Файл: 1. Теоретические предпосылки исследования смысловой структуры текста в развлекательных изданиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее, выделим основные элементы ССТ: во-первых, рассмотрим систему констатирующих тезисов (КТ), подтверждающих выявленную выше главную мысль:

«Первым шагом к актерскому будущему в биографии Эммы Стоун был местный молодежный театр, где Эмма Стоун играла в школьные годы. К 15 годам маленькая актриса сыграла более чем в 16 постановках;

«Переезд в Лос-Анджелес открыл для Эммы Стоун большие перспективы, Эмма Стоун попала “в телевизор”».

Следующий шаг – разъяснение КТ посредством системы развивающих тезисов (РТ).

РТ к КТ1 в статье нет, но зато ко второму можно выделить сразу несколько (из этого следует сделать вывод что второй КТ и является основным, впоследствии могущим подтвердить главную мысль всего текста):

«Мир узнал Эмму Стоун после 2010 года, когда она сыграла запутавшуюся во лжи школьницу в комедии “Отличница легкого поведения”»;

«В этом году Эмме Стоун тоже удалось блеснуть на звездном небосклоне – она сыграла одну из главных ролей в фильме «Прислуга», который был отмечен жюри «Золотого глобуса», «Оскара» и премией Гильдии киноактеров США».

Как можно увидеть из системы констатирующих и развивающих тезисов, автор пытается подвести нас к главной мысли через конкретизацию основного КТ (что переезд Эммы Стоун в Лос-Анджелес помог развитию ее карьеры как киноактрисы).

Так же эта система тезисов приводит читателя к аналитической оценке ситуации самим автором. Здесь мы видим, что развлекательная направленность издания «Гламур» дает о себе знать. Аналитика сводится к подтверждению простой мысли, которую читатель и так уже вынес для себя из предыдущего материала, а именно, «судя по количеству работ и упорству Эммы Стоун, можно с уверенностью сказать, что мы еще не раз увидим эту девушку на большом экране. Кто знает, может, биография Эммы Стоун – это история будущей Мерил Стрип?»

Следующим этапом является рассмотрение второстепенных элементов ССТ. Иллюстрациями к РТ будут являться:

«Ее кинодебютом стало появление в комедии Superперцы, за нее Эмма Стоун получила премию «Молодой Голливуд» за «”Захватывающий новый образ”»;

«В фильмографии 23-летней звезды уже более 20 картин»;

«В 2012 году People’s Choice Awards признал Эмму Стоун лучшей актрисой»;

«В 2011-м она была номинирована кинопремией «Золотой глобус» на лучшую женскую роль наряду с такими звездами, как Джулианна Мур, Энн Хэтэуэй, Анджелина Джоли».

Для более четкого восприятия читателем материала, автор использовала дедуктивный способ изложения материала, т.е. от частного к общему, в данном случае – главной мысли. При этом использованы факты, цифры и даты, являющиеся наиболее эффективными иллюстрациями к тезисам и подтверждающие мысль автора о том, что «Начав с детских ролей в местном театре, Эмма Стоун прошла путь до серьезных ролей в кино». Обывателю такая схемы будет понятна и достигнет своей основной цели – прорекламировать новую «звезду», способствовать популяризации как самого образа актрисы, так и увеличения интереса к ее фильмам.


Что касается общего фона к цели сообщения, то в данной статье автор сразу же преподносит нам этот материал ассоциативного плана, побудивший его обратиться именно к Эмме Стоун, а не к другой молодой актрисе:

«Кто-то называет Эмму Стоун штампованной голливудской старлеткой, звезда которой зажглась лишь на время, кто-то говорит об Эмме Стоун, как о талантливой актрисе с большим будущим»;

«Эмили Джин Стоун родилась в городе Скоттсдейле (штат Аризона) в простой американской семье. Ее отец был разнорабочим, а мать – домохозяйкой».

Оба суждения дают читателю возможность уже сразу сформировать свою собственную точку зрения на актерскую состоятельность актрисы Эммы Стоун. Кроме того, второй комментарий про «простую американскую семью» приближает героиню к простому обывателю и вызывает «запрограммированную» симпатию, что вызовет соответственную реакцию в конце, когда автор озвучит свою главную мысль.

Выводом к первой статье на основе анализа ее ССТ, будет являться подтверждение развлекательной направленности журнала «Гламур», а именно:

1) выделение смысловых опор для правильного восприятия читателем текста (тезис – иллюстрация);

2) уже первое предложение дает исходные посылки текста, т.е. своего рода информирует, «настраивает» на принятие последующей информации;

3) последующие факты целенаправленно приводят к главной мысли текста, читатель не проводит никакой аналитической работы для понимания ситуации;

4) информация подается в виде заметки не очень большого формата, что увеличивает скорость прочтения;

5) фактологическая информация приводится не как материал для запоминания, а лишь как иллюстрация к тезисам, что выявляет настоящую цель публикации – развлечь читателя в свободный для него промежуток времени (своеобразное «очищение» мозга от большого объема информации за день);

6) так же немаловажным является и демонстрация фотографии актрисы Эммы Стоун – это оживляет текст статьи; визуализация образа всегда благотворно влияет на рядового читателя, делает процесс чтения менее энергозатратным и более увлекательным.


2.2 Анализ смысловой структуры материала «Теория красоты: мода и диагнозы» в журнале «Гламур»
Во второй анализируемой статье главная мысль дается автором уже в первом абзаце: «Благодаря запечатленным на холсте, папирусе, бумаге, в глине, камне и металле образам мы с вами можем проследить изменения в моде на женскую внешность, а заодно и состояния женского здоровья в срезах истории». Таким образом, сразу же можно дать оценку размещенной автором логической схеме. Главная мысль в начале текста означает последующее восприятие текста читателем как конкретизацию, развертывание основной посылки, иными словами как ее иллюстрирование и последующее доказательство. Это всегда «работает на автора», так как выглядит как непреложная констатация истины, выражение авторского «Я» с последующим подтверждением в виде осознанного создания доказательств с опорой на эмоциональную, субъективную авторскую речь.


КТ к основной мысли будут являться:

«Известняковая Виллендорфская Венера. Определяющими в этом изображении выступают символы изобилия, сытости, активного деторождения и вскармливания потомства, в общем смысле – всего племени. Лицо не имеет значения»;

«Всем знаком бюст царицы Нефертити. Рассматривая фрески, статуи и статуэтки Древнего Египта, мы можем судить о тенденции к общей стройности и сухощавости. Толстых там, видимо, попросту не было»

«Древняя Греция. Посмотрим на всем, опять-таки, знакомый образец античной красоты – статую Венеры Милосской. Целое должно относиться к своей большей части так же, как бóльшая часть – к меньшей, из чего следует, что идеальным считается такое тело, расстояние которого от темени до пояса относится к общей длине как 1:3, при этом вес и объемы должны гармонировать с особенностями скелета»;

«Средневековье. Расцвет христианства, строгость нравов и аскетизм в искусстве. Обратимся к работе Жана Ван Эйка «Чета Арнольфини», 1434 год. Рядом с супругом (по некоторым данным – с женихом) изображена совсем юная женщина, скромно наклонившая голову в сторону мужа, который держит ее тонкую руку в своей руке. Сеньора Арнольфини – образец красоты своего времени, богобоязненная мать и жена»;

«Эпоха Возрождения. Одним из известнейших памятников искусства того времени является полотно Питера Пауля Рубенса «Три грации», датированное приблизительно 1640 годом и объединившее в себе две традиции: фламандский реализм и классику в интерпретации Ренессанса»;

«Недавнее прошлое. Хотелось бы остановиться на статуе с видом на южный порт Смюгехук в Треппенборге, в Швеции; именно на него держал курс нильсов гусь и все прочие гуси, направляясь на север; именно этот мыс считается «пограничным столбом» между Швецией, Норвегией и Финляндией. Автор, Аксель Эббс, дал своему творению имя “Объятия”»;

«Какие женщины в моде сегодня? После «Объятий» модели, прошу прощения за тавтологию, начали нам диктовать модели наших тел. Постепенно соразмерные, среднего роста, цветущие яркие женщины уступили место худеньким девушкам (та же Лесли Хорнби (Твигги)), затем на смену просто худеньким пришли худенькие и высокие (Джиа Каранджи, за ней Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл и другие). Сегодня по-прежнему популярны женственные (Наталья Водянова, Жизель Бюндхен, Ева Герцигова и Софии Даль, возвращается в дело предприимчивая Хайди Клум). И, видимо, каноны снова разворачиваются в сторону естественных форм».


КТ в данной статье должны отражать направления, по которым авторская мысль будет идти дальше. Как можно заметить, главным для автора было проследить эволюцию представлений человека о женской красоте, поэтому, что естественно, он начал рассматривать идеал красоты для каждой из эпох, начиная с древнейших времен.

Далее, система развивающих тезисов позволяет более ясно представить себе особенности рассматриваемых женщин, их недостатки и прелести. Кроме того, автор делает упор на болезни и дефекты моделей, а это всегда производит положительный эффект на рядового читателя. Он начинает соотносить себя и образ, созданный в статье, убеждаясь, что все в его жизни и внешности не так плохо, а значит, автор достиг цели – достучался до читателя, дал ему повод гордится собой, и при этом еще и рассказал занимательную историю с обилием информации.

РТ к КТ (соответственно проставленным цифрам) являются:

«Посмотрите, какие качества подчеркивает резчик: большие, практически достигающие пупка, полные молочные железы; IV стадия общего ожирения (жировые отложения на боках, животе, мощных бедрах); отчетливо идентифицируемые половые органы; ноги не имеют ступней, плечи прижаты к телу, кистей рук тоже нет; волосы красиво уложены вокруг головы… без лица»;

«Обтянутое смуглой кожей лицо с высокими, искусно подчеркнутыми макияжем скулами и уже наметившимися носогубными складочками; большие миндалевидные, подведенные сурьмой глаза с тяжеловатыми веками; прямой нос; полные карминовые губы; волевой выступающий подбородок с легким отеком подчелюстных лимфоузлов и красивая длинная шея; довершают бюст ушные раковины, расположенные практически перпендикулярно голове»;

«У статуи округлое (кое-кто говорит, что «оплывшее») лицо с практически тонущим в щеках маленьким пухлым ртом; красивый чистый лоб, прямой крупный нос; мощная шея с явственными поперечными морщинками, свидетельствующими о спаечно-воспалительном процессе подлежащей мышцы; убранные назад волнистые волосы; покатые полные плечи; маленькая грудь; неплохой пресс; намек на талию слабоват, сзади практически не просматривается; тяжеловатые бедра задрапированы»;

«Лоб ее, чтобы казался выше, выбрит по моде эпохи; лицо пятнообразно тронуто румянцем, но лоб и кожа рук очень светлая; веки набухли, на лице просматривается отек – по-видимому, женщина действительно ждет ребенка и испытывает преэклампсию, или поздний токсикоз, который характеризуется задержкой натрия (отсюда отеки), гипертонией (отсюда покраснение лица) и некоторыми другими признаками III триместра. А больше о внешности женщины сказать нечего – все остальное скрыто под одеждой»;


«Что мы здесь видим? Женщин молодых, оптимистичных, возможно, замужних и уже познавших радость материнства (это можно заключить по размеру и форме живота и груди); у граций хорошее (судя по цвету кожи) кровообращение, но несколько замедленный обмен веществ, по всей видимости, из-за обильного высококалорийного питания и дефицита аэробных физических нагрузок. Налицо II степень ожирения и липодистрофия (целлюлит). У женщины, стоящей слева, наблюдаются дисплазия кистей рук и плоскостопие; у стоящей в центре, спиной к нам, диагностируется сколиоз; у той же, что справа, — лордоз и, как минимум, воспалительный процесс в левой молочной железе (не исключена онкология)»;

«Фигура стройна (вспомним Древний Египет) и полностью обнажена (ассоциации и с палеолитом, и с античностью, и с Ренессансом), с небольшим бюстом, но при этом очень женственна за счет линий бедер и ягодиц. В ней ни капли лишнего веса, руки раскрыты в приветственном жесте, кисти изящны и невелики, голова откинута, волосы вьются по ветру. Женщина молода и здорова».

Что касается КТ7, то к нему РТ автор не счел должным приводить. Видимо, это связано с отсутствием в современной практике культуры женского портрета. Сейчас портреты и скульптуры можно увидеть лишь на выставках, да и то, скорее, это будут постмодернистский взгляд на женщину, а, значит, ничего общего с оригиналом иметь не будет.

Далее необходимо перейти к еще одному основному элементу ССТ – аналитической оценке ситуации. Автор подводит итог в самом конце статьи: «В женщине всегда есть прекрасное – нужно только найти его и подчеркнуть. Подчеркнуть то, что вне моды, свое, истинное, неповторимое. А что же портреты? Эти женщины – смертные, подверженные слабостям, недугам и старению, как любая из нас. Но эти женщины обессмертили художников подаренным им вдохновением, а художники дали взамен пропуск в бессмертие, создав их портреты. Гений бросил отсвет вечной, неземной красоты на эти лица, придав им страсть или нежность, невинность или куртуазность, беззаботность или зрелую мудрость. Ну, и истории об этих женщинах и о творцах, запечатлевших их, поданные грамотно и со вкусом, придают некое особое наполнение образам, пусть и не поражающим, на первый взгляд, воображение. Мы будем любоваться ими всегда. Хотите жить вечно? Позируйте для художников, скульпторов и чеканщиков, и время отступит перед вами в бессилии, снимет шляпу и чопорно склонит свою голову».