Файл: Российская практика государственночастного партнерства в сфере жкх.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему:

Российская практика государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ

Содержание



Введение 3

1.Характеристика сферы ЖКХ и государственно-частного партнерства в ней 5

2.Инструменты, которые использует государственно-частное партнерство в ЖКХ 10

3.Основные модели государственно-частного партнерство в сфере ЖКХ 12

4.Проблемы государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ в России 19

Заключение 27

Список литературы 29


Введение


Последнее время в России активно поддерживается государственно-частное партнерство. Стимулирует возникновение отношений между государством и бизнесом несколько факторов. Во-первых, для бизнеса всегда интересны новые объекты инвестирования. Во-вторых, трудности в социально-экономической жизни значительно усложняют выполнение государством своих значимых функций. Таким образом, государственно-частное партнерство выступает альтернативой приватизации общественно важных объектов государственной собственности.

Однако партнёрство государства и бизнеса, в отличие от приватизации, сохраняет определённую хозяйственную деятельность страны. Наиболее активно такие отношения практикуются в таких отраслях: ЖКХ; транспорт, в том числе городской; образование и здравоохранение; научная сфера; строительство зданий общественного назначения; финансовый сектор. При этом государство активно участвует в осуществлении производственной, административной и финансовой деятельности предприятия, таким образом контролируя экономические процессы страны.

Актуальность данной темы исследования состоит в том, что вопрос о привлечении инвестиций в региональную экономику и развитии инфраструктуры в целях повышения конкурентоспособности, на сегодняшний день встает наиболее остро, на фоне низкой бюджетной обеспеченности большинства субъектов Российской Федерации. Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является слабое развитие жилищно-коммунального хозяйства. Экономика страны не сможет нормально развиваться, повышать конкурентоспособность без развития регионов. Именно синергетический эффект от экономического роста отдельных регионов способен повысить конкурентоспособность страны в целом.

Цель данного исследования – изучение российской практики государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ.


Объект исследования - государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ.

Предмет исследования - практика партнерства в области ЖКХ.

Задачи работы:

  • Дать характеристику нынешней сфере ЖКХ и сформулировать понятие государственно-частного партнерства в рассматриваемой сфере.

  • Проанализировать возможные инструменты, используемые государственно-частным партнерством в рассматриваемой сфере.

  • Рассмотреть основные модели партнерства и привести примеры их использования.

  • Выяснить и проанализировать проблемы государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ в России.

Представленная работа состоит из титульного листа, введения, четырех частей, заключения и списка литературы.

При написании работы проводились теоретические исследования современного состояние развития государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, а также были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, монографии отечественных и зарубежных авторов по изучаемому вопросу, а также материалы периодической печати и Интернет ресурсов.
  1. Характеристика сферы ЖКХ и государственно-частного партнерства в ней



На данный момент в организационной структуре ЖКХ встречается больше 30 направлений деятельности. Наиболее известны из них электро-, водо-, газоснабжение, гостиничное направление. Также занимается структура и жилищным хозяйством, оказанием ритуальных услуг.

Благоустройством дорог, тротуаров в населенных пунктов, а также мостов занимается также руководство ЖКХ. Оно же несет ответственность за освещение улиц, сооружений. Очисткой их от мусора, снега также занимается данное учреждение. Всего в его рамках функционирует больше 50000 предприятий, а трудится в нем примерно 4 000 000 человек. Хотя объем услуг, продуктов, предоставляемых системами управления ЖКХ, постоянно увеличивается, немало предприятий официально признаются убыточными. Все компании, входящие в структуру, считаются юридическими лицами. По этой причине к ним всегда предъявляется немало требований, которые связаны с закреплением расписания. Они во многом определяются наличием различных подразделений в структуре, количеством домов, находящихся в управлении.

Во главе учреждения находится директор управляющей компании. Он отвечает за его эффективную работу. В наиболее крупных компаниях у него имеются и заместители, начальники отдельных участков. Они выполняют такие же функции, что и главный руководитель. Но их полномочия распространяются на отдельные группы домов. Для каждой группы предназначаются свои диспетчерская и аварийная службы.


Важнейшим направлением является общение с собственниками жилья, осуществление надзора над тем, чтобы все правила охраны труда соблюдались. ЖКХ района занимается и контролем над деятельностью сотрудников, осуществляющих ремонт зданий и дорог, постоянно взаимодействует с официальными органами. Обязанности каждого сотрудника закрепляются в должной инструкции. Она у каждой категории имеется своя. Также всегда имеется и свое штатное расписание. Именно в нем перечисляются все тарифные ставки, оклады.

Важнейшее направление деятельности управляющих компаний – осуществление технического контроля над состоянием помещений. Дома обслуживаются, регистрируются жалобы и заявки на получение тех или иных услуг. Контролируется и качество предоставляемых услуг, разрабатывается, ведется соответствующая документация [9]. В штате структуры жилищно-коммунального хозяйства имеется множество самых разных должностей. Есть те, которые в обязательном порядке присутствуют в любом хозяйстве, если услуги в нем предоставляются качественные. К числу таких обязательных сотрудников относится диспетчер.

Итак, стандартная структура учреждения включает: предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, уборки улиц, бань, плавательных сооружений. Данную группу называют санитарно-техническими предприятиями. Следующая группа – транспортные учреждения, которые отвечают за функционирование автобусов, метрополитена, трамваев и водного транспорта в населенном пункте. Выделяют в следующую группу предприятия по электроснабжению и уличному освещению. Сюда входят ТЭЦ, электростанции. К данной категории относят и газовые службы ЖКХ. Имеются и учреждения, отвечающие за внешнее благоустройство поселений. На них лежит ответственность за водопроводно-канализационное хозяйство, предотвращение оползней и иного рода аварийных ситуаций, связанных с водоснабжением. Они занимаются поддержанием оптимального состояния дорог, мостов. В коммунальное хозяйство включают и отели, инвентаризацию построек, предприятия ритуальных услуг, крематории. Еще одна сфера деятельности – содержание жилых помещений, к которым и проведены вышеперечисленные коммуникации.

К объектам ЖКХ относят непосредственно жилые помещения определенного участка, отели, не включая туристических, общежития, бассейны, пляжи. Сюда же включают и объекты водо-, газо-, электроснабжения. Объектами считаются и дворцы спорта. Примечательно, что в данный момент в жилищно-коммунальном хозяйстве по большей части используются системы, которые давно уже устарели. Об автоматизации на них речи и не идет. В то же время разработки автоматических систем ведутся активно, и их внедрение – лишь вопрос времени. Так, на данный момент началось внедрение современных способов выполнения обязанностей диспетчерами – некоторыми элементами стало возможно управлять посредством планшета, смартфона, ноутбуков. Важную роль здесь играет обеспечение защиты при передаче данных [5]. Для управляющих компаний разрабатываются новые веб-сервисы, позволяющие получить о текущем состоянии объекта самую актуальную информацию. Данный момент крайне важен для эффективной деятельности ЖКХ и своевременного реагирования служб на все происходящие на подконтрольных объектах изменения. Некоторые хозяйства начали внедрять специальные удаленные диспетчеры, которые наделяются возможностью осуществлять контроль над определенными объектами, внося записи в электронную систему. Благодаря этому все сотрудники стали своевременно получать сообщения о происходящем. Данные нововведения приводят к более эффективному реагированию, а значит, значительному сокращению жилищно-коммунальных хозяйств при предотвращении аварийной ситуации. Происходит и экономия на горючем, замена техники, которая вышла из строя по причине нарушения правил эксплуатации. Подобные системы полезны и рядовым жильцам. Ведь многие заинтересованы в получении достоверных данных о количество потребляемой электроэнергии и прочих благах, предоставляемых УК. Вся эта информация и может содержаться в веб-сервисах. В данном случае важнейшим моментом будет обеспечение быстродействия подобных систем. Ведь задержки могут спровоцировать негативные реакции. Веб-сервисы должны поддерживать одновременно множество оперативных систем. По этим причинам внедрение сервисов, позволяющих ознакомиться лично жильцам с данными о количестве поступившей в жилое помещение воды, потребляемой электроэнергии, только набирает обороты в ряде УК.


Цель организации государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – привлечь инвестиционные средства (не считая бюджетных) в условиях экономического кризиса в стране. В роли инвесторов в данном случае выступают частные лица. Публичная власть готова разнообразно взаимодействовать с предпринимателями по таким вопросам как: водоотведения, тепло-, водо-, электроснабжения [1]. При этом любая форма взаимодействия несет в себе определенные риски. В последние время экономические показатели стабильно выросли, в результате суть государственно-частного партнерства, в том числе в ЖКХ, стала более ясной. ГЧП теперь рассматривается как один из многочисленных способов решения вопросов в той или иной отрасли путем максимального привлечения инвестиционных ресурсов из государственного бюджета (как регионального, муниципального, так и федерального).

Государство обязано:

  • предоставить требуемые объекты инфраструктуры (на реконструкцию) и земли;

  • участвовать в воплощении проектов и поддерживать их на административном и политическом уровне;

  • дать право частникам оказывать услуги жилищно-коммунального характера, в которых государство всегда было монополистом;

  • предоставлять гарантии или осуществлять частное финансирование.

Частному сектору при этом необходимо:

  • эффективно управлять объектами ЖКХ;

  • внедрять инновационные проекты, лучшие разработанные технологии, которые используются во всем мире;

  • предоставлять доступ к финансовым фондовым рынкам на выгодных условиях;

  • использовать опыт различных государств при разработке проектов, эксплуатации и строительстве объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Достигается это за счет проектного финансирования. То есть инвестиции должны быть не заемным капиталом или кредитными средствами, которые могут предоставить банковские организации. При проектном финансировании имеется гарантия возврата инвестиционных ресурсов из прибыли, которую планируется получить после воплощения проекта в жизнь [3].

Власть и коммерческие структуры формируют, так называемый альянс для воплощения в жизнь проектов, которые имеют общественное значение, в самых разных сферах деятельности. Взаимодействие государства и частного бизнеса вышло в настоящее время на новый уровень. Оно закрепляется на законодательном уровне в Федеральном законе "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция) [1]. Такие отношения можно рассматривать как неотъемлемый признак смешанной экономики.


Рассматриваемый ФЗ № 224 направлен на формирование благоприятных условий для увеличения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества предоставляемых услуг, работ и продукции, обеспечение которыми входит в ведение органов государственной власти и местных подразделений. В документе определяются ключевые аспекты правового регулирования соответствующих отношений, полномочия ответственных институтов. Закон «О муниципальном частном партнерстве» устанавливает гарантию реализации интересов всех сторон сделок [1].

  1. Инструменты, которые использует государственно-частное партнерство в ЖКХ



Политика ГЧП в нашей стране реализуется с использованием следующих инструментов:

1. Сервисные контракты. Сервисные контракты предполагают заключение договора между государством и частными организациями на оказание специфицированных услуг. Реализация этих контрактов регулируется нормативно-правовыми актами в сфере государственных и муниципальных закупок, бюджетным законодательством, положениями ГК РФ в части регулирования договоров об оказании услуг на возмездной основе. При заключении сервисных контрактов частники, как правило, обязуются выполнять несложные работы по содержанию зданий, помещений и территорий, вести бухучет. Договор может заключаться на долгий срок, в том числе если проект инвестиционный и осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. В нескольких больших городах (Ярославль, Сургут, Вологда) сервисные контракты заключали между собой муниципальные унитарные предприятия и муниципалитеты [4]. При этом рассчитывали акционировать последние. Финансировал данные проекты Европейский банк реконструкции и развития, а гарантии предоставлялись правительством субъекта Российской Федерации.

2. Договор доверительного управления имуществом. Заключить контракт на управление можно лишь в одной форме, которая содержится в гражданском законодательстве. Это договор доверительного управления имуществом. Согласно этому договору доверительный управляющий не имеет прав собственности на переданное ему в управление имущество. Статья 1013 Гражданского кодекса прописывает, что может относиться к такому имуществу: "предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу". Этот инструмент целесообразно применять в тех сферах, где управление объектами инфраструктуры осуществляется неэффективно, где состояние их позволяет добиться более высоких финансовых показателей деятельности и повысить качество функционирования. Максимальный срок действия контракта на управление составляет 5 лет.