Файл: Книга принадлежит контакты владельца.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лИчность «сИльного»
259
трагедию. Стресс еще сильнее заставлял Маршалла полагаться на ли- дерство — его главную силу в межличностных взаимодействиях. Он де- лал отчаянные попытки демонстрировать эту силу: яростно спорил дома со Сьюзен об организации похорон, по мелочам срывался в офисе на под- чиненных. когда жена поставила ему ультиматум: «Сделай с собой что- нибудь, или между нами все кончено», это оказалось последним ударом по уверенности Маршалла в себе. Впервые за всю взрослую жизнь он разрыдался и, послушавшись Сьюзен, отправился к психотерапевту.
При склонности к авторитаризму я призываю вас применить свои сильные навыки рационального мышления. Исследуйте модели своих отношений и посмотрите, как они связаны с вашим стилем взаимодей- ствия с людьми. Девиз межличностных отношений, который вы выучили в детстве: «Я всегда прав», отнял у вас «подушку безопасности» — возмож- ность ошибаться. Вы принуждаете членов семьи, не согласных с вашими требованиями, прибегать к крайним мерам — бунтовать, мстить, нака- зывать себя (дочь Маршалла соединила все три способа). Их стрессовые реакции будут заставлять вас в еще большей мере полагаться на свои управленческие навыки топ-менеджера. Ваша проблема — постоянный страх потерять контроль над ситуацией. как позже сказал Маршалл, «се- мейные битвы выигрывал я, а войну проиграли мы все».
Вы будете гораздо лучшим лидером, если научитесь гибкости и со- переживанию. когда бы вы ни почувствовали внешнюю угрозу или чужой контроль, повторяйте про себя новый лозунг: «Иногда пораже-
ние приносит победу»
. Во время сеанса Маршалл разрыдался, наконец признав невыносимую правду: если бы он не ставил дочери ультима- тум, а попытался ее выслушать и понять, то трагедия, скорее всего, не произошла бы. Острая фаза душевных страданий стала проходить лишь через несколько месяцев. Хотя Маршалл, наверное, уже никогда не освободится от чувства вины и утраты, он осознал, что даже из тако- го ужасающего потрясения можно извлечь что-то позитивное. Смерть дочери преобразила его.
В своем медицинском центре Маршалл открыл программу по профи- лактике суицидов и вместе со Сьюзен вступил в родительскую группу.
Дома он стал активно поддерживать детей-студентов и во всем совето- ваться с женой — начиная с планов на ужин и заканчивая проблемами медицинского центра. Его лидерские качества, уравновешенные состра- данием, стали более человечны.


260
КаК создать равНоправНые и прочНые отНошеНия
«Экстремал»
«Экстремал» живет ради риска. когда жизнь становится слишком спо- койной и предсказуемой, скука гонит его на поиски новых опасностей и острых ощущений. Он агрессивно состязается, поскольку соревно- вание для него — стимулятор; нуждается в больших дозах адренали- на, чтобы действовать оптимально; его занятия отражают потребность в биохимическом возбуждении. Из таких людей получаются гонщи- ки, скалолазы, летчики. Они спортсмены, лучше всего действующие на грани человеческих возможностей. «Экстремала» привлекают воен- ная служба, политика, большие финансы, правоохранительные органы и криминал, сексуальные победы.
Сексуальные приключения
Фрэнк, муж Джинни и следователь в полиции, по своей натуре был именно «экстремалом». Во время индивидуального сеанса я спросил его, почему он выбрал себе такую профессию. В его ответе была доля иронии.
Потому что я обожаю возбуждение и драматизм. На любой другой рабо- те я бы умер от скуки. В полиции ты не сидишь целыми днями в офисе.
Приходится иметь дело с преступниками, встречаться с разными людьми.
Лично мне особенно нравятся «девушки в беде».
как и другие «экстремалы», Фрэнк «щекотал» свои эмоции с помо- щью секса. Неудивительно, что стабильный моногамный брак не вхо- дил в число его приоритетов. как только отношения становились рутинными, зов новых сексуальных связей оказывался для него непре- одолимым.
Детство «экстремала»
Постоянное стремление к новым стимулам может проявиться у чело- века в раннем детстве, что указывает на генетическую составляющую данного явления. Мужчин очень рано начинают готовить к гендер- ной роли «героя», поэтому вполне понятно, почему среди «экстрема- лов» их гораздо больше, чем женщин. Вполне вероятно, что свою роль в этом играют мужские гормоны. кроме того, к озорству, безрассудству
лИчность «сИльного»
261
и состязательности подталкивают некоторые детские переживания.
У Фрэнка было несколько таких событий.
Моя мама была в разводе, и ей приходилось много работать. Мы с братья- ми были сущим наказанием для нашей хорошей и любящей матери. Я рос дерзким, независимым парнем, много гулял (можно сказать, что меня воспитала улица). Мы считали себя очень крутыми и периодически попа- дали в небольшие неприятности, но тем не менее. Однако в глазах моей мамы я просто не мог сделать ничего плохого… Она всегда верила только мне. Скажем так, мне сошло бы с рук все что угодно.
Эмоционально нуждающийся родитель иногда слеп в своей любви, и ребенок, придя к убеждению, что ему на самом деле дозволено все, без- заботно попадает в экстремальные ситуации. При этом его уверенность не всегда уравновешена нормальной скромностью и чувствительностью, из-за чего неуемное стремление соревноваться порой нарушает эмо- циональные границы других людей. Впоследствии привычка доводить до крайности ситуацию и окружающих превращается в жизненную не- обходимость.
Иногда «экстремалы» вырастают из избалованных детей, чьи родите- ли имеют возможность щедро осыпать их материальными благами. Од- нако с умением дать ребенку почувствовать свою любовь и понимание у них гораздо хуже. Порой заигрывание детей с опасностью обусловли- вается сильным гневом. «Экстремалы» согласятся, что мир их детства в сущности был враждебным и не давал им поддержки. Скромность, робость и эмоциональная чувствительность — помехи в таком мире, и приспосабливающийся к жизни ребенок учится глубже прятать эти качества своей личности. Вопрос только в том, кто вырастет из жесткого, идущего на риск ребенка — друг или враг общества.
Любовь и «экстремал»
«Экстремал» ухаживает с удовольствием. Многие из нас с трудом выно- сят лихорадку новой любви, а «экстремал» ею наслаждается. Он живет ради тех эмоций, которые ощущает в период ухаживания: тут и неопре- деленность, и вызов, и риск, и новизна, и удовольствие. Он чувствует себя живым и уверенным в своих силах. Женщине, которая оказалась в центре его внимания, трудно устоять. Сердце подсказывает ей, что это будет запоминающийся роман.


262
КаК создать равНоправНые и прочНые отНошеНия
Вот как Фрэнк описывал прилив эмоций, охватывавший его каждый раз, когда он обращал внимание на привлекательную женщину:
Трудно описать чувство, когда видишь прекрасную женщину и понима- ешь, что она должна быть твоей. Прежде всего смотришь ей на палец — за- мужем ли она или нет? Если да, отлично! Это вызов. Если нет, тоже сойдет, но здесь надо соблюдать осторожность. Сначала ты поглощен расследо- ванием дела, и вдруг — маленький сюрприз: мимоходом говоришь ей, что она великолепна. Делаешь это так, чтобы она сомневалась, ты ли это сказал. Через несколько дней еще больше энергии на расследование и еще одна наживка. Может быть, легкое, будто случайное, прикосновение.
А в следующий раз ты сталкиваешься с ней вплотную. Она сама тебя ищет, но пытается изображать холодность. Теперь ты просто сгораешь от жела- ния. И начинается игра, азарт. Это самое лучшее. Иногда я приглашаю ее на обед или на чашку кофе, а иногда говорю сразу о своих намерениях.
Зна ете, что женщины больше всего хотят услышать? «Ты мне нужна». Вы себе не представляете, как здорово после работы устроить ей экскурсию в комнату с ксероксом. [Смеется.]
Поскольку «экстремалы» очень уверены в себе, независимы и не под- даются контролю — другими словами, восхитительны, — партнеры ча- сто безумно влюбляются в них. Но, как только страсть начинает идти на убыль, «экстремал» предсказуемо тянется к новому сексуальному объекту. Такое поведение нельзя назвать боязнью серьезных отноше- ний, поскольку искатель приключений просто не представляет себе жизнь без романтических целей. Его жажда возбуждения и новизны превосходит потребность в близости и безопасности, и это почти га- рантирует, что он постоянно будет занимать позицию «сильного» в ло- вушке страсти.
как и Фрэнк, большинство «экстремалов» вступают в брак (некото- рые неоднократно). На них тоже давит общество, и они хотят иметь детей и гарантированную женскую ласку. Нередко «экстремала» за- ставляет жениться опасная ситуация, связанная с его рискованным поведением. Вспомните, что Джинни была физиотерапевтом Фрэнка после аварии на мотоцикле. Но когда «экстремалу» становится слиш- ком уютно, неверность почти неизбежна. Людям, которые привычно занимают позицию «слабого» (Джинни), остается только терпеть такое положение вещей.
лИчность «сИльного»
263
Рецепт гармонии
Сначала «экстремалу» следует похвалить себя за свои сильные стороны: здоровую самоуверенность, независимость, обаяние, состязательность, чувство юмора и естественность. Однако эти же привлекательные каче- ства загоняют его в ловушку деструктивных моделей поведения. Подход к жизни, практикуемый «экстремалами», приносит успех не бесконечно, после провала возникает личностный коллапс, а за ним обычно следу- ет депрессия. Более того, рискуя в сексе, «экстремал» играет в русскую рулетку.
Возможно, это покажется странным, но «экстремал» страдает в основ- ном из-за недостаточно развитого чувства скромности. Скромность — важный инструмент межличностного общения, который связывает человека с социумом. Нескромные люди обычно думают, что они в опре- деленном смысле «выше закона»: их потребности стоят на первом ме- сте; они далеко не всегда считаются с тем, что их удовольствия могут обижать других. Скромность помогает оценивать уместность и неумест- ность, порядочность и оскорбительность поступков. Люди, которым не- достает скромности, живут в соответствии с девизом: «Мне все дозволе-
но»
. Приняв его, они рискуют потерять все.
«Экстремал» обычно знает, что «идет по канату» и в любой момент может сорваться. Но вспомните, что именно опасность манит его. Он будет постоянно ставить на карту все, надеясь сорвать банк и окупить риск.
«Подвиги» экстремала порой приводят к катастрофе. когда супруг, ко- торому он наконец надоедает, заявляет: «Все, с меня хватит» — и уходит, пораженный «экстремал» осознает свою опустошенность. Обаяние и от- вага, которые приносили ему такой успех вне семьи, сменяются депрес- сией.
В работе с «экстремалами» всегда возникает дилемма. То, что прида- ет их жизни смысл (особенно сексуальные приключения), очень сильно оскорбляет и ранит близких им людей. Советовать «экстремалу» прояв- лять сдержанность бесполезно — это лишь усиливает его тягу к риску и возбуждению. Мой подход — говорить о проблеме прямо и апеллиро- вать к свободной воле клиентов-«экстремалов», а не к их эмоциям. Про- ще говоря, я предоставляю им самим право выбирать между коротким наслаждением и продолжительным комфортом.


1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

264
КаК создать равНоправНые и прочНые отНошеНия
Если вы чувствуете тягу к неверности или другому риску, который при- чинит боль и страдание другим, обдумайте новый девиз: «Иногда я забы-
ваю, как много могу потерять»
. когда вас привлекают мимолетные удо- вольствия, помните о постоянных, от которых придется отказаться. Этот девиз относится не только к любовным отношениям, но и, например, к алкоголю, наркотикам, азартным играм.
Фрэнк честно признался, что не знает, сможет ли навсегда покончить с привычкой к распутному поведению. Но еще он сказал, что мысль ра- нить и потерять свою жену и детей — классическое «последнее преду- преждение экстремалу» — полностью изменила его приоритеты и уме- рила тягу к сексуальным победам на стороне. Он стал проводить больше времени дома и с удивлением обнаружил, что ему это нравится. Мне было понятно, что свою роль сыграли попытки Джинни приобрести навыки «сильного» партнера. Она больше не смотрела сквозь пальцы на его подвиги и не поощряла их услужливым милым поведением. Отно- шения пары вошли в более гармоничную фазу, и оба супруга получали эмоциональные плюсы.
«Одиночка»
Наверное (как и у всех), в школе у вас была пара-другая одноклассников, которые не вписывались в компанию. Они и не пытались. казалось, у них свой особый путь, и социальные группировки им просто безраз- личны. Часто они полностью отдавались своим интересам. Иногда они нонконформисты, возможно, немного «ботаники». «Одиночки» из моего класса стали хорошими профессионалами: мальчик — пианистом, а де- вочка — микробиологом.
Действительно, в рядах «одиночек» вы найдете художников, музыкан- тов, писателей. Еще к ним относятся люди, работа которых предполагает минимум социальных контактов: лесники, архивариусы, фермеры, лабо- ранты, дальнобойщики. История науки полна крупных прорывов, совер- шенных учеными, работавшими в одиночку иногда много лет подряд.
Джонатан, возлюбленный Деборы, был как раз «одиночкой», и его ин- дивидуальные особенности еще больше укрепились после болезненного развода. Случайные связи, как правило, были редкими и немногочис- ленными. «Меня сложно назвать казановой», — улыбнулся он. Я спро- сил, как он любит проводить время.
лИчность «сИльного»
265
Я читаю, слушаю музыку, хожу по книжным магазинам и любимым кафе, атмосфера которых мне нравится. Люблю книги по философии и истории, джаз, классическую музыку. У меня есть дорогой домашний кинотеатр с невероятным качеством звука. Летом стараюсь пару недель проводить в путешествиях. Еще я занимаюсь домом и работаю в саду, сейчас как раз делаю его в японском стиле. У меня есть несколько друзей, я вижусь с ними раз в две недели. Мне нравится быть хозяином своего времени.
Честно говоря, я неплохо живу.
Я спросил, не кажется ли ему, что чего-то не хватает. Он ответил:
«Иногда есть такое ощущение».
Детство «одиночки»
Думаю, люди склонны считать «одиночек» просто «такими, какие они есть» из-за врожденной интровертности и застенчивости. когда «одиноч- ка» еще и творческая личность, легко поверить, что «отшельником» его сделал неординарный склад ума. Вероятно, мы все обладаем врожденной предрасположенностью к развитию тех или иных индивидуальных ка- честв, но я собрал слишком много надежных данных, чтобы не полагаться целиком на это объяснение. Существуют доказательства, что большинство
«одиночек» психологически «обожглись» в детстве. Джонатан — точно.
Мой отец был алкоголиком, и я никогда не знал, как он себя поведет. Иногда он бывал веселым, но обычно — просто пьяным, злым и жестоким. Он кри- чал на меня вообще без повода. Не знаю, почему именно я всегда должен был это терпеть. На сестру и маму он почему-то никогда не кричал. Боль- ше всего меня обижало поведение мамы: она просто сидела и делала вид, что так и должно быть. Время от времени я чувствовал, что с меня хватит, и кричал на отца в ответ. Это всегда было ошибкой. Тогда он бил меня, а он был сильный. Единственным безопасным местом была моя комната. Я все- гда любил мастерить что-нибудь и уже лет в восемь сделал на двери засов.
«Одиночка»-ребенок испытывает естественный гнев на то, что се- мья эмоционально отталкивает его. Это нормально. Однако, в отличие от большинства «сильных» типов поведения, он считает, что у него нет
права на гнев
. Единственный из детей, лишенный родительской любви, ребенок предсказуемо начинает чувствовать виноватым себя, хотя бы от- части. В сущности, «одиночка» выбирает адаптивный стиль «сильного», поскольку чувствует себя очень уязвимым — как «слабый». Вместо того