Файл: Конспект лекций по дисциплине общий курс железных дорог.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине: «ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ»
Составила преподаватель
спец. дисциплин: Михалева М.А.
Содержание
Предисловие | 3 |
Введение | 4 |
| |
I Материально-техническая база и организация перевозок на железнодорожном транспорте | 9 |
| |
| 9 |
Тема 1 Основные сведения о трассе, плане и продольном профиле линии. | 9 |
Тема 2 Устройство земляного полотна. Искусственные сооружения | 11 |
Тема 3 Верхнее строение железнодорожного пути | 17 |
Тема 4 Стрелочные переводы | 21 |
| |
1.2 ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ | 23 |
Тема 5 Общие сведения о локомотивах. Локомотивное хозяйство | 23 |
Тема 6 Назначение и основные типы вагонов. Вагонное хозяйство | 27 |
| |
1.3 РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ | 32 |
Тема 7 Назначение и классификация раздельных пунктов. Специальные и станционные пути | 32 |
Тема 8 Маневровая работа на станциях. Скорости при маневрах | 35 |
Тема 9 Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт станции | 36 |
| |
1.4 ХОЗЯЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ | 38 |
Тема 10 Назначение устройств автоматики и телемеханики. Назначение и классификация сигналов | 38 |
Тема 11 Устройства СЦБ на перегонах | 40 |
Тема 12 Устройства СЦБ на станциях | 43 |
Тема 13 Виды связи | 46 |
| |
1.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ | 47 |
Тема 14 Виды и планирование грузовых перевозок | 47 |
Тема 15 Руководство и порядок движения поездов. | 49 |
Тема 16 Пропускная и провозная способность железнодорожной линии | 51 |
| |
1.6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 52 |
1.7 МЕТРОПОЛИТЕНЫ | 54 |
Глоссарий | 57 |
Список использованной литературы | 65 |
Предисловие
Ведущее место в единой транспортной системе Рф занимают железные дороги. Они имеют важное государственное, народнохозяйственное и оборонное значение. От железных дорог требуется своевременное и полное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в перевозках.
Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), сооружения локомотивного и вагонного хозяйств, сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники, железнодорожные станции и узлы.
Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта представляет собой огромный конвейер, бесперебойная и безаварийная работа которого требует взаимно увязанной и слаженной работы всех его звеньев. Для того, чтобы с наибольшей эффективностью направить свои усилия на совершенствование перевозочного процесса, каждому работнику железнодорожного транспорта надо не только знать свою специальность, но и иметь необходимые знания и представление о других смежных отраслях железнодорожного транспорта. Этой цели служит дисциплина «Общий курс железных дорог», в основе которого лежит принцип взаимодействия и слаженности всех хозяйств и подразделений железнодорожного транспорта.
Дисциплина «Общий курс железных дорог» является введением в специальность, так как студенты изучают ее перед тем, как приступить к освоению специальных дисциплин.
Основной задачей дисциплины «Общий курс железных дорог» является изучение комплекса устройств, технического оснащения, технико-экономических показателей, основ строительства и эксплуатации железных дорог и взаимодействия их с другими видами транспорта. В результате изучения этой дисциплины учащиеся получают цельное представление о железнодорожном транспорте, взаимосвязи его отраслей и о роли избранной ими специальности в работе железных дорог.
Введение
Цель: Дать понятие о роли железнодорожного транспорта в Единой транспортной системе.. Изучить организацию управления железнодорожным транспортом, виды габаритов.
План:
1. Роль транспорта, его виды
2. История развития железнодорожного транспорта
3. Габариты
1. Роль транспорта, его виды
Жизнь современного общества невозможна без развития транспорта Без помощи транспортной сети при современных объемах производства невозможно обеспечить это экономическое единство, выражающееся в эффективном хозяйственном сотрудничестве отдельных его частей.
Развитие транспорта тесно связано с развитием народного хозяйства, размещение отдельных промышленных комплексов влияет на строительство и расширение транспортной сети, зачастую экономически целесообразно строить новые промышленные комплексы с учетом имеющихся транспортных связей.
От развития производительных сил и степени развития каждого вида транспорта, его экономичности для перевозок зависит и доля его участия в общих перевозках.
Транспорт разделяют на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт как отрасль материального производства обеспечивает транспортно-экономические связи между экономическими районами, отраслями народного хозяйства, предприятиями и т.д., возникающие в процессе воспроизводства. К магистральному транспорту, входящему в состав единой транспортной системы, обычно относят железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный.
Промышленным транспортом являются все внутренние коммуникации предприятий, строек, и т.п., т.е. железнодорожные подъездные, межцеховые и внутрицеховые пути, автомобильные, подвесные и канатные дороги, монорельсовые пути, трубопроводы и др. Промышленный транспорт обеспечивает перемещение предметов, орудий труда и работников предприятий. В ряде отраслей промышленности, например, при добыче угля, торфа, руды, производстве многих строительных материалов, перемещение орудий труда является основой технологии производства.
Транспортная система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс, размещенный на всей территории республики. Транспортное хозяйство насчитывает вокзалы, грузовые дворы, локомотивные депо, морские и речные порты, пристани и перевалочные базы, аэропорты и другие устройства, необходимые для нормальной работы различных видов транспорта.
Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства. Он является частью производственного процесса всех отраслей хозяйства и заканчивает его доставкой продукции к месту потребления. Транспорт в процессе производства не создает нового вещественного продукта, а производит пространственное перемещение, представляющее собой
продукцию транспорта.
Роль и значение железнодорожного транспорта в жизни страны и общей работе транспорта определяется следующими свойствами и особенностями:
-
независимость его работы от климатических условий, погоды, времени года и суток, что обеспечивает возможность осуществления регулярной, равномерной и бесперебойной работы по перевозке грузов и пассажиров; -
высокая провозная способность железных дорог; -
способность осваивать массовые потоки грузов и пассажиров; -
как правило, более короткий путь движения грузов и пассажиров и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния; -
наличие непрерывной рельсовой связи с подавляющим большинством промышленных и сельскохозяйственных предприятий; -
возможность сооружения железных дорог на любой сухопутной территории.
Планирование и распределение перевозок производят с учетом особенностей, технических возможностей, преимущества и экономической целесообразности использования каждого вида транспорта. Согласованная работа всех видов транспорта обеспечивается единым планом перевозочной работы.
Грузооборот представляет собой сумму произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки и выражается в тонно-километрах, пассажирооборот – сумму произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах.
2 История развития железнодорожного транспорта
Впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893—1894 году. Это была узкоколейная (1000 мм) железнодорожная линия Покровская Слобода — Уральск протяженностью 369 км, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Кроме того, 190 км Транссиба также прошли через Казахстан в районе города Петропавловск.
Но всё же годом основания железнодорожного транспорта в Казахстане принято считать 1904 год, когда началось строительство магистрали Оренбург-Ташкент протяженностью 1668 км. Вдоль железнодорожной линии выросли города и промышленные центры: Актюбинск, Уральск, Туркестан, Кызыл-Орда, Аральск и другие.
В 1914—1924 годах сооружена Семиреченская дорога Арысь-Пишпек — часть будущего Турксиба, в 1915 году — магистраль Челябинск — Троицк Кустанай. По казахстанской земле пролегли 122 км построенной в 1915—1917 годах Алтайской железной дороги (Новосибирск-Семипалатинск). Кроме этого, на северо-востоке Казахстана до 1918 г. функционировала 117-километровая Воскресенская дорога нормальной ширины Экибастуз-Воскресенская пристань (Ермак, ныне Аксу), а в центральном Казахстане 40-километровая узкоколейная дорога Караганда — Спасский завод и 120 километровая Байконурские угольные копи — Карсакпай.
Общая протяженность железных дорог на территории Казахстана к 1918 году достигла 2 575 км.
Первой железнодорожной стройкой в советский период стал построенный в 1920—1922 годах участок Петропавловск-Кокчетав. Который затем в 1926—1931 годах был продолжен через станции Курорт-Боровое и Акмолинск до Караганды, его общая длина превысила 700 км. В 1924 году была создана железнодорожная линия Кулунда — Павлодар. Для развития нефтепромыслов Эмбы в 1926 году была построена узкоколейная дорога Гурьев — Доссор.
Эпохальным событием стало продолжавшееся в 1927—1930 годах строительство Туркестано-Сибирской магистрали протяженностью 1444 км. Она связала Казахстан с Сибирью и способствовала экономическому развития республики и освоению многих пустынных земель.
В 1930-е годы были также построены участки: Караганда —Балхаш (490 км) (центральный Казахстан), Чимкент — Ленгер (юг Казахстана), Локоть-Защита (235 км) (казахстанский Алтай), затем продолженная до Лениногорска и Зыряновска.
В 1936—1939 годы проложен участок, посредством которого Казахстан стал связан с Центральной Россией, — Уральск — Илецк с выходом на Саратов.
В годы Великой Отечественной войны продолжалось строительство стратегически важных железнодорожных магистралей, таких как: магистраль Гурьев — Кандагач-Орск (1936—1944), связавшая нефтепромыслы Эмбы с Уралом и улучшившая сообщение между рядом регионов России; линия Акмолинск-Карталы (1939—1943), обеспечившая, в частности, эффективную доставку угля Караганды на Южный Урал; участки Коксу-Текели-Талдыкорган и Атасу-Каражал. Протяженность казахстанских стальных магистралей достигла 10 тысяч км. Период Великой Отечественной войны отмечен и созданием на железных дорогах Казахстана производственной базы по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства.
Рисунок 1 - Трансказахстанская магистраль соединяется с Турксибом у станции Чу (Шу).
К 1950 году был построен участок Моинты-Шу (440 км). Таким образом. Транссибирская магистраль соединилась с Туркестано-Сибирской и образовалась первая меридианная линия, прошедшая через всю территорию республики — Трансказахстанская железнодорожная магистраль (Петропавловск — Кокчетав — Акмолинск — Караганда — Шу).
в 1950-х годах происходило интенсивное строительство железных дорог в северных и центральных регионах Казахстана. В 1955—1961 годах создана линия Есиль — Аркалык (224 км), к 1959 году — Кустанай — Тобол, к 1960 году — Тобол — Джетыгара. За 1950-е годы плотность железнодорожной сети Казахстана увеличилась вдвое.