Файл: Российская практика государственночастного партнерства в сфере жкх.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Проблемы государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ в России



Современная система ЖКХ продолжает сталкиваться с проблемами, возникшими десятки лет назад. На данный момент процессы деятельности служб автоматизированы на низком уровне, из-за этого обмен данными нередко не оперативен. В итоге возможность использовать своевременно полученную информацию также ограничивается. Данная ситуация часто приводит к финансовым утратам, которые попросту не оправданы. По этой причине обеспечение эффективного информационного обмена между различными службами и отделами ЖКХ – задача фактически первостепенной важности в данной области. Важно чтобы новые технологии оказывали информационные услуги органам власти, местному самоуправлению, населению, прочим субъектам. На данный момент вокруг сферы жилищно-коммунального хозяйства на регулярной основе возникают конфликты. Это связано с тем, что жилищный фонд, техника оказываются изношенными, как и коммунальные сети. Процедуры фиксации тарифов так и не стали прозрачными, и у населения возникает немало вопросов по поводу высоких цен. Конкуренция среди управляющих компаний развита достаточно слабо, и услуги их низкокачественные, в то время как стоимость их остается высокой. Имеются в сфере и недобросовестные сотрудники. Согласно официальным данным, у муниципальных образований попросту не имеется достаточных средств для того, чтобы решить подобные вопросы. Вместе с тем комфорт граждан, жильцов многоквартирных домов, зачастую сильно страдает из-за некачественного обслуживания [2].

Острая нужда в усовершенствовании и модернизации всех инфраструктур государства, в том числе и обновлении объектов жилищного хозяйства, других проектов, носящих в большинстве своем социальный характер и принадлежащих другим областям, приводит к стремлению развития партнерских отношений между частным сектором и государством. Необходимо стабильно совершенствовать уже имеющиеся механизмы и формы государственно-частного партнерства с целью повышения уровня социально-экономической жизни, ее институтов и эффективного использования частных капиталов. В данный момент актуальна проблема неразвитости имеющихся возможностей на региональной территории. Структуры экономики и управления в регионах, а также такие ее факторы как скорость развития, ресурсное обеспечение и другие, доказывают, что при текущих обстоятельствах нужно развиваться в этом направлении.


Характер взаимодействия органов власти и бизнес-организаций в РФ довольно сложный, их взаимоотношения издавна создавались на недоверии. В нынешних условиях более стабильной экономики доверие бизнеса к власти возросло. Но если стабильность пропадет, а также в случае различных изменений в политике не исключено повторное отчуждение бизнеса [5]. При осуществлении механизмов государственно-частного партнерства, распределение рисков является спорным моментом, так как предполагается, что существенные риски должен нести бизнес. Но зачастую он не может защитить свои интересы, так как нормативно-правовая база государственно-частного партнерства развита недостаточно [9]. Законодательство также не может определить границы для вмешательства государства. На самом деле государственно-частное партнерство позволяет стране возложить все риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, на частные организации и при этом оставить объекты коммунальной инфраструктуры у себя в собственности. При условии выполнения государством всех обязательств участие в ГЧП для бизнеса потенциально выгодно. Но вероятность этого обычно стоит под сомнением, в связи с чем участники бизнеса дают согласие на участие в проектах, не являющихся сложными с точки зрения правоотношений.

Несмотря на преимущества и популярность данного вида ведения бизнеса в России ситуация складывается неоднозначным образом. С момента, как использованию механизмов государственно-частного партнерства стали уделять необходимое внимание и внесли в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, их развитие сдерживают ряд определенных проблем, среди которых можно выделить слабое понимание данных форм партнерства в регионах и субъектах России [3].

Помимо слабого представления о государственно-частном партнерстве, список проблем содержит в себе также неразвитость нормативно-правовой базы. Для решения данной проблемы в 2015 году был принят федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Закон позволил включить государственно-частное партнерство в экономическую политику страны, развить понимание методов, механизмов и форм такого сотрудничества, а также основать правовую базу, что существенно увеличило количество реализованных проектов.


Будет ли успешным проект государственно-частного партнерства, напрямую зависит от того, какое будет финансирование. Форму финансирования обычно определяют после того, как проведут анализ всех возможных рисков участников, так как от них зависит вероятность привлечения заемных средств. Используемые финансовые инструменты бывают разной степени сложности, в зависимости от того, насколько велик риск проекта, и какие предоставлены гарантии.

Услуги, предоставляемые министерством ЖКХ, делятся на разряд обязательных и необязательных. За первую категорию оплата осуществляется каждый месяц. К ним относится непосредственно обслуживание жилья – замена ламп, ремонт кровли. Вторая категория включает новые элементы. И жители самостоятельно решают, будут ли заказывать подобные услуги. Во всех случаях структура ЖКХ включает финансовый отдел. Его возглавляет финансовый директор либо бухгалтер. В зависимости от объема участка здесь могут трудиться и экономисты. Все эти специалисты рассчитывают объем потребляемых ресурсов, выявляют общую стоимость предоставленных услуг. Они же занимаются передачей документации в налоговые службы. Роль данного штаба в структуре ЖКХ переоценит невозможно. На него возложен большой объем функций. Благодаря правильности расчетов компании получают прибыль, а жильцы остаются удовлетворенными услугами.

Проблема финансирования обусловливается неразвитостью рынка капитала, а, следовательно, наличием лишь некоторых классических финансовых инструментов, которые не могут использоваться для осуществления проектов. Разработка сложных финансовых инструментов, которые бы отвечали требованиям проектов, невозможна, поскольку финансовый сектор слабо развит. Специалисты стран Запада считают, что и банки, и сфера ЖКХ не осуществили в полной мере переход к рыночным отношениям [15]. Регулирование деятельности финансовых организаций является недостаточным, а структура сектора не может обеспечить его конкурентоспособность. Поэтому для того чтобы механизм государственно-частного партнерства в коммунальной отрасли развивался, нужно реформировать финансовый сектор. В России также говорят о необходимости модернизировать его, но предлагают менее масштабные изменения. Решить проблему финансирования сферы ЖКХ можно, если усовершенствовать механизмы предоставления ипотечных кредитов и концессионное законодательство в части исполнения концессионером своих обязательств перед кредитными организациями.


Прибыльность предприятий жилищно-коммунального хозяйства - также проблема развития государственно-частного партнерства в коммунальной отрасли. Каждый бизнес старается получить прибыль, которая должна быть достаточной для осуществления деятельности организации и ее развития. Предприятие будет прибыльным, если не имеет дебиторской задолженности (или она минимальна), что является проблемой в России. В сфере ЖКХ проводилось реформирование, которое было направлено на достижение безубыточного функционирования объектов коммунальной инфраструктуры благодаря увеличению размера квартплаты и отмены перекрестного субсидирования. Переход на стопроцентную оплату гражданами услуг коммунального характера несколько раз откладывался. Сейчас в некоторых субъектах страны плата за услуги ЖКХ составляет около 60% от их полной стоимости. Также стоит отметить, что своевременно оплачивают счета только 90% жителей. Это одна из причин нестабильности предприятий отрасли в финансовом плане, так как она является недофинансированной.

Система тарифного регулирования также имеет недоработки. Непрозрачность процесса образования тарифов – еще одна причина нежелания бизнеса идти в сферу коммунального хозяйства. Развитию данного сектора мешает выраженная иерархия, а также наличие огромного количества уровней [4]. Федеральные органы власти устанавливают максимальные границы тарифов, а субъекты должны сами искать резервы, которые позволят сохранить их надолго. Кроме того, установление близких к приделу тарифов имеет цель предотвратить рост инфляции. На региональном уровне также устанавливают максимальные индексы роста тарифов для муниципалитетов. Рассчитываются они, основываясь на объемах оказания услуг и производства продукции предприятиями коммунальной отрасли. То есть величины тарифов зависят от объемов производства, а не потребления. Поэтому тарифы являются неэффективными. Стоимость услуги или продукции определяется, учитывая затраты на производство, при этом к ней обязательно добавляют инвестиционную составляющую. Специалисты Всемирного Банка уверены, что величина тарифов в настоящее время достаточна лишь для покрытия расходов на эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, а на инвестиционные накопления и отчисления на амортизацию рассчитывать не приходится, хотя они являются крайне необходимыми для сферы ЖКХ, износ инфраструктуры которой в большинстве случаев очень высокий [2]. Прибыль некоторых предприятий ЖКХ нулевая, но большинство из них (примерно 2/3 от всех предприятий) все-таки работает себе в убыток [8]. Все это, конечно же отталкивает бизнес от сотрудничества с ними.


Нужно учитывать, что плата за коммунальные услуги отличается от дома к дому, так как каждое жилое помещение требует своих затрат на содержание. Определяют итоговые суммы, исходя из общей ведомости и сметы. В расчетах учитывают данные приборов учета. На конечную стоимость оказывает влияние и количество услуг, которые потребовались за определенный временной отрезок. Размер коммунальных платежей изначально устанавливается на собрании собственников жилья при встрече с представителями управляющей компании. Как правило, минимальные сроки, в течение которых действует установленная норма – год. Нередко возникают случаи, когда жильцы принимают решение расторгнуть договор с компанией, ЖКХ.

Договор данного типа заключает с УК каждый собственник жилой площади в отдельности при том, что управляющую компанию в целом выбирает совет собственников. Но порой УК выбирает товарищество собственников. В таком случае подписание осуществляется ТСЖ. Если же жилое здание относится к собственности муниципалитета, договор подписывают органы власти и ЖЭУ. В договоре перечисляются списки услуг, предоставляемые ЖКХ конкретному дому, состав собственности, определяется порядок оплаты коммунальных платежей, фиксируются правила, связанные с надзором над УК. Встречаются случаи, когда договора попросту нет – его никто не заключал. В таком случае данное нарушение требуется немедленно устранить. Такая ситуация приводит к тому, что жильцы лишаются оснований требовать отчетов от ЖКХ по устранению тех или иных недостатков в обслуживании жилья. Такие собственники, оставшиеся без договора с ЖКХ, обладают правом подать обращение в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор.

Государственно-частное партнерство может решить проблемы в отраслях, которые имеют естественные монополии. В России в настоящее время реализация такого механизма затруднена, но есть основания полагать, что скоро ситуация будет улучшаться. Для этого нужно усовершенствовать законодательную базу, изменить систему тарифов, создать рыночные условия в коммунальной отрасли. Но главная задача – изменить облик власти. Необходимо, чтобы частные организации воспринимали государство как надежного бизнес-партнера. Если этого достигнуть, то развитие института государственно-частного партнерства активизируется, а проблемы в сфере ЖКХ будут постепенно разрешаться [14].

Открытым вопросом, по-прежнему остается отсутствие механизма эффективного финансирования. Современные условия российской экономики сдерживают реализацию долгосрочных проектов, влекущих за собой большие риски для инвесторов и предпринимателей. Стандартный источник финансирования проектов – банковские кредиты, которые поступают от трех крупнейших банков России: Сбербанка, Газпромбанка и ВТБ. Но, в большинстве случаев, перечисленные финансовые организации заинтересованы только в проектах, которые превышают по стоимости 10-20 млрд рублей, а также предпочитают те сферы деятельности, где устойчивой практикой выступают концессии и ГЧП-проекты [6]. В подобной ситуации, где финансирование поступает только от одного класса инвесторов, может создать ряд проблем. Это негативно сказывается на стоимости денег и ведет к неточностям в проектах.