Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

 Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

Основными государственными внебюджетными фондами РФ являются:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Начиная с 2001 г., один из социальных внебюджетных фондов – Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

2. Характеристика государственных социальных
внебюджетных фондов

Охарактеризуем внебюджетные фонды на примере Донецкой Народной Республики.

В Донецкой Народной Республике функционируют следующие внебюджетные фонды:

— Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы ДНР;

— Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ДНР;

— Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ДНР;


— Пенсионный фонд ДНР.

Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики образован в ноябре 2014 года в соответствии с постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 21.11.2014 № 43-1 «Об образовании Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики» в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Донецкой Народной Республики по обеспечению конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 № 1-26 «Об утверждении Положения и структуры Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики» утверждены структура Пенсионного фонда, определены его функции, права и обязанности.

В соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 10 марта 2020 года № 50 «О Пенсионном фонде Донецкой Народной Республики» орган исполнительной власти – Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики реорганизован путем преобразования его в государственное учреждение - Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики.

Указом Главы Донецкой Народной Республики от 3 июля 2020 года № 220 «Об утверждении Положения о Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики» определены задачи и функции, права и обязанности Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики является правопреемником всех прав, обязанностей, имущества и баз данных Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики, образованного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 21 ноября 2014 г. № 43-1 «Об образовании Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики».

Структура Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики состоит из Пенсионного фонда и 31 территориального управления.

Основной задачей Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики является реализация государственной политики по вопросам пенсионного обеспечения.

В соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 25.03.2015 № 119 «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» в апреле 2015 года на территории Республики начата выплата пенсий порядка 500,00 тыс. пенсионеров.

С момента функционирования Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики и начала ежемесячных пенсионных выплат с апреля 2015 года, с целью поднятия социальных стандартов пенсионеров в Республике осуществлялось неоднократное повышение пенсий в соответствии с Указами Главы Донецкой Народной Республики путем увеличения:

-с 1 января 2017 года минимальной пенсионной выплаты до уровня 2 600 руб.;



-с 1 октября 2017 года размера пенсионных выплат получателям пенсий всех категорий на 5%;

-с 1 января 2018 года минимальной пенсионной выплаты до уровня 2 904 руб.;

-с 1 июля 2018 года размера пенсионных выплат получателям пенсий всех категорий на 10%;

-с 1 июля 2019 года:

  • минимальной пенсионной выплаты, а также пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи до уровня 4 000 руб.;

  • размера пенсионных выплат:

-на 1 % от размера минимальной пенсионной выплаты за каждый полный год стажа сверх установленного законодательством о пенсионном обеспечении;

-на 25 % лицам, пенсии которым назначены в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», а также членам их семей ( до вступления в силу Указа Главы ДНР от 27.10.2017 № 290);

-на 25%, но не более чем на 4000,00 рос. руб., для граждан, которым пенсия назначена по специальным законам Украины – государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, научным работникам, прокурорским работникам и судьям в отставке, работникам банковской сферы, журналистам, инвалидам армии и инвалидам от трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидам – чернобыльцам или членам их семей;

-с 1 января 2020 года размера пенсионных выплат получателям пенсий всех категорий на 20%.

10 марта 2020 года Глава ДНР подписал указы о создании в ДНР внебюджетных фондов социального страхования на случай безработицы и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Органом управления Государственным внебюджетным фондом – Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы Донецкой Народной Республики» определено государственное учреждение Республиканский центр занятости.

Органом управления государственного внебюджетного фонда – Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики стал Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Источники формирования бюджетов фондов — средства общеобязательного соцстрахования, межбюджетные трансферы, а также иные поступления.

Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики является государственным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, печать с изображением Государственного герба Донецкой Народной Республики, а также свою символику.

Фонд и его территориальные отделения составляют единую централизованную систему органов управления средствами государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики, предназначенными для общеобязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Территориальные отделения являются обособленными подразделениями Фонда без права юридического лица.
Фонд находится в ведении Правительства Донецкой Народной Республики. Координацию деятельности Фонда осуществляет Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.
Основными задачами Фонда являются:

• реализация государственной политики по вопросам предоставления материального обеспечения и социальных услуг в сфере общеобязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также содержание детских оздоровительных учреждений, санаториев, санаториев-профилакториев.

• управление средствами государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики.
Фондом предоставляются следующие виды материального обеспечения:

1) помощь по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком, больным членом семьи);

2) пособие по беременности и родам

3) пособие на погребение (за исключением погребения пенсионеров, безработных и лиц, которые умерли вследствие несчастного случая на производстве).
Также Фонд осуществляет частичное финансирование детских оздоровительных учреждений.
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


  Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ДНР образован в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 09.12.2014 №34 с целью обеспечения конституционного права граждан на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для реализации прав граждан на предоставление социальной защиты, которая включает систему гарантированных государством социальных и правовых мер на своевременное и полное возмещение ущерба, причиненного лицу увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей, предоставлением медико-социальной помощи, охраны жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.


  Указом Главы Донецкой Народной Республики от 10 марта 2020 г. № 51 «О Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики» Фонд реорганизован путем преобразования в государственное учреждение и является органом управления государственным внебюджетным фондом – Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики.
   Фонд является правопреемником прав, обязанностей, имущества Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики, образованного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 09.12.2014 №34 «Об образовании Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики».
   Фонд находится в ведении Правительства Донецкой Народной Республики. Координацию деятельности Фонда осуществляет Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.
   Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно и через 30 территориальных отделений во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственного подчинения.

Основные задачи Фонда

  1. Реализация государственной политики по вопросам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им трудовых обязанностей, путем предоставления ему всех необходимых видов обеспечения по социальному страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
  2. Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  3. Управление средствами бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики.

В Российской Федерации правовой основой создания внебюджетных фондов первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социально­го назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).