Файл: Краткий конспект лекций по экономической теории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общественная собственность — тип отношений между людьми по поводу условий и результатов производства, при которых все общество имеет исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектами собственности. Общественная собственность предполагает, что все члены общества относятся к условиям и результатам производства как к своим. Следует отметить, что выделение типа общественной собственности достаточно условно, в реальной действительности она выступает в качестве государственной собственности.

Правогосударственной собственности означает, что всеми правомочиями по отношению к объектам собственности обладает государство. При этом его интересы представляет определенный бюрократический аппарат, подчиняющийся государственной политической элите.

Опыт западных стран показывает, что в мире происходит модификация отношений частной собственности, процесс ее «социализации», предполагающий преодоление жесткой классовой поляризации субъектов собственности. Работодателями становятся не индивидуальные, а совместные собственники капитала. Ценные бумаги распределяются среди персонала предприятий, обеспечивая тем самым диффузию (распыление) собственности. Человек все чаще становится и субъектом собственности, и наемным работником.

К современным тенденциям в развитии отношений собственности можно отнести распространение социального партнерства — взаимодействия работодателей и работников в лице профессиональных союзов.

Подлинно рыночные отношения не могут сформироваться на базе общественной собственности, их природа требует многообразия форм собственности, которое ослабляет монополизацию и создает условия для конкуренции. Следовательно, поливариантность форм собственности — необходимая предпосылка рыночной экономики. Она реализуется в ходе процессов разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление представляет собой процесс сокращения непосредственного государственного влияния на деятельность субъектов хозяйствования, в ходе которого устраняется государственный монополизм, формируется многоукладная, смешанная экономика.

При всей значимости разгосударствления основную роль в формировании рыночной экономики играет приватизация, в современной экономической литературе характеризуемая как переход от собственности государственной к любым негосударственным (включая и частную) ее формам.


В ходе приватизации должны соблюдаться следующие условия:

соединение платного и бесплатного способов приватизации;

обеспечение права каждого гражданина на часть госсобственности, которая передается бесплатно;

предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий (сохранение рабочих мест и профиля предприятий, обеспечение возможности переквалификации или повышения квалификации, выплата выходных пособий, помощь в трудоустройстве и др.);

контроль за приватизацией со стороны государства и общественности;

обеспечение гласности;

постепенность и поэтапность (сначала «малая» приватизация, а затем — процесс по нарастающей).

В ходе приватизации необходимо учитывать, что на определенные виды деятельности распространяется монополия государства, вызванная необходимостью обеспечивать его безопасность и обороноспособность, а также обусловленная значимостью отдельных предприятий для эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса, решения макроэкономических проблем. В Республике Беларусь составлен и дифференцирован на три группы перечень предприятий и организаций, не подлежащих приватизации:

1) предприятия, определяющие обороноспособность страны (предприятия по производству вооружения, взрывчатых, ядовитых и наркотических веществ, по переработке радиоактивных веществ, объекты гражданской обороны);

2) предприятия, обеспечивающие гарантированный государством минимум социальных услуг населению (занимающиеся благоустройством городов организации, очистные сооружения, школы, санаторно-курортные учреждения, учебные заведения всех типов);

3) объекты, являющиеся национальным и культурным достоянием страны (Национальная Академия наук, музеи, библиотеки и др.).

Для приватизационных процессов в Республике Беларусь характерны следующие особенности:

практическое отсутствие частной собственности во всех отраслях экономики на момент начала приватизации;

необходимость преодоления недоверия трудовых коллективов и директората к приватизации с учетом сложившегося в советские годы менталитета;

неразвитость в стране фондового рынка и его инфраструктуры, что лишает каких-либо ориентиров при расчете рыночных цен объектов приватизации.

На данный момент можно говорить о наступлении третьего периода, характеризующегося постепенной либерализацией приватизационных процессов в нашей стране: отменен институт «золотой акции», расширилось свободное обращение акций на фондовом рынке, доступ к приватизации получили иностранные инвесторы, решается проблема выкупа арендуемых бизнесом зданий и сооружений.


3.3. Способы координации хозяйственной жизни. Типология экономических систем

В экономической жизни общества обязательно присутствует координирующий механизм, который представляет собой действующий порядок принятия решений и методов их практической реализации по использованию ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Способ координации, базирующийся на традициях, предполагает, что экономическое поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиозных, общественных, клановых и других традиций и обычаев, а иногда — и на основе первоначальных инстинктов выживания.

Способ координации, базирующийся на рынке, означает регулирование экономического поведения людей на принципах спонтанности: хозяйствующие субъекты и потребители руководствуются собственными экономическими интересами и самостоятельно, на свой страх и риск принимают решения, неся полную экономическую ответственность за их воплощение в жизнь. Поведение покупателей и продавцов определяется соотношением спроса и предложения.

Способ координации — команда основан на иерархии, строгой подчиненности снизу доверху. Центр принимает стратегические решения в отношении распределения экономических ресурсов, уровня цен, соотношения объемов потребления и накопления. Он же отдает исполнителям обязательные к исполнению приказы.

Типология экономических систем проводится на основе различных критериев. В мировой экономической литературе чаще других осуществляется классификация исходя из формы собственности на средства производства, а также из способа, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих позиций можно выделить следующие типы экономических систем:

традиционная экономика;

классический (чистый) капитализм;

административно-командная экономика;

смешанная экономика.

Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран, в ней доминируют освященные временем традиции и обычаи, в соответствии с которыми и осуществляется координация экономических взаимодействий. Средства производства могут находиться в общинной или частной собственности «хозяина» страны (диктатор, король и т.п.), дополняющейся различными формами владения правящего клана или национальной администрации.


Классический (чистый) капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется координацией взаимодействия субъектов экономики на основе стихийного действия рыночных законов, спонтанных решений хозяйствующих субъектов и потребителей. Средства производства находятся в частной собственности, а доминирующим хозяйствующим субъектом является частный предприниматель.

Такие экономические системы сформировались еще в средние века в Западной Европе, и свободная (совершенная) конкуренция была для них органична, впрочем, так же, как анархичность и стихийность, обусловившие перепады в производстве, экономические кризисы, неустойчивость цен. Когда эти явления нарастают, жизненный уровень трудящихся снижается, развиваются безработица и связанные с ней большие потери труда, а также значительная имущественная дифференциация. Несовершенство эпохи свободной конкуренции поставило на повестку дня вопрос о поиске новой экономической системы или по крайней мере совершенствовании старой.

Так образовалась полная противоположность чистому капитализму — административно-командная экономика. Своим названием она обязана способу управления и координации на основе строгой иерархической подчиненности некоему центру в лице государства, из которого исходят все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг в обществе. В этой системе господствует общественная (государственная) форма собственности на средства производства, позволяющая обеспечивать государственную монополию, охватывающую весь процесс общественного воспроизводства, и осуществлять жесткое централизованное регулирование экономики.

Данная экономическая система обеспечивала в СССР полную занятость трудоспособного населения, гарантировала предприятиям достаточно устойчивые поставки сырья, материалов и оборудования, а населению — довольно стабильные, централизованно устанавливаемые цены, давала на минимальном уровне социальные гарантии в области образования, медицинского обслуживания и физической культуры. Несмотря на это, она вела в экономический и социальный тупик по причине своей экономической и социальной неэффективности, что и доказал развал СССР, явившийся логическим проявлением нежизнеспособности административно-командной системы.

В современном мире экономические системы в подавляющем большинстве расположены между классическим капитализмом и административно-командной экономикой и являются
смешанными экономиками. Координация и управление в них осуществляются на основе совмещения элементов спонтанного порядка и иерархии. Так, государственное регулирование осуществляется в таких, например, формах, как контроль над некоторыми ценами, индикативное планирование, ограничение монополий, совмещается с рыночным саморегулированием на основе самостоятельных решений хозяйствующих субъектов (что, как и для кого производить) и их конкурентного взаимодействия. Наряду с частной собственностью существует государственная собственность на средства производства, что предопределяет наличие государственных предприятий и соответствующего сектора в экономике.

В смешанную экономику как бы «вмонтированы» два хозяйственных механизма: рыночный и планово-государственный. Они тесно взаимосвязаны, хотя у каждого есть зона своего преимущественного действия. Рыночный механизм и государственно-плановое регулирование — две существенные стороны управления современной смешанной экономикой. Управлять ею в отсутствие того либо другого — все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.