Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Страховое событие представляет собой событие, которое фактически наступило. Оно должно быть официально зарегистрированным. То есть страховой случай – это возможное событие, а страховое событие – это то, что состоялось.

2. Страховой рынок
В узком смысле страховой рынок можно представить как экономическое пространство, или систему, управляемую соотношением спроса покупателей на страховые услуги и предложением продавцов страховой защиты, а в широком смысле – это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

Страховой рынок – это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. Можно сказать, что эта услуга является «товаром» страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

Необходимыми атрибутами страхового рынка являются его участники и товар, который покупают и продают на этом рынке.

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники.

Первичное звено страхового рынка – это страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, проявляются экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.

Но в качестве продавцов страховой услуги могут выступать:

1) прямые страховщики – это страховые организации, которые заключают со страхователями договоры страхования;

2) перестраховщики – это компании, которые перестраховывают уже застрахованные объекты. В этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми организациями, в том числе и иностранными;

3) объединения страховщиков – это союзы, блоки и ассоциации страховщиков;

4) пулы – это форма организации страховщиков или перестраховщиков, принимающих на себя особенные типы рисков (атомные, военные, авиационные и др.) исходя из солидарной ответственности всех участников;

5) общества взаимного страхования
– это организации некоммерческого типа, созданные на основе добровольного договора между юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов.

По характеру работы страховщики делятся на три группы:

  • по страхованию жизни;

  • по другим видам страхования;

  • по перестрахованию.

Предметом непосредственной деятельности страховщика может быть лишь страхование, перестрахование и финансовая деятельность, связанная с формированием, размещением страховых резервов и их управлением.

В качестве покупателей страховой услуги выступают страхователи –юридические лица и дееспособные граждане, которые заключили со страховщиками договоры страхования или являются страхователями в соответствии с действующим законодательством.

Страховые посредники – это лица, занятые продвижением страховых услуг от страховщика к страхователю. Выделяют прямых и непрямых посредников на страховом рынке.

К числу прямых относятся страховые агенты, страховые и перестраховые брокеры.

Страховые агенты – это граждане или юридические лица, представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

Основная функция страхового агента продажа страховых продуктов. Кроме того, он инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию, может также выплачивать страховое возмещение в пределах установленных лимитов. Взаимоотношения между страховым агентом и страховой организацией оформляются агентским соглашением, в котором оговариваются права и обязанности сторон.

Страховые брокеры – это юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Перестраховые брокеры – это юридические лица, осуществляющие за вознаграждение посредническую деятельность в перестраховании от своего имени на основании брокерского соглашения со страховщиком, который нуждается в перестраховании как перестраховщик.

Страховые брокеры за свою деятельность получают комиссионное вознаграждение.

Непрямые посредники не принимают участие в реализации страхового продукта, но обеспечивают формирование его качественных характеристик, к ним относятся актуарии, аварийные комиссары, диспашеры, сюрвейера и т.д.



Аджастер – это физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем.

Актуарии – это специалисты по оценке рисков, финансовые аналитики и консультанты в сфере страхования.

Аварийные комиссары – это лица, которые занимаются определением причин наступления страхового случая и размера убытков и составляют страховой акт, квалификационные требования к которым устанавливаются актами действующего законодательства.

Диспашер – это должностное лицо, устанавливающее наличие общей аварии и составляющее расчет (диспашу) по распределению убытков, связанных с этой аварией.

Сюрвейера – это эксперты, которые осуществляют осмотр транспортных средств, грузов и делают выводы относительно их состояния и эксплуатационных характеристик.

Специфика страхового рынка по отношению к иным финансовым рынкам проявляется в сущности страховой услуги, а также в характере трансакционных издержек, возникающих также в связи с проявлениями социально-экономических особенностей страховых услуг. Имеет существенные особенности и механизм ценообразования на страховые услуги.

Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе. Она составляется на конкурентной основе в результате спроса и предложения.

Нижняя граница цены определяется принципом равенства между поступлениями платежей страхователя и выплатами страхового возмещения и страховых сумм.

Верхняя граница определяется потребностями страховщика и для конкретного страховщика зависит от:

    • величины и структуры страхового портфеля;

    • качества инвестиционной деятельности;

    • величины управленческих расходов;

Обязательные условия существования страхового рынка:

  • наличие общественной потребности в страховых услугах – формирование спроса;

  • наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность – формирование предложения.



Тема 20. Финансовый рынок


    1. Сущность, функции и субъекты финансового рынка

2. Классификация финансового рынка

3. Инструменты финансового рынка


1. Финансовый рынок – это сложное экономическое образование
, представляющее собой систему рынков, на которых сосредотачивается спрос и предложение на различные по своему характеру финансовые активы. Финансовый рынок – экономические отношения по поводу размещения и организации торговли финансовыми ресурсами.

Атрибуты рынка: четкие правила торговли, наличие профессиональных участников рынка, развернутая рыночная инфраструктура, которая обеспечивается минимальные расходы и максимальную надежность составления соглашений. Роль финансового рынка в современной экономике состоит в аккумуляции сбережений и использования их для создания нового капитала. Основной товар: наличные деньги, банковские кредиты, ценные бумаги.

Функции финансового рынка

  • активная мобилизация временно свободного капитала из разнообразных источников

  • эффективное распределение аккумулированного свободного капитала между многочисленными конечными потребителями

  • определение наиэффективнейших направлений использования капитала в инвестиционной сфере с позиций обеспечения высокого уровня его доходности

  • формирование рыночных цен на отдельные финансовые инструменты и услуги, которые наиболее объективно отображают соотношения между спросом и предложением

  • осуществление квалифицированного посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов

  • создание условий для минимизации финансовых рисков

  • ускорение оборота капитала, что способствует активизации экономических процессов в государстве.

Состав субъектов финансового рынка разнообразен.

Основные группы: инвесторы, эмитенты и профессиональные посредники (осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Всех участников в зависимости от значимости их функций можно разделить на две группы

  1. исполняющие основные функции на рынке

  • прямые участники (продавцы финансовых инструментов и покупатели)

  • финансовые посредники

    2) исполняющие дополнительные функции на рынке:

    • субъекты инфраструктуры рынка.

    Прямые участники: - кредиторы и заемщики

    • эмитенты и инвесторы

    • продавцы валюты и покупатели валюты

    • страховики и страхователи

    • продавцы золота и покупатели золота

    Финансовые посредники обеспечивают посредническую связь между продавцом и покупателем финансовых инструментов. Они способствуют снижению стоимости операции при одновременном возрастании их количества
    , объединяют сбережения своих клиентов для осуществления крупных инвестиций на первичном рынке, диверсифицируют рынок.

    Специфические функции выполняют финансовые посредники, которые занимаются брокерской деятельностью и дилерскою деятельностью. Брокерская деятельность – исполнение операций с ценными бумагами на основе соглашения брокера с его клиентов и за счет клиента.

    Дилерская деятельность – купля-продажа финансовых инструментов от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли от разницы в ценах..

    К финансовым посредникам относятся также коммерческие банки, инвестиционные компании, фонды, трастовые компании, финансово-промышленные группы или финансовые холдинговые компании, страховые компании, пенсионные фонды.

    Субъекты вспомогательной деятельности: фондовая биржа, валютная биржа, депозитарий ценных бумаг, регистратор ценных бумаг, расчетно-клиринговые центры, информационно-консультационные центры.