объективным требованием современных СМИ должно являться богатство литературных приемов.


«Способ формулировки тезиса», – как пишет та же Майданова, – «можно охарактеризовать через следующие противопоставления: прямая-образная формулировка; одиночная-повторяющаяся; авторская-чужая; формулировка в условиях социально-ролевой или конкретно-чувственной позиции повествователя»1.

Это значит, что каждый тезис может быть описан по всем перечисленным параметрам, а возможность по-разному комбинировать эти признаки приводит к разнообразию тезисов, создает ощущение свежести слова, которой требует от современного издания читатель. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что только неопытность или отсутствие профессионализма у автора могут объяснить штампованность публикаций.

Среди образных способов подачи тезиса также следует отметить и такие формы, как «ироническая (по прямому смыслу противоположная действительной) и метонимическая, заключающаяся в обсуждении детали, замещающей целое»2.

Л.М. Майданова пишет, что «оптимальным для понимания текста в настоящее время признается дедуктивный способ изложения мыслей, способствующий выделению смысловых опор при восприятии текста, а наиболее рациональным признается синтетико-аналитическое строение текста»3.

В заключение данной подглавы, стоит сказать, что для газетных материалов развлекательного плана возможно (и даже желательно) экспрессивное размещение композиции текста. В этом случае, текст может начинаться, например, с аналитической оценки ситуации, или с иллюстраций, которые заведомо формируют у читателя текстовый эффект или обманутого ожидания или напряжения, что в конечном итоге, «провоцирует» его продолжить чтение. Более подробно особенности смысловой структуры текста будут рассмотрены в следующей подглаве.


2. Анализ смысловой структуры текстов в журнале «Гламур»


2.1 Анализ смысловой структуры материала «Новая звезда: Эмма Стоун» в журнале «Гламур»


Рассмотрим смысловую структуру текста (далее – ССТ) первой статьи автора Кристины Мусатовой «Новая звезда: Эмма Стоун».

Первым пунктом анализа является выявление главной мысли данной статьи. Итак, главной мыслью в тексте будет являться следующее: «Начав с детских ролей в местном театре, девушка прошла путь до серьезных ролей в кино». Главная мысль дается автором в конце статьи. Таким образом, текст для читателя словно распадается на две части. В первой излагается фактический материал, с небольшими, но все же «вспомогательными» комментариями автора Кристины Мусатовой. Вторая часть статьи – логическая схема, включающая формулировку основной мысли.