Файл: Конспект лекций по дисциплине Финансы и кредит тема сущность и функции денег происхождение денег и роль государства в их учреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».
Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
Основными государственными внебюджетными фондами РФ являются:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Начиная с 2001 г., один из социальных внебюджетных фондов – Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного.
Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.
2. Характеристика государственных социальных
внебюджетных фондов
Охарактеризуем внебюджетные фонды на примере Донецкой Народной Республики.
В Донецкой Народной Республике функционируют следующие внебюджетные фонды:
— Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы ДНР;
— Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ДНР;
— Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ДНР;
— Пенсионный фонд ДНР.
Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики образован в ноябре 2014 года в соответствии с постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 21.11.2014 № 43-1 «Об образовании Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики» в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Донецкой Народной Республики по обеспечению конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.
Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 № 1-26 «Об утверждении Положения и структуры Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики» утверждены структура Пенсионного фонда, определены его функции, права и обязанности.
В соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 10 марта 2020 года № 50 «О Пенсионном фонде Донецкой Народной Республики» орган исполнительной власти – Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики реорганизован путем преобразования его в государственное учреждение - Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики.
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 3 июля 2020 года № 220 «Об утверждении Положения о Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики» определены задачи и функции, права и обязанности Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики является правопреемником всех прав, обязанностей, имущества и баз данных Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики, образованного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 21 ноября 2014 г. № 43-1 «Об образовании Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики».
Структура Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики состоит из Пенсионного фонда и 31 территориального управления.
Основной задачей Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики является реализация государственной политики по вопросам пенсионного обеспечения.
В соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 25.03.2015 № 119 «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» в апреле 2015 года на территории Республики начата выплата пенсий порядка 500,00 тыс. пенсионеров.
С момента функционирования Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики и начала ежемесячных пенсионных выплат с апреля 2015 года, с целью поднятия социальных стандартов пенсионеров в Республике осуществлялось неоднократное повышение пенсий в соответствии с Указами Главы Донецкой Народной Республики путем увеличения:
-с 1 января 2017 года минимальной пенсионной выплаты до уровня 2 600 руб.;
-с 1 октября 2017 года размера пенсионных выплат получателям пенсий всех категорий на 5%;
-с 1 января 2018 года минимальной пенсионной выплаты до уровня 2 904 руб.;
-с 1 июля 2018 года размера пенсионных выплат получателям пенсий всех категорий на 10%;
-с 1 июля 2019 года:
-
минимальной пенсионной выплаты, а также пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи до уровня 4 000 руб.;
-
размера пенсионных выплат:
-на 1 % от размера минимальной пенсионной выплаты за каждый полный год стажа сверх установленного законодательством о пенсионном обеспечении;
-на 25 % лицам, пенсии которым назначены в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», а также членам их семей ( до вступления в силу Указа Главы ДНР от 27.10.2017 № 290);
-на 25%, но не более чем на 4000,00 рос. руб., для граждан, которым пенсия назначена по специальным законам Украины – государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, научным работникам, прокурорским работникам и судьям в отставке, работникам банковской сферы, журналистам, инвалидам армии и инвалидам от трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидам – чернобыльцам или членам их семей;
-с 1 января 2020 года размера пенсионных выплат получателям пенсий всех категорий на 20%.
10 марта 2020 года Глава ДНР подписал указы о создании в ДНР внебюджетных фондов социального страхования на случай безработицы и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Органом управления Государственным внебюджетным фондом – Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы Донецкой Народной Республики» определено государственное учреждение Республиканский центр занятости.
Органом управления государственного внебюджетного фонда – Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики стал Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Источники формирования бюджетов фондов — средства общеобязательного соцстрахования, межбюджетные трансферы, а также иные поступления.
Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики является государственным учреждением, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, печать с изображением Государственного герба Донецкой Народной Республики, а также свою символику.
Фонд и его территориальные отделения составляют единую централизованную систему органов управления средствами государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики, предназначенными для общеобязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Территориальные отделения являются обособленными подразделениями Фонда без права юридического лица.
Фонд находится в ведении Правительства Донецкой Народной Республики. Координацию деятельности Фонда осуществляет Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.
Основными задачами Фонда являются:
• реализация государственной политики по вопросам предоставления материального обеспечения и социальных услуг в сфере общеобязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также содержание детских оздоровительных учреждений, санаториев, санаториев-профилакториев.
• управление средствами государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Донецкой Народной Республики.
Фондом предоставляются следующие виды материального обеспечения:
1) помощь по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком, больным членом семьи);
2) пособие по беременности и родам
3) пособие на погребение (за исключением погребения пенсионеров, безработных и лиц, которые умерли вследствие несчастного случая на производстве).
Также Фонд осуществляет частичное финансирование детских оздоровительных учреждений.
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ДНР образован в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 09.12.2014 №34 с целью обеспечения конституционного права граждан на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для реализации прав граждан на предоставление социальной защиты, которая включает систему гарантированных государством социальных и правовых мер на своевременное и полное возмещение ущерба, причиненного лицу увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей, предоставлением медико-социальной помощи, охраны жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 10 марта 2020 г. № 51 «О Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики» Фонд реорганизован путем преобразования в государственное учреждение и является органом управления государственным внебюджетным фондом – Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики.
Фонд является правопреемником прав, обязанностей, имущества Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики, образованного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 09.12.2014 №34 «Об образовании Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики».
Фонд находится в ведении Правительства Донецкой Народной Республики. Координацию деятельности Фонда осуществляет Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.
Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно и через 30 территориальных отделений во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственного подчинения.
Основные задачи Фонда
1. Реализация государственной политики по вопросам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им трудовых обязанностей, путем предоставления ему всех необходимых видов обеспечения по социальному страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
2. Обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
3. Управление средствами бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики.
В Российской Федерации правовой основой создания внебюджетных фондов первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).