Файл: Акробатика Слово акробат.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самостоятельная работа по теме 1.1

Задание 1

Акробатика

Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх».

Акробатика - это разновидность физических упражнений схожих с гимнастикой, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку.

История акробатики 

Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности.

Изображения на сохранившихся сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен уже в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.

Занимались акробатическими упражнениями в Древней Греции и на Крите.

В одной из песен «Одиссеи» Гомер рассказывал, как пирующих развлекали два прыгуна, которые, «соглашая со звонкою лирой прыжки … проворно скакали».

В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты - «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.

Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.

В эпоху Возрождения в Венецианской республике устраивали «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.

Появление современной акробатики 

В конце XVIII века в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX веке акробатические упражнения начинают включаться в национальные системы гимнастики. К этому времени, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.

Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.

Профессиональное направление в акробатике развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.

Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.

Второе направление в развитии акробатики - спортивное - связано с возникновением кружков любителей акробатики (в том числе и в России). 

 Развитие акробатики в России

На территории Древней Руси акробатика вначале развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть различных увеселительных зрелищ.

Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.

В первой половине XVII века в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.

В 1900 году в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 году состоялось первое выступление акробатов-любителей.

После революции, большую роль в популяризации акробатики как вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады.

В 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции акробатики, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике.

В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.

Начиная с 1967 года Федерация спортивной акробатики СССР организовывает международные матчи по телевидению, с 1972 года - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.

В 1974 году в СССР в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов.

В 1975 году в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.

 Современная спортивная акробатика

Спортивная акробатика - это соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений, широким диапазоном сложности и разнообразия акробатических упражнений.

Современная акробатика имеет большое значение в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.

Каждый хороший акробат способен сделать стойку на руках, любой переворот, пройтись колесом или же сделать одинарное или двойное сальто.

Современная акробатика включает в себя 3 вида:

-  Прыжковая акробатика.

Прыжки — наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простей­ших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.

  • Акробатические прыжки на дорожке длиной 30 метров, не учитывая разбег.

  • Фляк — переворот назад, осуществляемый с толчка ногами.

  • Рондат — переворот с поворотом на

180°; одно из основных упражнений прыжковой акробатики.


  • Сальто — переворот-вращение в воздухе на 360° прыжком с ног на ноги, без дополнительной опоры; может выполняться вперёд, назад и в сторону, а также в группировке, согнувшись и прогнувшись. К числу наиболее лёгких упражнений этой группы относится сальто вперёд в группировку (Группировка — положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперёд, локти плотно прижаты к телу).

    - Парная акробатика.

     Парная акробатика – удивительно красивое направление физической активности. Гибкость акробатов, та легкость, с которой они выполняют элементы, завораживают. Это направление относится к гимнастике, включает в себя упражнения на баланс, ловкость, прыгучесть, силу. В цирковой студии Алены Николаевой предусмотрена парная акробатика для начинающих.

     

    - Групповая акробатика

    Групповые акробатические упражнения. Двигательная структура этих видов акробатики складывается из функции балансирования, координационных способностей, скоростно-силовых проявлений, в том числе статической и динамической силы, пространственно-временной точности движений, эмоциональности и выразительности, слияния телодвижений с музыкальным сопровождением. Ведущих спортсменов отличает повышенная сложность соревновательных программ, психологическое и двигательное взаимодействие, стабильность спортивной техники и новизна музыкальноакробатических композиций. Женские групповые упражнения (1973 г.). Мужские групповые упражнения: более выражено разделение на балансирование и вольтиж. Во всех видах акробатики используются балансовые и вращательные (вольтижные) упражнения. Балансовые упражнения связанны с сохранением равновесия, преимущественно отражают силовые способности акробатов, гибкость. Бросковые – упражнения, в основе которых лежит бросок и ловля

    Задание 2

    Акроба́тика (от др.-греч. ἀκρο-βᾰτω «ходить по краю» ← ἄκρος

     «край» + βᾰτω «топтать; ступать, ходить») — разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку. С 2016 года акробатика включена в олимпийские виды спорта.

    Акробатические упражнения –это упражнения, связанные с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой, без опоры и с сохранением равновесия.

    Термины акробатических упражнений:

    Перекат— вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнув­шись (выполняемый из стойки) и др.

    Кувырок— вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок впе­ред, длинный кувырок, кувырок с прыжка , с фазой по­лета до опоры руками, лет—-кувырок, кувырок с поворотом, за­канчивающийся лицом в противоположную сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене , кувырок назад Согнувшись (с прямыми ногами), кувырок назад через плечо, кувырок назад встойку на голове, на руках, кувырок назад через стойку на руках и др.

    Переворот— вращательное движение тела с полным перевора­чиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону (вправо, влево), переворот с головы (с опорой головой), переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

    Переворот назад— вращательное движение тела назад с опо­рой на руки.

    Перекидка— равномерное вращательное движение тела с пол­ным переворачиванием (с опорой руками, предплечьями) без фазы полета.

    Рондат— переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

    Курбет—прыжок назад с рук (из стойки на руках) на ноги..

    Неполный переворот— вращательное движение тела прыжком содной его части на другую.

    Подъем разгибом— подъем (вскок), выполненный из упора со­гнувшись (с лопаток) на ноги. Выполняется в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д. В перечисленных случаях надо указывать конечное положение.

    Поворот разгибом— выполняется движением подъема с пово­ротом кругом в упор лежа; выполнение с поворотом на 360° ука­зывается особо.

    Сальто* — свободное переворачивание тела в воздухе. Разли­чают: переднее сальто, маховое сальто , заднее сальто, боковое, затяжное, сальто с поворотами (кругом, на 360°, обозна­чаемое гимнастами термином «пируэт», с поворотами на 720° и др.), а также двойное, тройное сальто и 
    др.

    Темповой подскок

    (сокращенно —- под­скок)— небольшое под­прыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в каче­стве связующего эле­мента в прыжковой ак­робатике.

    * Приводятся термины, принятые Федерацией акробатики СССР.

    Мост— дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост , мост на одной руке , мост на одной ноге , мост на предплечьях , разноименный мост, например с опорой левой ногой и правой рукой, и др.

    Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: прямой шпагат , шпагат правой или левой (указывается нога, находящаяся впереди), одноименный, разноимен­ный, шпагат с наклоном, с наклоном назад и др.

    Полушпагат— аналогичное положение, но с согнутой ногой, на­ходящейся спереди , полушпагат с наклоном ,с наклоном назад и др.

    Стойка— вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках, на голове ,на руках .В последнем случае стойка может быть узкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой (кисти ря­дом), на одной (правой, левой) руке, то же, но ноги врозь и т. п.

    руппировка — положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперёд, локти плотно прижаты к телу.
    Комбинация-соединение отдельных элементов, упражнений в определённом порядке.

    Самостраховка- умение занимающихся самостоятельно находить из опасных положений при неудачном выполнении упражнения.
    Стойка (в акробатике) статичное вертикальное положение, при котором исполнитель находиться вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках, руке.
    Страховка – готовность страхующего при неудачном выполнении исполнителем упражнения предотвратить возможное падение или травму.
    Упор- положение с опорой руками при котором плечи располагаются выше точек опоры.
    Упор присев- положение приседа руки на полу впереди носков, масса тела равномерно распределена на руки и ноги, голова прямо.

    Задание 3

    План тематической беседы на тему «Правовое регулирование деятельности в физической культуре и спорте».

    1. Цель и задачи дисциплины

    2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины:


    2.1. Что должен знать студент

    2.2. Что должен уметь студент.

    2.3. О чем должен иметь представление студент.

    3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

    4. Содержание дисциплины.

    4.1. Раздел дисциплины и виды занятий.

    4.2. Содержание разделов дисциплины:

    а). Нормативно-правовое регулирование деятельности учреждений системы

    образования.

    б). Лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности в сфере физической

    культуры и спорта

    в)Стандартизация спортивной подготовки и образования в сфере физической

    культуры и спорта.

    г) Нормативно-правовые основы деятельности учреждений спортивной

    подготовки

    д) Нормативно-правовые основы деятельности спортивных клубов.

    е) Нормативно-правовое регулирование деятельности региональных спортивных федераций.

    ж) Полномочия органов управления в сфере физической культуры и спорта.

    з) Организация занятий физической культурой и массовым спортом по месту

    жительства граждан и на производстве (нормативно-правовой аспект).

    и) Трудовые отношения в сфере физической культуры и спорта

    к) Нормативно-правовые основы системы оплаты труда в сфере физической

    культуры и спорта.

    л) Нормативно-правовые аспекты предупреждения травматизма на занятиях

    физической культурой и спортом.

    5. Лабораторный практикум

    6 .Учебно-методическое обеспечение дисциплины
    6.1. Рекомендуемая литература.