Файл: Литература по теме Тема Монополия, монопольная власть, регулирование монополии Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория отраслевых рынков
© Пашковская М.В.
© Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Содержание
Аннотация
Тема 1. Предмет, метод и основные теоретические подходы
Вопрос 1. Предмет и метод теории отраслевых рынков.
Вопрос 2. Основные проблемы теории отраслевых рынков.
Вопрос 3. Границы продуктового и географического рынков.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 2. Структура отраслевых рынков: концентрация и рыночная власть фирмы
Вопрос 1. Рыночная структура и факторы, ее определяющие. Барьеры входа-выхода и структура рынка.
Вопрос 2. Уровень концентрации отраслевых рынков и его измерение.
Вопрос 3. Содержание, типы и причины вертикальной интеграции.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 3. Монополия, монопольная власть, регулирование монополии
Вопрос 1. Особенности ценового поведения монополий различных видов.
Вопрос 2. Последствия монопольной власти на отраслевом рынке.
Вопрос 3. Естественная монополия и особенности ее функционирования.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 4. Олигополистическая конкуренция
Вопрос 1. Теория олигополистического ценообразования.
Вопрос 2. Динамическая ценовая конкуренция.
Вопрос 3. Инструменты сдерживания входа и стимулирования выхода для случая монополистических и олигополистических рыночных структур.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 5. Дифференциация продуктов
Вопрос 1. Виды и измерение продуктовой дифференциации на отраслевом рынке. Дифференциация продукта и рыночная власть.
Вопрос 2. Модели дифференциации продукта. Пространственная интерпретация монополистической конкуренции.
Вопрос 3. Реклама и ее влияние на экономические показатели.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 6. Ценовая дискриминация
Вопрос 1. Ценовая дискриминация, ее основные разновидности.
Вопрос 2. Последствия ценовой дискриминации.
Вопрос 3. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 7. Сети, патенты и стандарты
Вопрос 1. Сети, их сущность, свойства и влияние на рыночную структуру.
Вопрос 2. Технологические инновации, патенты и лицензии в рыночной экономике.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 8. Структура и результат деятельности рынка. Современная индустриальная политика
Вопрос 1. Результативность отраслевых рынков.
Вопрос 2. Государственное воздействие на отраслевые рынки и его результативность. Типы индустриальной политики.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Аннотация
Курс «Теория отраслевых рынков» существенно углубляет теоретические знания студентов в области функционирования различных рыночных структур и позволяет оценить эндогенные и экзогенные характеристики реально действующих рынков.
Объектами исследования курса являются процессы, происходящие на рынках развитых и развивающихся экономик:
монополизация и демонополизация;
ценообразование;
государственное регулирование различных типов и видов рынков.
Курс «Теории отраслевых рынков» позволяет сформировать у студентов развернутое представление об основных микроэкономических моделях, объясняющих формирование структуры рынка и его функционирование.
Задачикурса:
дать углубленную характеристику особенностей функционирования различных рыночных структур;
познакомить со спецификой ценового поведения разных отраслевых рынков и фирм;
раскрыть современные методы регулирования различных видов типов рынков с учетом их специфики применительно к естественным монополиям;
проанализировать функционирование развитых и развивающихся рынков.
Сфера практического применения.
Курс «Теория отраслевых рынков» является необходимой составляющей подготовки специалистов:
в области финансов и экономики изучение предмета позволит принимать верные решения, основываясь на точном знании последствий таких решений и прогнозировании их результатов;
в сфере маркетинга дает инструменты анализа при изучении методов стимулирования сбыта, эффективной реакции на деятельность конкурентов;
в сфере менеджмента обеспечивает знания теоретических основ существования фирм, их оптимальной внутренней структуры, умение реструктуризировать структуру в ответ на изменяющиеся внешние условия.
Входящие компетенции.
Курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении базовых экономических дисциплин: микроэкономики, мировой экономики, теории и практики конкуренции и статистики.
Для изучения данной дисциплины студент должен знать:
основные принципы функционирования рыночной экономики, взаимосвязи различных рынков;
основные модели рыночных структур;
способы оценки выручки, издержек и прибыли предприятия;
категории монополия, монопольная власть, рыночные барьеры;
основные положения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
неоклассическую и институциональную теории фирмы;
организационно-правовые формы фирмы.
Выходящие компетенции.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
Иметь представление:
об особенностях Гарвардской и Чикагской школ в теории отраслевых рынков;
о современных методах регулирования различных типов рынков с учетом их специфики;
о мировой практике применения антимонопольной политики.
Знать:
основные направления теоретических и эмпирических исследований в области отраслевых рынков и применяемые ими методы;
принципы конкурентной политики на отраслевых рынках.
Уметь:
применять микроэкономические модели для анализа конкуренции в условиях разных типов рынков;
оценивать результаты антимонопольной государственной политики и дерегулирования в отраслях естественных монополий.
Приобрести навыки:
оценки результативности государственного регулирования различных типов рынков;
оценки принятых фирмой экономических решений;
экономического анализа для целей антимонопольной и конкурентной политики.
Тема 1. Предмет, метод и основные теоретические подходы
Цель данной темы – знакомство студентов с объектами теоретических и эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и используемыми в этом курсе методами.
Дидактические единицы:
Эволюция представлений о связи рынка и рыночной власти.
Гарвардская школа в теории отраслевых рынков.
Чикагская школа в теории отраслевых рынков.
Проблемы определения границ рынка.
Продуктовые и географические границы рынка.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
различия подходов Чикагской и Гарвардской школ к проблемам экономики отраслевых рынков;
сущность проблем теории отраслевых рынков;
уметь:
определять границы продуктового и географического рынка;
различать типы рыночных структур и особенности поведения фирм на каждом рынке.
Студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
рынок;
отрасль;
фирма;
отраслевой рынок;
границы рынка;
структура рынка;
поведение фирм;
результативность рынка;
гарвардская парадигма;
чикагская парадигма.
Вопросы темы:
1. Предмет и метод теории отраслевых рынков.
2. Основные проблемы теории отраслевых рынков.
3. Границы продуктового и географического рынков.
Вопрос 1. Предмет и метод теории отраслевых рынков.
Теория (экономика) отраслевых рынков представляет собой одно из наиболее молодых и динамично развивающихся направлений экономической науки.
Важность изучения теории (экономики) отраслевых рынков определяется тем, что:
Во-первых, исследования в этой области непосредственно влияют на определение и применение государственной политики при выборе между государственными и частными предприятиями, между регулированием или дерегулированием отраслей инфраструктуры при поддержании конкуренции. Она также является теоретическим фундаментом антимонопольной политики, которая выступает одним из наиболее важных инструментов «тонкого» государственного регулирования рыночного механизма.
Во-вторых, рассмотрение многих аспектов функционирования отраслевых рыночных структур до сих пор не до конца изучены экономической наукой.
В-третьих, поскольку в теории отраслевых рынков выдвинута масса гипотез, разработаны успешные методы исследования, применение этой могло бы оживить эмпирические исследования экономики.
В-четвертых, объем и уровень изучения этой дисциплины могут существенно варьироваться в зависимости от конкретной экономической специальности.
В науке существует неразрывная связь теории отраслевых рыночных структур с маркетингом. Так, первая дает теоретическую
базу для проведения маркетинговых исследований, отвечая на вопросы:
Где, когда и как целесообразно применять те или другие методы стимулирования сбыта?
Каким образом эффективно реагировать на действия конкурента?
Наблюдается взаимосвязь теории отраслевых рынков и с теорией менеджмента: концепции рыночных структур выступают теоретической основой управления фирмой, углубляя понимание закономерностей рыночного поведения фирмы и ее внутренней организации. Эта теория показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство.
Теория рыночных структур имеет точки соприкосновения и с теорией фирмы, предоставляя углубленное понимание места и роли фирмы в экономике и в экономической теории, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и ее поведения во внешней среде.
Рис. 1. Теория отраслевых рынков как теоретическая база
Предмет теории (экономики) отраслевых рынков.
Одной из составных частей микроэкономики является теория рыночных структур, предмет анализа которой – функционирование рынков и отраслей и способы конкуренции фирм друг с другом.
В современных учебниках по микроэкономике вводного и даже промежуточного уровня изложение данной части теории основано на моделях совершенной конкуренции и монополии. Модель совершенной конкуренции объясняет эффективность функционирования рыночного механизма, его способность к саморегулированию. Сопоставление модели монополии с моделью совершенной конкуренции (при определенных допущениях) позволяет определить ущерб, который наносит монополия обществу.
Однако обе модели базируются на допущениях, которые не позволяют объяснить формирование цен на реальных рынках:
Почему наблюдается разброс цен на однородные продукты?
Как формируются цены на дифференцированные продукты?
Как происходит формирование цен при относительно небольшом числе фирм-конкурентов?
Как можно определить действительную величину ущерба от монополизма и т.д.
Неудовлетворенность экономистов этими моделями в конечном итоге и привела к масштабным исследованиям развития отраслевых рынков и к появлению теории отраслевых рынков (теории организации промышленности).