ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди микроэкономических показателей, которые государство может регулировать, самыми важными представляются цены на те или иные товары, услуги. Они являются сферой ценовой политики. В условиях рыночной экономики цены выполняют важнейшие функции носителей экономической информации и стимуляторов экономической деятельности, поэтому государственное вмешательство в ценовой механизм должно быть весьма осторожным. Признается более или менее экономически оправданным государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, продаваемую (или покупаемую) монополиями.
Важная роль в государственном регулировании экономики отводится государственному сектору. Это часть экономики страны, которая включает экономических субъектов, целиком или частично принадлежащих государственным (центральным или местным) органам власти и контролируемых государством. Государственный сектор, с одной стороны, является объектом государственной деятельности, так как государство руководит в нем процессами производства, инвестирования, распределения и т.д., а с другой — инструментом влияния государства на частный сектор экономики страны. Соответственно, функции государственного сектора экономики неотделимы от функций государства. Наличие государственного сектора в определенной степени облегчает правительству решение поставленных задач.
В странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор составляют предприятия, функционирование которых на полностью рыночной основе не приведет к максимизации общественного благосостояния. Это могут быть естественные монополии (электросети, железные дороги); предприятия с долгосрочной окупаемостью средств (электростанции); предприятия, выполняющие некоторые социальные функции или имеющие положительные внешние эффекты (научные учреждения) и т.д. Зачастую предприятия государственного сектора являются низкоприбыльными или убыточными по причине выполнения ими социальных задач, а также из-за слабых стимулов к эффективному хозяйствованию.
Существует два типа государственных предприятий: бюджетные (бюрократические) и коммерческие (рыночные). Первые финансируются из государственного бюджета, вторые осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, т.е. ведут себя как частные коммерческие фирмы.
Обычно размер государственного сектора в экономике страны характеризуется долей валового внутреннего продукта, созданного в госсекторе, и долей занятых в государственном секторе. В Республике Беларусь в настоящее время доля государственных предприятий в валовом производстве составляет менее 40%. О роли государственного сектора некорректно судить по количеству предприятий, поскольку государственный сектор представлен малым числом крупных предприятий, а частный — значительным количеством мелких. Но постепенно происходит сокращение числа государственных предприятий.
Тема 8
Основные макроэкономические показатели
8.1. Национальная экономика и её общая характеристика
Национальная экономика - это исторически сложившаяся совокупность сфер экономической деятельности на территории данной страны. Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры.
Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые производят определенные группы товаров и услуг: домашние хозяйства, предприятия, государство, заграница. В воспроизводственной структуре особую важность представляет соотношение средств, идущих на потребление и на накопление. От этого соотношения зависит тип воспроизводства: простое, расширенное и суженное.
Социальная структура национальной экономики означает деление ее на такие совокупности социально-экономических единиц, которые объединены определенными социально-экономическими отношениями, например, по формам собственности, по группам населения, по видам труда, по получаемым доходам и другим признакам.
Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли - качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции, выпускающие однотипную по видам и назначению продукцию, применяющие сходные технологии. Отраслевая структура состоит из отраслей материального производства, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления (промышленность, строительство, сфера материальных услуг: транспорт, торговля, связь и др) и отраслей нематериального производства, продукт которых имеет нематериальную форму: научные знания и информация, произведения искусства и культуры, нематериальные услуги.
Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы.
Инфраструктура национальной экономики включает в себя структурные элементы экономики, облегчающие движение товаров и услуг от продавца к покупателю, как например, шоссейные и железные дороги, порты, транспорт, связь, телевидение, радио и др.
Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к изменению и усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления общественного разделения труда, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.
Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся в ней макроэкономические пропорции - это количественные соотношения между различными сферами и подразделениями общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Можно выделить следующие их виды:
-
общеэкономические: между наиболее крупными сферами национальной экономики, например, производством и потреблением; -
межотраслевые: между взаимосвязанными отраслями народного хозяйства, например, промышленностью и сельским хозяйством; -
внутриотраслевые: между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например, выпуском чугуна, стали и проката в металлургии; -
территориальные: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории; -
межгосударственные: между отдельными странами на основе международного разделения труда.
Пропорции в национальной экономике объективны: правительство не может произвольно изменять соотношение различных частей общественного производства и динамичны: они меняются количественно и качественно в ходе развития экономики под влиянием различных факторов.
Пропорции можно классифицировать по форме их выражения:
-
натурально-вещественные характеризуют соотношения между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, тракторов, кукурузы, зерна; -
стоимостные показывают соотношения между отдельными элементами стоимости национального продукта, например, доходов предприятий, государства и населения.
Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих оптимальное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах труда и капитала.
Пропорциональность лежит в основе сбалансированности национальной экономики, которая означает соответствие между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно нарушаются, поэтому существует постоянная необходимость в их поддержании.
8.2. Система национальных счетов
Результатом функционирования экономики является национальный продукт, под которым понимают суммарную стоимость всех товаров и услуг, произведённых в экономической системе за определённый период времени. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по системе национальных счетов (СНС), которая представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых субъектами хозяйствования в процессе общественного воспроизводства. СНС выступает в виде совокупности взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение, обмен и использование конечного продукта и национального дохода. СНС используется практически во всех странах мира для описания и анализа наиболее общих результатов развития экономики на макроуровне. Она сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики. Это своего рода «бухгалтерский учет страны».
Одной из главных особенностей СНС является её всеохватывающий характер, то есть СНС в обобщённом виде содержит упорядоченную определённым образом информацию о всех хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе, экономических операциях, экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство и их изменениях.
Под экономической операцией в СНС понимается добровольное взаимодействие между двумя хозяйствующими субъектами в связи с производством и использованием продукции, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов, принятием финансовых обязательств.
В СНС изучаются экономические операции между институциональными единицами - хозяйствующими субъектами, которые владеют и распоряжаются активами, от своего имени принимают обязательства, вступают в экономические операции с другими институциональными единицами, составляют полный набор счетов. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица и домашние хозяйства.
Институциональные единицы могут выступать в качестве резидентов и нерезидентов. Понятие резиденства является одним из центральных в СНС, поскольку с его помощью национальная экономика отграничивается от экономики остального мира. Институциональная единица считается резидентомэкономики страны, если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году. Институциональные