Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теория отраслевых рынков






© Пашковская М.В.

© Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

 

Содержание

 

Аннотация

 

Тема 1. Предмет, метод и основные теоретические подходы

Вопрос 1. Предмет и метод теории отраслевых рынков.

Вопрос 2. Основные проблемы теории отраслевых рынков.

Вопрос 3. Границы продуктового и географического рынков.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 2. Структура отраслевых рынков: концентрация и рыночная власть фирмы

Вопрос 1. Рыночная структура и факторы, ее определяющие. Барьеры входа-выхода и структура рынка.

Вопрос 2. Уровень концентрации отраслевых рынков и его измерение.

Вопрос 3. Содержание, типы и причины вертикальной интеграции.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 3. Монополия, монопольная власть, регулирование монополии

Вопрос 1. Особенности ценового поведения монополий различных видов.

Вопрос 2. Последствия монопольной власти на отраслевом рынке.

Вопрос 3. Естественная монополия и особенности ее функционирования.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 4. Олигополистическая конкуренция

Вопрос 1. Теория олигополистического ценообразования.

Вопрос 2. Динамическая ценовая конкуренция.

Вопрос 3. Инструменты сдерживания входа и стимулирования выхода для случая монополистических и олигополистических рыночных структур.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 5. Дифференциация продуктов

Вопрос 1. Виды и измерение продуктовой дифференциации на отраслевом рынке. Дифференциация продукта и рыночная власть.

Вопрос 2. Модели дифференциации продукта. Пространственная интерпретация монополистической конкуренции.

Вопрос 3. Реклама и ее влияние на экономические показатели.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 6. Ценовая дискриминация

Вопрос 1. Ценовая дискриминация, ее основные разновидности.

Вопрос 2. Последствия ценовой дискриминации.

Вопрос 3. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 7. Сети, патенты и стандарты


Вопрос 1. Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.

Вопрос 2. Технологические инновации, патенты и лицензии в рыночной экономике.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 8. Структура и результат деятельности рынка. Современная индустриальная политика

Вопрос 1. Результативность отраслевых рынков.

Вопрос 2. Государственное воздействие на отраслевые рынки и его результативность. Типы индустриальной политики.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Аннотация

 

Курс «Теория отраслевых рынков» существенно углубляет теоретические знания студентов в области функционирования различных рыночных структур и позволяет оценить эндогенные и экзогенные характеристики реально действующих рынков.

Объектами исследования курса являются процессы, происходящие на рынках развитых и развивающихся экономик:

     монополизация и демонополизация;

     ценообразование;

     государственное регулирование различных типов и видов рынков.

 

Курс «Теории отраслевых рынков» позволяет сформировать у студентов развернутое представление об основных микроэкономических моделях, объясняющих формирование структуры рынка и его функционирование.

 

Задачикурса:

     дать углубленную характеристику особенностей функционирования различных рыночных структур;

     познакомить со спецификой ценового поведения разных отраслевых рынков и фирм;

     раскрыть современные методы регулирования различных видов типов рынков с учетом их специфики применительно к естественным монополиям;

     проанализировать функционирование развитых и развивающихся рынков.

 

Сфера практического применения.

Курс «Теория отраслевых рынков» является необходимой составляющей подготовки специалистов:

     в области финансов и экономики изучение предмета позволит принимать верные решения, основываясь на точном знании последствий таких решений и прогнозировании их результатов;

     в сфере маркетинга дает инструменты анализа при изучении методов стимулирования сбыта, эффективной реакции на деятельность конкурентов;

     в сфере менеджмента обеспечивает знания теоретических основ существования фирм, их оптимальной внутренней структуры, умение реструктуризировать структуру в ответ на изменяющиеся внешние условия.

 

Входящие компетенции.


Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении базовых экономических дисциплин: микроэкономики, мировой экономики, теории и практики конкуренции и статистики.

 

Для изучения данной дисциплины студент должен знать:

     основные принципы функционирования рыночной экономики, взаимосвязи различных рынков;

     основные модели рыночных структур;

     способы оценки выручки, издержек и прибыли предприятия;

     категории монополия, монопольная власть, рыночные барьеры;

     основные положения антимонопольного законодательства Российской Федерации;

     неоклассическую и институциональную теории фирмы;

     организационно-правовые формы фирмы.

 

Выходящие компетенции.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

Иметь представление:

     об особенностях Гарвардской и Чикагской школ в теории отраслевых рынков;

     о современных методах регулирования различных типов рынков с учетом их специфики;

     о мировой практике применения антимонопольной политики.

 

Знать:

     основные направления теоретических и эмпирических исследований в области отраслевых рынков и применяемые ими методы;

     принципы конкурентной политики на отраслевых рынках.

 

Уметь:

     применять микроэкономические модели для анализа конкуренции в условиях разных типов рынков;

     оценивать результаты антимонопольной государственной политики и дерегулирования в отраслях естественных монополий.

 

Приобрести навыки:

     оценки результативности государственного регулирования различных типов рынков;

     оценки принятых фирмой экономических решений;

     экономического анализа для целей антимонопольной и конкурентной политики.

 

Тема 1. Предмет, метод и основные теоретические подходы

 

Цель данной темы – знакомство студентов с объектами теоретических и эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и используемыми в этом курсе методами.

 

Дидактические единицы:

     Эволюция представлений о связи рынка и рыночной власти.

     Гарвардская школа в теории отраслевых рынков.

     Чикагская школа в теории отраслевых рынков.


     Проблемы определения границ рынка.

     Продуктовые и географические границы рынка.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

     различия подходов Чикагской и Гарвардской школ к проблемам экономики отраслевых рынков;

     сущность проблем теории отраслевых рынков;

 

уметь:

     определять границы продуктового и географического рынка;

     различать типы рыночных структур и особенности поведения фирм на каждом рынке.

 

Студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

     рынок;

     отрасль;

     фирма;

     отраслевой рынок;

     границы рынка;

     структура рынка;

     поведение фирм;

     результативность рынка;

     гарвардская парадигма;

     чикагская парадигма.

 

Вопросы темы:

1.  Предмет и метод теории отраслевых рынков.

2.  Основные проблемы теории отраслевых рынков.

3.  Границы продуктового и географического рынков.

 

Вопрос 1. Предмет и метод теории отраслевых рынков.

 

Теория (экономика) отраслевых рынков представляет собой одно из наиболее молодых и динамично развивающихся направлений экономической науки.

Важность изучения теории (экономики) отраслевых рынков определяется тем, что:

     Во-первых, исследования в этой области непосредственно влияют на определение и применение государственной политики при выборе между государственными и частными предприятиями, между регулированием или дерегулированием отраслей инфраструктуры при поддержании конкуренции. Она также является теоретическим фундаментом антимонопольной политики, которая выступает одним из наиболее важных инструментов «тонкого» государственного регулирования рыночного механизма.

     Во-вторых, рассмотрение многих аспектов функционирования отраслевых рыночных структур до сих пор не до конца изучены экономической наукой.

     В-третьих, поскольку в теории отраслевых рынков выдвинута масса гипотез, разработаны успешные методы исследования, применение этой могло бы оживить эмпирические исследования экономики.

     В-четвертых, объем и уровень изучения этой дисциплины могут существенно варьироваться в зависимости от конкретной экономической специальности.

 

В науке существует неразрывная связь теории отраслевых рыночных структур с маркетингом. Так, первая дает теоретическую
базу для проведения маркетинговых исследований, отвечая на вопросы:

     Где, когда и как целесообразно применять те или другие методы стимулирования сбыта?

     Каким образом эффективно реагировать на действия конкурента?

 

Наблюдается взаимосвязь теории отраслевых рынков и с теорией менеджмента: концепции рыночных структур выступают теоретической основой управления фирмой, углубляя понимание закономерностей рыночного поведения фирмы и ее внутренней организации. Эта теория показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство.

Теория рыночных структур имеет точки соприкосновения и с теорией фирмы, предоставляя углубленное понимание места и роли фирмы в экономике и в экономической теории, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и ее поведения во внешней среде.

 



 

Рис. 1. Теория отраслевых рынков как теоретическая база

 

Предмет теории (экономики) отраслевых рынков.

Одной из составных частей микроэкономики является теория рыночных структур, предмет анализа которой – функционирование рынков и отраслей и способы конкуренции фирм друг с другом.

В современных учебниках по микроэкономике вводного и даже промежуточного уровня изложение данной части теории основано на моделях совершенной конкуренции и монополии. Модель совершенной конкуренции объясняет эффективность функционирования рыночного механизма, его способность к саморегулированию. Сопоставление модели монополии с моделью совершенной конкуренции (при определенных допущениях) позволяет определить ущерб, который наносит монополия обществу.

Однако обе модели базируются на допущениях, которые не позволяют объяснить формирование цен на реальных рынках:

     Почему наблюдается разброс цен на однородные продукты?

     Как формируются цены на дифференцированные продукты?

     Как происходит формирование цен при относительно небольшом числе фирм-конкурентов?

     Как можно определить действительную величину ущерба от монополизма и т.д.

 

Неудовлетворенность экономистов этими моделями в конечном итоге и привела к масштабным исследованиям развития отраслевых рынков и к появлению теории отраслевых рынков (теории организации промышленности).