ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
ФАКУЛЬТЕТ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИНО)
Самостоятельная работа
по теме "Научный стиль речи"
-
По дисциплине: Русский язык и культура речи
Выполнил: Студент гр. ИБ-71з
Кошевой Д.С.
№ зачетной книжки: 1404266
Санкт-Петербург
2020
Вариант 1
Работу желательно выполнить в печатной (электронной) форме
А. В электронной библиотеке СПбГУТ откройте учебное пособие В.С.Могилевской "Русский язык и культура речи. Научный стиль ": СПбГУТ, 2019. Прочитайте учебный материал на стр. 4-6, 11-13, 18 ,23 - 24, 38-40 (усвоенные знания помогут ответить на вопросы).
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Б. Дайте ответы на тестовые задания, выделяя цветом нужные номера ответов.
1. Что из перечисленного не принадлежит к подстилям научной речи?
1) собственно научный
2) научно-популярный
3) научно-фантастический
4) учебно-научный
2. Какой подстиль научного стиля представляют статьи в научных журналах, диссертации, монографии?
1) научно-информативный
2) научно-популярный
3) собственно научный
4) Учебно-научный
3. Большое научное исследование , написанное одним автором ( и обычно на одну тему), - это…
1) монография
2) глоссарий
3) энциклопедия
4. Какой подстиль научной прозы представлен в данном ниже отрывке?
Людям всегда было тесно. Даже когда они еще не были людьми. Именно из-за тесноты они в незапамятные времена покинули от природы назначенную им нишу — кроны деревьев — и отправились прогуляться в прерию. Здесь, на безлесных пространствах, их никто не принял с невыразимым восторгом. Чтобы получить новое жилое помещение, прачеловек вынужден был отказаться от привычки бегать на четвереньках, стать всеядным и взять в руки палку. Дальше пошло совсем гладко.
1) Собственно научный
2) Научно-популярный
3) Учебно-научный
4) научно-информативный
5. Какой подстиль научной прозы представлен в данном ниже отрывке?
Мифологизация информационного общества обусловлена тем, что в нем переплетаются и сосуществуют три мира: мир объективной реальности, мир информационных потоков и мир символический (виртуальный). Основными параметрами двух последних миров являются информация и коммуникация, воспринимаемые не только как виды деятельности, но и как стратегический ресурс информационного общества. Эту креативно-моделирующую функцию коммуникационных средств и структур подчеркивал еще Г. Маклюэн, отмечая, что каждый индивид исполняет роли, отведенные ему структурами новой культуры.
(В. А. Ачкасова)
1) Научно-популярный
2) Научно-информативный
3) Собственно научный
6. Укажите, что из перечисленного отсутствует в тексте предшествующего вопроса ( № 5).
1) отвлеченная лексика
2) причастные обороты
3) общенаучная лексика
4) эмоционально-оценочная лексика
7. В каком ряду все слова имеют обобщенно-абстрактное значение?
1) взаимодействие, сосуществование, распространение
2) понимание, красавец, изящество
3) развитие, атташе, окно
8. Укажите номер предложения, в котором слово ДИПЛОМАТ имеет обобщенное значение, характерное для научного стиля.
1) Впервые после приезда в Лондон дипломат чувствовал себя свободно.
2) Дипломат - должностное лицо, уполномоченное правительством для переговоров с представителями иностранных государств.
3) Дипломат вскочил, схватил трость и кинулся к двери.
9. Укажите номер предложения, в котором глагол СОСТАВЛЯТЬ - СОСТАВИТЬ выступает в обобщенном значении.
1) Всю чайную посуду Нина составила на поднос.
2) Мать наблюдала, как мальчик из кубиков составляет игрушечный домик.
3) Внимание составляет важную долю умения.
10. Какой из данных ниже фразеологизмов НЕ имеет окраски научного стиля?
1) привести к общему знаменателю
2) рациональное зерно
3) центр тяжести
4) комар носу не подточит
11. Укажите, какое утверждение является неверным.
1) Научное изложение объективно, что выражается,как правило, в безличности языкового выражения.
2) В научных текстах весьма частотно употребление существительных в родительном падеже.
3) Точность научного стиля проявляется в использовании терминологии.
4) В научных текстах глаголы употребляются преимущественно в прошедшем времени.
12. Слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки, - это ...
1) профессионализм
2) идиома
3) термин
13. Укажите, какое утверждение является неверным.
1) В научной речи широко используются отглагольные существительные: происхождение (от происходить), обнаружение (от обнаружить), уменьшение (от уменьшить) и т.д.
2) В научных текстах редко употребляются причастные и деепричастные обороты.
3) Для научного стиля характерно активное функционирование предложно-именных сочетаний: в связи, в течение, по причине.
4) Логичность научной речи реализуется при употреблении таких оборотов, как, во-первых, следовательно, таким образом, перейдем к рассмотрению вопроса.
14. Научные тексты, информация которых является сжатым изложением первоисточника, называются ...
1) вторичными
2) оригинальными
3) первичными
15. Какой из жанров научной прозы является вторичным?
1) Монография
2) реферат
3) дипломное исследование
4) статья
16. Какой из жанров НЕ принадлежит к числу вторичных?
1) план
2) аннотация
3) диссертация
4) рецензия
17. Что значит слово "конспект" в переводе с латинского ?
1) краткость
2) план
3) состав
4) обзор
18. Что из перечисленного НЕ относится к рубрикации научного текста?
1) использование заголовков
2) нумерация
3) графическое отделение одной части от другой
4) приведение конкретных примеров
19. Как называется план научного текста, который называет подтемы текста, строится при помощи существительных в виде повествовательного предложения?
1) назывной (номинативный)
2) вопросный
3) тезисный
20. Укажите ошибочное утверждение.
1) В аннотации не излагаются противоположные точки зрения.
2) Аннотация содержит библиографическое описание.
3) По содержанию и целевому назначению научные аннотации делятся на справочные, рекомендательные и оценочные.
4) Научная аннотация не должна отражать субъективных взглядов ее автора.
21. Укажите ряд, в котором словосочетания (клише) НЕ используются при написании научной аннотации.
1) Статья посвящена проблеме..., в статье рассматривается...
2) В работе речь идет о...
3) На мой взгляд, по нашему мнению, ...
4) Автор перечисляет( дает) характеристики...
22. Определите жанр данного ниже текста.
1) статья
2) тезисы
3) аннотация
4) рецензия
Барыгин И. Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов / И.Н. Барыгин. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 384 с. - ISBN 978-5-388-00688
Один из первых в России учебников по данной учебной дисциплине. В книге рассматриваются основные аспекты международного регионоведения как комплексной учебной дисциплины, раскрывающей содержание междисциплинарных предметных областей с точки зрения политологии и международной экономики. Представляются основные характеристики понятия «международный регион», выделяются его структурные и функциональные параметры с позиций системного и междисциплинарного подходов. Выделяются основные принципы, анализируются актуальные процессы организации управления международными региональными образованиями. Отдельное внимание уделяется современной проблематике региональной эволюции в рамках глобализации и локализации.
Учебник предназначен для студентов, изучающих учебные дисциплины в рамках специальностей и специализаций «Международные отношения», «Регионоведение» «Международное регионоведение», «Журналистика», «Международная журналистика», а также всех интересующихся указанными проблемами.
23. Укажите, в каком времени используются выделенные глаголы в тексте задания 22.
1) в прошедшем
2) В настоящем
3) в будущем
24. В какой последовательности нужно расположить части данного ниже текста, чтобы текст получился связным и логичным?
1) А, Б, В
2) В, Б, А
3) А, В, Б
4) В, А, Б
А. Весьма откровенно это выразил прусский король Фридрих II. "Нравится ли тебе какая-то страна, - сказал он, - так захвати ее, если имеешь для этого средства. Потом всегда найдешь историка, который докажет справедливость твоей битвы, и юриста, обоснующего твои требования".
Б. Что скрывалось тогда под понятием "государство", объяснил один из тогдашних Людовиков, заявив: "Государство - это я!" Прежде, особенно в XVII - XVIII веках, при абсолютной монархии, внешняя политика была довольно прямолинейной.
В. Внешняя политика бывает зависимой от политики внутренней, и этот принцип действует сегодня так же, как он действовал 100 и 200 лет назад. Еще в XVI веке интересы государства возводились в высший принцип европейских монархов.
( Ярослав Шедивы)
ВТОРАЯ ЧАСТЬ