ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.1
Задание 1
Акробатика
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх».
Акробатика - это разновидность физических упражнений схожих с гимнастикой, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку.
История акробатики
Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности.
Изображения на сохранившихся сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен уже в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями в Древней Греции и на Крите.
В одной из песен «Одиссеи» Гомер рассказывал, как пирующих развлекали два прыгуна, которые, «соглашая со звонкою лирой прыжки … проворно скакали».
В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты - «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.
В эпоху Возрождения в Венецианской республике устраивали «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Появление современной акробатики
В конце XVIII века в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX веке акробатические упражнения начинают включаться в национальные системы гимнастики. К этому времени, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.
Профессиональное направление в акробатике развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.
Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.
Второе направление в развитии акробатики - спортивное - связано с возникновением кружков любителей акробатики (в том числе и в России).
Развитие акробатики в России
На территории Древней Руси акробатика вначале развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть различных увеселительных зрелищ.
Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII века в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В 1900 году в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 году состоялось первое выступление акробатов-любителей.
После революции, большую роль в популяризации акробатики как вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады.
В 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции акробатики, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике.
В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
Начиная с 1967 года Федерация спортивной акробатики СССР организовывает международные матчи по телевидению, с 1972 года - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 году в СССР в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов.
В 1975 году в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
Современная спортивная акробатика
Спортивная акробатика - это соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.
Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений, широким диапазоном сложности и разнообразия акробатических упражнений.
Современная акробатика имеет большое значение в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.
Каждый хороший акробат способен сделать стойку на руках, любой переворот, пройтись колесом или же сделать одинарное или двойное сальто.
Современная акробатика включает в себя 3 вида:
- Прыжковая акробатика.
Прыжки — наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простейших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.
-
Акробатические прыжки на дорожке длиной 30 метров, не учитывая разбег.
-
Фляк — переворот назад, осуществляемый с толчка ногами.
-
Рондат — переворот с поворотом на
180°; одно из основных упражнений прыжковой акробатики.
Акробатические прыжки на дорожке длиной 30 метров, не учитывая разбег.
Фляк — переворот назад, осуществляемый с толчка ногами.
Рондат — переворот с поворотом на
Сальто — переворот-вращение в воздухе на 360° прыжком с ног на ноги, без дополнительной опоры; может выполняться вперёд, назад и в сторону, а также в группировке, согнувшись и прогнувшись. К числу наиболее лёгких упражнений этой группы относится сальто вперёд в группировку (Группировка — положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперёд, локти плотно прижаты к телу).
- Парная акробатика.
Парная акробатика – удивительно красивое направление физической активности. Гибкость акробатов, та легкость, с которой они выполняют элементы, завораживают. Это направление относится к гимнастике, включает в себя упражнения на баланс, ловкость, прыгучесть, силу. В цирковой студии Алены Николаевой предусмотрена парная акробатика для начинающих.
- Групповая акробатика
Групповые акробатические упражнения. Двигательная структура этих видов акробатики складывается из функции балансирования, координационных способностей, скоростно-силовых проявлений, в том числе статической и динамической силы, пространственно-временной точности движений, эмоциональности и выразительности, слияния телодвижений с музыкальным сопровождением. Ведущих спортсменов отличает повышенная сложность соревновательных программ, психологическое и двигательное взаимодействие, стабильность спортивной техники и новизна музыкальноакробатических композиций. Женские групповые упражнения (1973 г.). Мужские групповые упражнения: более выражено разделение на балансирование и вольтиж. Во всех видах акробатики используются балансовые и вращательные (вольтижные) упражнения. Балансовые упражнения связанны с сохранением равновесия, преимущественно отражают силовые способности акробатов, гибкость. Бросковые – упражнения, в основе которых лежит бросок и ловля
Задание 2
Акроба́тика (от др.-греч. ἀκρο-βᾰτω «ходить по краю» ← ἄκρος
«край» + βᾰτω «топтать; ступать, ходить») — разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку. С 2016 года акробатика включена в олимпийские виды спорта.
Акробатические упражнения –это упражнения, связанные с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой, без опоры и с сохранением равновесия.
Термины акробатических упражнений:
Перекат— вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнувшись (выполняемый из стойки) и др.
Кувырок— вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка , с фазой полета до опоры руками, лет—-кувырок, кувырок с поворотом, заканчивающийся лицом в противоположную сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене , кувырок назад Согнувшись (с прямыми ногами), кувырок назад через плечо, кувырок назад встойку на голове, на руках, кувырок назад через стойку на руках и др.
Переворот— вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону (вправо, влево), переворот с головы (с опорой головой), переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.
Переворот назад— вращательное движение тела назад с опорой на руки.
Перекидка— равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, предплечьями) без фазы полета.
Рондат— переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.
Курбет—прыжок назад с рук (из стойки на руках) на ноги..
Неполный переворот— вращательное движение тела прыжком содной его части на другую.
Подъем разгибом— подъем (вскок), выполненный из упора согнувшись (с лопаток) на ноги. Выполняется в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д. В перечисленных случаях надо указывать конечное положение.
Поворот разгибом— выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор лежа; выполнение с поворотом на 360° указывается особо.
Сальто* — свободное переворачивание тела в воздухе. Различают: переднее сальто, маховое сальто , заднее сальто, боковое, затяжное, сальто с поворотами (кругом, на 360°, обозначаемое гимнастами термином «пируэт», с поворотами на 720° и др.), а также двойное, тройное сальто и
др.
Темповой подскок
(сокращенно —- подскок)— небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего элемента в прыжковой акробатике.
* Приводятся термины, принятые Федерацией акробатики СССР.
Мост— дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост , мост на одной руке , мост на одной ноге , мост на предплечьях , разноименный мост, например с опорой левой ногой и правой рукой, и др.
Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: прямой шпагат , шпагат правой или левой (указывается нога, находящаяся впереди), одноименный, разноименный, шпагат с наклоном, с наклоном назад и др.
Полушпагат— аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся спереди , полушпагат с наклоном ,с наклоном назад и др.
Стойка— вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках, на голове ,на руках .В последнем случае стойка может быть узкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой (кисти рядом), на одной (правой, левой) руке, то же, но ноги врозь и т. п.
руппировка — положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперёд, локти плотно прижаты к телу.
Комбинация-соединение отдельных элементов, упражнений в определённом порядке.
Самостраховка- умение занимающихся самостоятельно находить из опасных положений при неудачном выполнении упражнения.
Стойка (в акробатике) статичное вертикальное положение, при котором исполнитель находиться вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках, руке.
Страховка – готовность страхующего при неудачном выполнении исполнителем упражнения предотвратить возможное падение или травму.
Упор- положение с опорой руками при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Упор присев- положение приседа руки на полу впереди носков, масса тела равномерно распределена на руки и ноги, голова прямо.
Задание 3
План тематической беседы на тему «Правовое регулирование деятельности в физической культуре и спорте».
1. Цель и задачи дисциплины 2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 2.1. Что должен знать студент 2.2. Что должен уметь студент. 2.3. О чем должен иметь представление студент. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы: 4. Содержание дисциплины. 4.1. Раздел дисциплины и виды занятий. 4.2. Содержание разделов дисциплины: а). Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений системы образования. б). Лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта в)Стандартизация спортивной подготовки и образования в сфере физической культуры и спорта. г) Нормативно-правовые основы деятельности учреждений спортивной подготовки д) Нормативно-правовые основы деятельности спортивных клубов. е) Нормативно-правовое регулирование деятельности региональных спортивных федераций. ж) Полномочия органов управления в сфере физической культуры и спорта. з) Организация занятий физической культурой и массовым спортом по месту жительства граждан и на производстве (нормативно-правовой аспект). и) Трудовые отношения в сфере физической культуры и спорта к) Нормативно-правовые основы системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. л) Нормативно-правовые аспекты предупреждения травматизма на занятиях физической культурой и спортом. 5. Лабораторный практикум 6 .Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература. |