Файл: позитивизм и постпозитивизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,

летчика-космонавта А.А. Леонова»


КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН


РЕФЕРАТ

по дисциплине: «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

технические науки


на тему: «ПОЗИТИВИЗМ И ПОСТПОЗИТИВИЗМ»


Выполнил: аспирант кафедры техники и технологии

2021, очная

22.06.01 «Технологии материалов»

направленность: Материаловедение

Смирнов Дмитрий Владимирович
Научный руководитель: д–р техн. наук, проф. А.Н. Тимофеев
_____________________________
Рецензент: канд. филос. наук, доцент
В.И. Антоненко
______________________________

(оценка: «зачтено-не зачтено»)
______________________________

Оглавление

1Введение 3

2Основные этапы развития философии науки 4

2.1Классический позитивизм 4

2.2Эмпириокритицизм 7

2.3Неопозитивизм 17

2.4Постпозитивизм 25

Заключения 37

Список залог использованных бумага источников 39



  1. Введение

Обоснование выбора темы

Жизнь современного общества полностью зависит от достижений науки. Едва ли можно найти такую сферу деятельности человека в осуществлении которой напрямую или косвенно не замешаны продукты технологий, а, следовательно, и научной мысли, материализованной в предмете. Даже дальнейшее развитие человеческой цивилизации и её социальное переустройство связывают с последующими научно–технологическими открытиями.

Наука представляет собой совокупность выявленных фактов и закономерностей нашего мироустройства и, в следствие своего непомерного объема, разделена на множество областей: астрономию, квантовую физику, химию, геологию, анатомию и т.д. Кажется, что область изучения науки безграничны и охватывают все аспекты природы. Но есть такие аспекты, которые не подвластны научному методу – это области, связанные с собственными ощущениями и эмоциями, а также метафизика. Что более важно наука не изучает саму себя. Этим занимается отдельная философская дисциплина – философия науки.

Актуальность


Философия науки – широкая область от всей философской мысли, исследующая отношения мышления к предмету науки, её методы и модели модели развития. При изучении явления науки учитываются общие закономерности и тенденции накопления научных знаний в контексте исторического и социокультурного развития.

В философии науки рассмотрению подвергаются как объект научного исследования, так и сам исследователь, включая его осмысление собственных ощущений, представлений о мире и то, как они соотносятся с реальностью. Особенно тщательному изучению подвергаются принципы, в соответствии с которыми ученые трактуют факты и строят теории.

Как дисциплина философия науки существует около двух веков, и за это время успела пройти через несколько фазовых переходов от позитивизма к эмпириокритицизму, затем неопозитивизм и потом постпозитивизму. Каждое направление предлагало свои концепции развития науки и, чтобы понимать значение науки, её область применимости необходимо рассмотреть эволюционное развитие дисциплины.

Цель

Рассмотреть эволюцию концепций научного познания, как вида человеческой деятельности.

Задачи

  • Рассмотреть положения классического позитивизма О. Конта;

  • Обозначить проблемы позитивистской теории в рамках эмпириокритицизма;

  • Проанализировать как неопозитивизм избавляет науку от метафизики;

  • Рассмотреть причины становления постпозитивизма и современную научную картину мира.

  1. Основные этапы развития философии науки

  1. Классический позитивизм

Позитивизмом называется философское течение, которое образовалось в начале 19 века и прошедшее три стадии развития. Основателем и человеком, давшим название этому течению, был О. Конт.

Наиболее ценными для формирования философии науки были следующие работы:

  • «План научных работ, необходимых для переустройства общества»;

  • «Философские размышления о науках и учёных»;

  • «Курс позитивной философии»;

  • «Социологический трактат об основах религии человечества».

Огюст Конт занимался проблемой эволюции знания. Он вывел три стадии развития мышления:

  • теологическое;

  • метафизическое;

  • позитивное.

Конт считал, что последняя позитивная стадия – высшая форма мышления.


Позитивистский способ мышления, он же научный, базируется на важности науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Объективные законы природы признаются главной ценностью. Осмысление окружающей реальности и её точная оценка позволят предсказывать в практической деятельности будущее и препятствовать появлению ошибок.

Стадия позитивного мышления основывается совокупности социальной и исторической реальности. Под действием позитивной философии производится рационализация общества. Конт считает, что от количества знаний о природе напрямую зависит техническое развитие [8]. На этапе позитивного мышления люди смогут выявлять и предсказывать ранее неизвестные факты.

Огюст Конта утверждал, что каждая частная наука будет развиваться в соответствии с тремя стадиями развития мышления [6].

Конт изложил основы позитивистской философии. По мнению Конта, главной целью философии является точное и объективное знание, описывающее реальные объекты. Философия Огюста Конта позитивна, потому что:

  • она имеет дело только с реальными объектами, подразумевая все объекты доступные разуму;

  • изучает только полезные предметы, поскольку стремится к улучшению человеческого бытия;

  • ограничивается реальными объектами, из которых можно получить конкретные знания;

  • занимается точными вопросами;

  • действует положительно, не ограничиваясь критикой.

Позитивный философ – человек понявший, что точные науки являются наиболее совершенной моделью для проведения научного исследования, что они позволяют проводить исследования исключая спекуляции и получая только фактические знания. Положительный философ будет избегать абстракций и станет оперировать только точными фактами, игнорируя замкнутые в себе совершенные теории.

Областью применения позитивизма стали фактически существующие объекты, которые обладают конкретными свойствами и поддаются рациональному осмыслению, то есть совокупность физических фактов объектов. Из–за чего метафизические знания исключаются из области, как недостоверные [8].

Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.

Конт создал одну из первых научных теорий [2]. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он
считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками.

Конт также вывел теорию исследования человеческих обществ, их порядка и условий развития с использованием естественных, эмпирических и исторических методов.

Все науки он структурировал по объему исследований, от астрономии до социологии, где вывел наращивание сложности наблюдаемых явлений по мере роста объема исследований.

По мнению Конта, главной целью общества является самосовершенствование. Так в конечном виде позитивная наука будет частью идеальной социальной системы в идеальном обществе [8].

  1. Эмпириокритицизм

В классическом позитивизме основное внимание уделялось проблемам систематизации научных знаний и классификации наук. Это усугубляется вследствие ускоряющегося наращивания научных знаний и формированию смежных наук. Приходит осознание, что невозможно описать мир при помощи одних только механических законов.

В эмпириокритицизме помимо этой проблемы, образовались и другие. Особое значение имел вопрос об онтологическом статусе фундаментальных понятий, концепций, принципов науки. Важной стала проблематика отождествления реальности с получаемыми знаниями. Новые научные открытия продемонстрировали, что многие понятия, являвшиеся неотъемлемой частью научной картины мира, не соответствовали действительности, а выступали в роли абстракций, наделенных свойствами наблюдаемых явлений. К ним относятся: флогистон, теплород, электрические и магнитные флюиды, которые были частью картины мира до конца 19 века. В биологии произошла революция, в ходе которой представления о постоянстве природных существ перевернуты на прямо противоположные – виды организмов оказались изменчивыми [1]. В математике произошло открытие неевклидовой геометрии и начали применять аксиоматический метод, что обозначило новую проблему для фундаментальных математических объектов: существуют ли они? Как были включены в науку? И соотносятся ли они с реальностью?

В начале 20 века случилось два важных открытия – одно в биологии, другое в физике. Стало ясно, что наследование признаков у живых существ происходит за счет генов, что серьезно изменило взгляды ученых о самом явлении жизни. В физике же установили, что атом состоит из меньших структурных единиц – протонов, нейтронов и электронов, что разрушило представление об атоме, как о базовой частице всей материи.


Проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки

Эмпириокритицизм пытался решить проблемы обоснования фундаментальных научных абстракций в соответствии с уже сложившейся методологической программой. Предполагалось, что систематическое удаление метафизических суждений позволит привести к этому [4].

Представители эмпириокритицизма – Эрнст Мах (1838–1916) и Ричард Авенариус (1843–1896). Наиболее влияние из этих двоих был Э. Мах. Отмечая его вклад в развитие философии науки, вторую волну позитивизма, также называют махизмом. Помимо философии Э. Мах, внес свой вклад в развитие ряда областей физики (теоретической и экспериментальной механики, оптики, акустики и др.).

Р. Авенариус также, помимо развития философской мысли, проводил научные исследования, но уже в области биологии и психологии.

Р. Авенариус Э. Мах считали, что современная наука обременена метафизикой, вследствие чего образуются заблуждения и трудности в науке. Чтобы не повторять ошибок, связанных с включением различных вымышленных сущностей, таких как теплород и флогистон, в фундаментальные понятия науки, необходимо последовательно очищать не только теоретические знания, но и научный опыт от любых метафизических включений.

Мах отмечает, что метафизика в научные исследования зачастую вмешивается ученными неосознанно. Экспериментальные факты всегда подвергаются интерпретации и как результат, ученые вносят в результат свою точку зрения, которая является субъективной, а, следовательно, включающей метафизические аспекты [5]. Это ведет к неточностям в установленных фактах, а в дальнейшем и к заблуждениям в науке, что будет тормозить весь технологический прогресс. Главной задачей позитивной философии было объявлена борьба с метафизикой в экспериментально получаемом опыте. В соответствии с этой задачей вторая волна позитивизма получила свое название – эмпириокритицизм.

Анализируя историю науки, Э. Мах, также как О. Контом, отмечал, что на ранних этапах наука была тесно связана с метафизикой. Сначала она развивалась в рамках теологической натурфилософии. В этот период сформировались представления о существовании порядка в природе, установленного творцом, и о законах, обеспечивающих этот порядок. Принципы неизменности количества материи, движения, неуничтожимости энергии, ньютоновские идеи об абсолютном пространстве и времени также возникли в контексте теологической натурфилософии. Затем, начиная с Ньютона, в науке постепенно утвердился механический взгляд на природу. Мах рассматривал механицизм как одну из разновидностей метафизики. Он резко критиковал механицизм, и эта критика нашла отклик в умах некоторых естествоиспытателей конца XIX – начала XX века. Мах оценивал механицизм как "искусственную гипотезу", которая приобрела метафизический статус и превратилась в своего рода мифологию, основанную на "фантастических преувеличениях".