Файл: 1. Теоретические предпосылки исследования смысловой структуры текста в развлекательных изданиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как можно заметить, автор в аналитической оценке усилил воздействие на читателя с помощью использования художественно-выразительных средств, таких как эпитеты, повторы, олицетворения: «Гений бросил отсвет вечной, неземной красоты на эти лица, придав им страсть или нежность, невинность или куртуазность, беззаботность или зрелую мудрость»; «Эти женщины обессмертили художников подаренным им вдохновением, а художники дали взамен пропуск в бессмертие, создав их портреты»; «Время отступит перед вами в бессилии, снимет шляпу и чопорно склонит свою голову» и т.д. Такая выразительная речь в конце логической схемы текста позволяет читателю лучше осознать прочитанное, осмыслить его, но только с позиции автора. Столь эмоциональные слова и выражения делают акцент именно на авторском замысле, который изначально будет довлеть над читателем, не давая ему возможности сформировать собственное мнение. Этот признак как раз и относит данный текст к разряду развлекательных.

Второстепенные элементы ССТ представлены следующими иллюстрациями, представляющие собой фактологическую информацию о произведениях искусства, заинтересовавших автора статьи: «найденная в 1908 году в Австрии и датируемая XXII-XXIV веком до н.э. Перед нами, по мнению специалистов, или хтоническая фигурка матери-земли, богини плодородия самого широкого диапазона ответственности, или же обобщенное изображение женщин, занимавших в свое время важные места в укладе рода» - к РТ1; «бюст XIV века до н.э. первой царицы Древнего Египта Нефертити, в девичестве Тадучепы, - одной из наложниц гарема Аменхотепа III, впоследствии жены древнеегипетского фараона Аменхотепа IV и матери шести его детей» - к РТ2;

«статую Венеры Милосской авторства скульптора Агесандра Антиохского (предположительно), 130-110 гг. до н.э. Статуя, вне всякого сомнения, выполнена в традициях разработанного Поликлетом и усовершенствованного Пифагором правила золотой пропорции, или золотого сечения» - к РТ3.

К остальным тезисам иллюстрации не предоставлены в таком объеме или ограничиваются лишь датой создания. Что интересно, количество фактов, дат и цифр к концу повествования «сходит на нет». Этот прием применен автором сознательно, так как статья большая по объему, достаточно информативная и с точки зрения простого читателя сложно воспринимается. Поэтому автор принял решение к концу статьи постепенно уменьшить, а к концу и вообще отказаться от фактологических иллюстраций, чтобы с помощью эмоций донести главную мысль.


Общий фон к цели сообщения в данной статье – комментарии автора, являющиеся выражением субъективной точки зрения автора на все перечисленные произведения искусства, вызывающий у читателей определенные ассоциации и подтверждающий идею авторского замысла: 1) «Вы бывали когда-нибудь в Эрмитаже? Третьяковской галерее? Уффици? Лувре? Прадо? Галерее Дрездена?.. Среди бесчисленных шедевров сокровищниц мирового искусства огромный пласт принадлежит портрету. Прежде всего, женскому портрету, многоликому и волнующему»; 2) «То, что мода движется по спирали, периодически напоминая сегодняшними веяниями элементы веяний, давно ушедших, заметно в повторении силуэтов, в манере укладывать волосы, в тенденциях одеваться. А как обстоят дела с анатомией, физиологией, патологической физиологией, наконец? Приглядимся же к лицам, манящим нас в давнюю даль»; 3) «Рожай детей, корми их, будь хорошей хозяйкой – и молодец»; 4) «Толстых там, видимо, попросту не было (да и попробуйте растолстеть на жаре и в песках!)»; 5) «Аутентичный образ весьма узнаваем. Вглядитесь в него, отбросьте мысленно статус, этнический антураж, и вы обнаружите, что внешность этой женщины вполне современна и, может быть, напоминает вам кого-то из ваших знакомых»; 6) «Взгляните на нее, на миг отбросив луврский интерьер и восхищение талантом скульптора. Кого вы видите? Довольно посредственную молодую женщину, которой не помешало бы поднажать в фитнес-зале. Даже богиням – особенно богиням! – надо следить за собой»; 7) «Расцвет христианства, строгость нравов и аскетизм в искусстве. «Кirche, küche, kinder» - и хватит для женщины. Нагими изображаются только Адам и Ева до грехопадения, смертные женщины на портретах укутаны в целомудренные одежды, волосы укрыты платками и покрывалами»; 8) «Что же, если мы заглянем в современную баню, общее женское отделение, то обнаружим, что подавляющее число посетительниц выглядит так же»; 9) «Именно на него держал курс нильсов гусь и все прочие гуси, направляясь на север; именно этот мыс считается «пограничным столбом» между Швецией, Норвегией и Финляндией. Вы знаете, кто позировал для этой статуи в 1930 году? Модель и баронесса Брижит Холмквист, бабушка любимой всеми нами Умы Турман по матери»; 10) «Посмотрите на себя в зеркало. Точь-в-точь вы!»; 11) «Дома мод Латинской Америки, а затем и Европы, и всего остального мира, журналы и Голливуд стали перемещать акцент с худобы на здоровье. Всем понравились прямодушная Кейт («Титаник») и Бриджет Джонс с ее дневниками, не правда ли? О плюсах полноты никто не говорит, но то, что истощение не есть красота, мы вполне осознали».


Все вышесказанное может являться иллюстрацией к подтверждению развлекательной направленности издания «Гламур», потому что при обилии фактов в приведенных тезисах, они имеют очень скудную доказательную базу, уже по КТ можно определить, что, несмотря на, казалось бы, обилие исторических, культурологических и т.п. фактов, подача материала ведется от первого лица, а значит, является исключительно продуктом авторской мысли. Этому способствует и использование свободного изложения текста, с явными субъективными комментариями и примерами, основанных лишь на эмоциях автора и его собственном неприятии или приятии чего-либо. Авторский замысел доминирует над изложенным материалом, подавляет его, заставляет структуру текста «работать на него».


Заключение
В данной работе была рассмотрены особенности смысловой структуры развлекательных изданий.

Смысловая структура текста (ССТ) – это организация текста, представляющая собой некий «логический каркас», который определяет отношения между событийными, предметными и аналитическими элементами содержания.

Ее основные составляющие – 1) Главная мысль; 2) Элементы общего содержания текста, включающие основные элементы: основной констатирующий тезис, развивающий тезис, аналитическую оценку ситуации; и второстепенные элементы: иллюстрации к тезисам, общий фон к цели сообщения.

Для развлекательных изданий характерно:

1) частое повторение похожих тем и ситуаций, что приводит к появлению готовых речевых стереотипов – штампов, стандартов, клише;

2) для правильного восприятия читателем информации автором сознательно выделяются смысловые опоры в тексте (тезис – иллюстрация);

3) читатель вслед за автором не проводит никакой аналитической работы для понимания ситуации, он слепо следует авторской мысли;

4) в логической схеме текста происходит создание эмоциогенных ситуаций посредством использования комплекса выразительных средств;

5) использование неполной ССТ (отсутствие каких-либо элементов структуры текста, как то констатирующего, развивающего тезисов, иллюстраций и т.д.);

6) нелогичное построение текста, разрывы между элементами ССТ;

7) фактологическая информация дается автором не для аналитической оценки, а для более правдоподобной иллюстрации к тезисам.


Итак, развлекательная пресса направлена не на развитие интеллектуальных, познавательных способностей человека, не на просвещение и образование аудитории, а на удовлетворение мимолетных интересов, помощи в уходе от реальности, поиска удовольствия и развлечений.

Таким образом, гипотеза о том, что развлекательная направленность публикуемых материалов проявляется и в их смысловой структуре.

Как показал анализ трех статей в развлекательном издании «Гламур» за период с февраля по октябрь 2012 г. особенностями смысловой структуры текстов этого издания являются:

среднее количество констатирующих тезисов равно трем (при этом, в одной статье их семь, в другой два, а в третьей – один);

развивающие тезисы преобладают над констатирующими, в среднем на три статьи их около четырех (всего – тринадцать, и они присутствуют в каждом тексте публикуемых материалов);

среднее количество иллюстраций – шесть.

В развлекательном издании «Гламур» ССТ не является глубокой по содержанию. Несмотря на то, что основные элементы ее присутствуют зачастую в полном объеме, но нет логической завершенности, системности в ее построении. Информативность как признак хорошей ССТ либо отсутствует, либо является минимальной. Она призвана только развлечь читателя, заставить его забыть о реальности, рутине повседневной жизни, а такой показатель как нулевая информация, наоборот, является преобладающей. Все это усиливается эмоциональными приемами в речи автора, навязыванием его позиции и отсутствием цельности в изложении материала.

Таким образом, гипотеза о содержании в ССТ публикуемых материалов развлекательных элементов, полностью подтвердилась.
Список литературы и источников


  1. Адамьянц Т. З. Информировать или зомбировать? // Журналист. 2001. № 2.

  2. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия – к взаимодействию. – М.: ИС РАН, 1999.

  3. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  4. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. – М.: Изд. МГУ, 1991.

  5. Брайант Дж., Томпсо С. Основы воздействия СМИ. - М.: Вильямс, 2004. – 425с.

  6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.

  7. Добашина И. Феномен бульварной прессы в постиндустриальном обществе // Новый Взгляд. – 2009. – № 11. - С. 2.

  8. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: монография. – М.: Наука, 1984. – 270 с.

  9. Дридзе Т.М., Леонтьев А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). – М.: Наука, 1976. – 263 с.

  10. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. – М., Изд.2, доп., 2009 – 240 с.

  11. Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 6. – С. 47-54.

  12. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М. : Изд-во Едиториал УРСС, 2006. – 352 с.

  13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999.

  14. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. 178 с.

  15. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. – 2003. – №6. – С.23-26.

  16. Психология манипуляции: феномены, механизмы [Электронный ресурс]. –

  17. Птицына Т. Без злого умысла // Православие. Ру. – 2007. – 27 нояб.

  18. Ученова В.В. Беседы о журналистике. М.: Молодая гвардия, 1978.

  19. Список анализируемых материалов:

  20. Кристина Мусатова. Новая звезда: Эмма Стоун // Glamour. Февраль. 2012 год.

  21. Теория красоты: мода и диагнозы // Glamour. Март. 2012 год.

  22. Комолов Антон. О сроках влюбленности // Glamour. Октябрь. 2012 год.


1 Там же. С. 60.

2 Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста: средства выразительного письма. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. С. 61.

3 Там же. С. 61-62.