Файл: Образ жизни как основа здоровья актуальность темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ
Актуальность темы

В настоящее время во многих странах мира весьма актуальна проблема недостатка информации о здоровом образе жизни. Представители всех возрастных групп, к сожалению, не имеет элементарных знаний по данной проблеме. Особо важно ещё и то обстоятельство, что большинство наших современников недооценивает ведущую роль образа жизни как фактора профилактики или формирования неинфекционных заболеваний. Поэтому врачам всех специальностей необходимо владеть основами теории и практики сохранения и укрепления здоровья.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

Общая цель: уметь использовать базовую информацию о здоровом образе жизни для предупреждения заболеваний.


Конкретные цели:

Уметь:

  1. Определять роль основных факторов, формирующих здоровье.

  2. Осуществлять коррекцию влияния образа жизни на здоровье человека.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЦЕЛЯМ:

Теоретические вопросы:

  1. Понятие здоровья. Сравнительная оценка влияния основных групп факторов, формирующих здоровье.

  2. Здоровый образ жизни, его основные элементы, значимость для здоровья человека.

  3. Образ жизни как фактор, определяющий психологию здоровья.

  4. Гигиенические навыки как основа сохранения и укрепления здоровья.



ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ К теме «ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ» (Приложение 1.1).
Источники информации

Основная литература

  1. Влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения: взаимосвязь дисэлементоза с различной патологией сердечно-сосудистой системы / Г. А. Игнатенко, Д. О. Ластков, А. В. Дубовая [и др.] ; ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО. - Чита : ЗабГУ, 2021. - 231 с.– Текст : непосредственный.

  2. Курбатова, У. Б. Здоровый ребенок : учебное пособие / У. Б. Курбатова. - Изд. 2-е, стер. - Электрон. текст. дан. (1 файл : 2605 КБ). - Санкт-Петербург : Лань, 2021 ; Москва ; Краснодар. - 168 с. : ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература). – Режим доступа : локал. компьютер. сеть Б-ки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ М ГОРЬКОГО. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.

  3. Основы формирования здоровья детей / Л. А. Жданова [и др.]; под ред. Л. А. Ждановой. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 416 с. - ISBN 978-5-9704-4268-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970442685.html (дата обращения: 09.02.2022). - Режим доступа : по подписке.



Дополнительная литература

  1. Общественное здоровье и концептуальные направления развития здравоохранения Донецкой Народной Республики / В. И. Агарков, С. В. Грищенко, В. С. Костенко [и др.] ; ГОО ВПО "ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ГОРЬКОГО". - Донецк : Донбасс, 2017. - 129 с. – Текст : непосредственный.

  2. Показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Донецкой Народной Республики за 2018 - 2020 гг. (статистические материалы). - Донецк, 2021. - 414 с. – Текст : непосредственный.

  3. Хрусталев, Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья : учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 400 с. - 400 с. - ISBN 978-5-9704-5266-0. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970452660.html (дата обращения: 09.02.2022). - Режим доступа : по подписке.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Электронный каталог WEB-OPAC Библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

  2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

  3. Научная электронная библиотека (НЭБ) eLibrary http://elibrary.ru

  4. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://distance.dnmu.ru



Ориентировочная основа деЙСТВИЯ (оОд) Тактический алгоритм «Оценка роли факторов, формирующих здоровье» (Приложение 1.2).

НАБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. На медицинском осмотре студент 1 курса предъявлял жалобы на слабость, раздражительность, головную боль, расстройство сна. При этом выявлено повышенное артериальное давление крови на фоне избыточной массы тела.

Какие факторы стали причиной формирования данного состояния?

A. Медицинские

B. Генетические

C. Экологические

D. Образ жизни

E. Психологические
2. Студент 5 курса обратился с жалобами на быструю утомляемость и одышку при незначительных физических нагрузках. При осмотре у него выявлены признаки сердечно-сосудистой патологии и ожирение 2 степени.

Какое долевое участие медицинских факторов в формирования данного состояния?

A. 10%

B. 20%

C. 25%

D. 50%

E. 90%
3. Молодой человек часто попадает в неприятные ситуации из-за того, что не может контролировать свои эмоции.


Что необходимо предпринять в данном случае?

  1. Посещать спортзал

  2. Реализовать стремление к сочувствию

  3. Удовлетворить потребность в авторитете

  4. Скорректировать питание

  5. Исключить общение с незнакомыми людьми


4. Студентка испытывает дискомфорт из-за того, что чересчур нервничает при ответе на вопросы преподавателя.

Что необходимо предпринять для преодоления данного состояния?

  1. Курить

  2. Употреблять алкоголь

  3. Применять успокаивающие препараты

  4. Гулять на свежем воздухе

  5. Использовать дыхательные упражнения



Эталоны ответов: задание 1-D, 2-А, 3-А, 4-Е.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии

Вначале занятия проводится оценка и коррекция теоретической подготовки студентов к занятию путем устного или письменного опроса.

Основной этап занятия: студенты решают ситуационные задачи и оценивают роль факторов в формировании здоровья, определяют факторы, которые необходимо скорректировать для возможного сохранения здоровья.

При выполнении задания рекомендуется использовать лекционный материал, учебники. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола. Обсуждаются результаты самостоятельной работы студентов, проводится их анализ и коррекция.

В конце занятия проводится тестовый контроль, включающий тесты формата А, нацеленные на проверку достижения целей занятия, и подводятся итоги.

Приложение 1.1

Граф логической структуры темы:

«ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ»

Понятие здоровья. Факторы, формирующие здоровье










Образ жизни

Медицинские

Психологические

Генетические

Экологические







Меры предупреждения неблагоприятных последствий воздействия различных факторов на здоровье



Приложение 1.2
Тактический алгоритм

«ОЦЕНКА РОЛИ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ»


Изучение причин ухудшения здоровья по условию ситуационной задачи





Оценка роли медицинских факторов

в формировании здоровья




Оценка роли экологических факторов

в формировании здоровья





Оценка роли социально-бытовых факторов

в формировании здоровья





Оценка роли образа жизни

в формировании здоровья





Определение факторов,

которые необходимо скорректировать для возможного сохранения здоровья


Приложение 1.3

Форма ведения протоколов практических работ на занятиях

по основам здорового образа жизни

Образец
ПРОТОКОЛ №

Дата

Тема занятия:
Цель занятия (общая):
Содержание самостоятельной работы

1. Описание каких-либо действий, влияющих на образ жизни или отдельные его компоненты. Определение каких-либо индивидуальных или групповых особенностей. Даётся краткая характеристика и оценка полученных результатов. При необходимости разрабатываются профилактические рекомендации.


2. Решение ситуационной задачи (переписывается текст ситуационной задачи, выполняется решение задачи, делаются выводы).
Подпись студента
Подпись преподавателя