ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государство (правительство) представлено правительственными учреждениями, основной функцией которых является регулирование экономики.
По объектам рыночного обмена выделяют: рынок благ (потребительский рынок), рынок ресурсов, денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок информации и др.
Для понимания механизма функционирования рыночной экономики рассмотрим упрощенную модель кругооборота ресурсов, благ, доходов и расходов, которая включает три субъекта (домохозяйства, фирмы, государство) и два вида рынков (рынок благ и рынок ресурсов) (см. рис. 1).
Рис.1. Кругооборот ресурсов, благ, доходов и расходов в рыночной экономике.
Рынок ресурсов представлен рынками труда, капитала, земли, предпринимательских способностей, рынок благ – рынками товаров и услуг.
Взаимодействие между фирмами и домохозяйствами осуществляется посредством двух разнонаправленных потоков: физического (кругооборота благ и ресурсов) и денежного (кругооборота доходов и расходов) (см. рис. 1).
Кругооборот ресурсов и благ представлен в виде последовательной цепочки взаимосвязей: домохозяйства поставляют на рынок ресурсы, приобретаемые фирмами; соединяя эти ресурсы, фирмы производят блага, которые приобретаются и потребляются домохозяйствами.
Кругооборот доходов и расходов представляет собой встречный поток по отношению к кругообороту ресурсов и благ. Поставка ресурсов фирмам со стороны домохозяйств обеспечивает им получение доходов в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли; фирмы, приобретающие эти ресурсы, несут затраты, принимающие форму издержек производства. Реализуя созданную продукцию на рынке благ, фирмы получают доходы в виде выручки от реализации, за счет которой возмещают издержки производства. Домохозяйства расходуют полученные ими факторные доходы на приобретение благ.
В современной рыночной экономике существенное влияние на кругооборот ресурсов, благ, доходов и расходов оказывает государство, с одной стороны, выступая в качестве производителя и потребителя благ, с другой стороны, взимая налоги с домохозяйств и фирм и предоставляя им общественные блага и услуги, а также трансфертные выплаты и субсидии.
В экономической теории, наряду с выделением субъектно-объектной структуры рынка, используются и другие классификации. С учетом географического принципа
выделяют локальный, региональный, национальный и мировой рынок. По характеру продаж различают розничный и оптовый рынок; фьючерсный и наличный рынок (рынок «спот»); экспортный и импортный рынок. По степени насыщения товарами выделяют дефицитный (спрос превышает предложение), равновесный (спрос и предложение совпадают) и избыточный (предложение превышает спрос) рынок. По соответствию действующему законодательству рынок делится на легальный и нелегальный («черный», «серый»). В зависимости от степени рыночной власти, которой обладают экономические агенты, различают рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Одним из важных условий эффективного функционирования рынка является существование развитой рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – это совокупность законодательно-правовых актов, а также система учреждений и организаций, обеспечивающих нормальный режим функционирования рынка.
Основными функциями рыночной инфраструктуры являются: создание благоприятных условий для оперативного и эффективного осуществления товарно-денежных операций; информационное обеспечение сделок; юридический и экономический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.
Выделяют общую и частную инфраструктуру рынка. Если общая инфраструктура призвана обеспечить эффективность функционирования рынка в масштабе всей национальной экономики, то частная инфраструктура призвана обеспечить эффективное функционирование конкретного вида рынка.
К основным элементам общей инфраструктуры современного рынка относятся: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные); кредитно-денежная система и коммерческие банки; налоговая система и налоговая инспекция; таможенная система; система страхования и страховые компании; консалтинговые фирмы; рекламные агентства, информационные центры; аудиторские компании и др.
Состав элементов частной инфраструктуры определяется спецификой конкретного рынка. Так, например, основными элементами инфраструктуры рынка труда являются законодательно-правовые акты о труде, занятости, социальной защите, охране труда; Министерство труда и социальной защиты; профессиональные союзы; союзы предпринимателей; государственные и частные центры по трудоустройству; рекрутинговые агенства и др.
4.4. Дефекты рынка. Роль государства
в современной экономике
Как и любое социально-экономическое явление, рынок не является идеальной системой и имеет не только преимущества, но и недостатки или дефекты. Иначе говоря, можно выделить ряд ситуаций, когда рыночный механизм дает сбой и не в состоянии обеспечить эффективное распределение ресурсов и максимизацию общественного благосостояния. Очевидно, что в таких ситуациях требуется вмешательство государства.
К числу существенных недостатков рыночной системы относится макроэкономическая нестабильность, которая проявляется в колебании экономической активности, появлении безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета и др. Усилия государства по стабилизации экономики реализуются с помощью макроэкономической политики правительства и прежде всего таких ее направлений, как фискальная, денежно-кредитная и внешнеэкономическая политика.
Серьезным основанием для вмешательства государства в рыночный механизм является существование внешних эффектов (экстерналий). Внешние эффекты (экстерналии) – это не получившие отражения в ценах затраты или выгоды от рыночных сделок, которые несут или которыми пользуются третьи лица, то есть лица, не участвовавшие в сделке. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. В результате действия отрицательных внешних эффектов рынок формирует цену, не отражающую реальные затраты на производство благ, объем их выпуска больше оптимального; в результате действия положительных внешних эффектов формируется рыночная цена, не отражающая реальную полезность благ, объем их выпуска меньше оптимального. И в том, и в другом случае происходит рыночный сбой и требуется вмешательство со стороны государства на основе использования корректирующих налогов, субсидий и других инструментов.
Рынок не формирует платежеспособный спрос и предложение чистых общественных благ или благ, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления его остальным и потребляемых сообща (государственное управление, национальная оборона, фундаментальная наука). Поскольку чистые общественные блага неисключаемы и неконкурентны в потреблении, рынок безразличен к их производству. Данная проблема решается государством на основе финансирования производства общественных благ за счет налогов и их выпуска на государственных предприятиях, а также на частных предприятиях через систему государственных заказов и др.
Еще одним существенным недостатком рынка является возникновение и развитие процессов его монополизации, которое является следствием логики конкурентной борьбы (выживает сильнейший), а также развития научно-технического прогресса, стимулирующего процессы концентрации и централизации производства. В целях поддержки конкуренции государство проводит антимонопольную политику, формирует антимонопольное законодательство, регулирует цены на продукцию естественных монополий.
Одним из существенных недостатков рынка являются проблемы, которые возникают вследствие асимметричности рыночной информации. Ассиметричная информация – это ситуация, в условиях которой некоторые участники сделки обладают важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Существование ассиметричной информации приводит к появлению таких негативных явлений, как риск безответственности (намеренное искажение либо непредоставление участниками сделки информации с целью получения дополнительной выгоды) и отрицательный отбор (вытеснение с рынка качественных благ и замещение их благами низкого качества). Для предотвращения возникновения данных проблем государство осуществляет регулирование цен, прямое участие в производстве частных благ и др.
Существенным недостатком рынка является его неспособность решить ряд социальных проблем (здравоохранение, образование, социальная защита и др.), рынку чужды идеалы нравственности, гуманизма, справедливости. По этой причине государство проводит определенную социальную политику, направленную на перераспределение доходов, регулирование структуры потребления населения и др.
Таким образом, для устранения недостатков рыночного механизма и решения определенных социальных задач государство проводит как микро-, так и макроэкономическую политику. В качестве основной цели микроэкономической политики выступает эффективное распределение экономических ресурсов. Основными целями макроэкономической политики являются достижение устойчивых темпов экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэкономической сбалансированности. Генеральными целями и макро-, и микроэкономической политики являются максимизация общественного благосостояния.
Методы государственного регулирования подразделяют на административные и экономические. Административные методы
предполагают использование мер, связанных с принуждением и прямым подчинением субъектов хозяйствования решениям государственных органов (квотирование, лицензирование и др.).
Экономические методы предполагают воздействие со стороны государства на экономические интересы субъектов рынка посредством инструментов экономической политики. Они могут быть прямыми и косвенными.
Прямые экономические методы основаны на непосредственном воздействии государства на параметры общественного производства и экономические интересы субъектов хозяйствования. Косвенные экономические методы предполагают воздействие государства на рыночные процессы путем создания общих условий для развития предпринимательства, которые побуждают субъектов хозяйствования действовать в желательном для государства направлении.
Очевидно, что любые методы государственного воздействия на экономику должны быть облечены в правовую форму, или закреплены в национальной системе законодательно-правовых актов.
При использовании методов государственного регулирования экономики важно правильно найти баланс административных и экономических методов и определить целесообразность и границы их применения.
4.5. Модели рыночной экономики.
Особенности белорусской экономической модели.
Сегодня в мире насчитывается более 200 стран. Национальная экономика каждой из них имеет свои специфические особенности, которые определяются историческими особенностями и традициями, уровнем развития и выбором его приоритетов, ролью государственных, частных и общественных структур и т.д. Таким образом, в реальной жизни в каждой отдельной стране формируется своя национальная модель экономики.
Тем не менее, в экономической теории принято выделять две базовых модели рыночной (смешанной) экономики: либеральную и социальную. Для либеральной модели рыночной экономики характерны следующие особенности: абсолютное преобладание частной собственности; обеспечение максимальной экономической свободы субъектам рынка; активное поощрение частного предпринимательства; ограничение сферы государственного регулирования преимущественно проведением макроэкономической политики; относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и социальных выплат в структуре государственных расходов; сдержанная социальная политика, основанная на оценке проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора. Из экономически развитых стран к данной модели наиболее близки США и Великобритания.