Файл: Конспект лекций по дисциплине общий курс железных дорог.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме указанных устройств, безопасность движения на метрополитене обеспечивается еще так называемой «рукой мертвого человека», т.е. особой кнопкой в кабине машиниста, которую пружина держит все время в отжатом состоянии. Пока водитель не нажмет на эту кнопку, он не может пустить поезд. Если во время движения водителю сделается дурно, его рука, естественно, соскользнет с кнопки, и поезд автоматически остановится. Наконец, для предупреждения несчастных случаев, могущих произойти в результате выскакивания с поезда и посадки в него на ходу, все двери в вагонах открываются и закрываются автоматически с помощью сжатого воздуха. Пока поезд не остановится, двери не открываются, а также до закрытия дверей поезд не трогается с места.
Контрольные вопроса:
1 История развития метрополитена

2 Устройство метрополитена

3 Отличительные черты метрополитена

4 Обеспечение безопасности движения на метрополитенах

5 Виды габаритов

Глоссарий


Автоматическая блокировка (АБ)

- техническое средство интервального регулирования движения поездов на межстанционных перегонах по сигналам проходных и локомотивных светофоров







Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС)

- система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков







Акведук

- искусственное сооружение в виде моста с лотками под водоток, строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой







Балластный слой

- слой сыпучих материалов (щебня, гравия, песка) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна, распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути







Берма

- площадка между подошвой откоса насыпи и ближайшим водоотводом







Бровка

- линия сопряжения основной площадки с откосом







Вагон

- единица ПС железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов







Вагонное хозяйство

- обеспечивает содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов, а также контейнеров в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов







Верхнее строение пути

- единая комплексная конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от ПС, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения ПС







Виадук

- искусственное сооружение, которое сооружают вместо высокой насыпи при пересечении дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий







Вредное пространство

- расстояние от горла крестовины до сечения сердечника шириной 40 мм







Выемка

- инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли







Вытяжной путь

- путь который служит для выполнения на них маневров







Выходной светофор

- светофор, который разрешает или запрещает поезду отправиться со станции на перегон







Входной светофор

- светофор, предназначенный для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешает или запрещает вход поезда на станцию







Габарит погрузки

- предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути







Габарит подвижного состава

- предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав в порожнем и груженом состоянии







Габарит приближения строений

- предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств







Газотурбовоз

- локомотив, имеющий в качестве силовой установки газовую турбину







Галерея

- искусственное сооружение, которое строят на косогорах, в местах, угрожающих обвалами горных пород







Главные пути

- пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах станций







Горло крестовины

- самое узкое пространство между усовиками в их изгибе







Горловина (станционная)

- зона, на которой последовательно уложена группа стрелочных переводов, соединяющие пути и парки между собой







Горочная автоматическая централизация

- система, которая позволяет управлять стрелками и горочными сигналами и регулировать скоростями надвига и роспуска состава







Горочный светофор

- светофор, разрешающий или запрещающий роспуск вагонов с горки







Грузовая станция

- станция, предназначенная, в основном, для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, сортировки перевозимых грузов, приёма и отправления грузовых поездов







Грузооборот

- сумма произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки, выражается в тонно-километрах







Групповая отправка

- партия груза, перевозимая по одному документу, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута

Думпкар

- вагон, предназначенный для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, рудных грузов, грунта, песка и т.п







Дюкер

- искусственное сооружение, которое устраивают при необходимости пропуска трубопровода или малого водотока под путем







Забанкетная канава

- элемент земляного полотна для сбора и отвода воды с площади обреза







Заградительные светофоры

- светофоры, требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта







Земляное полотно

- служит основанием для укладки верхнего строения пути и представляет собой полосу земли, спланированную в соответствии с продольным и поперечным профилями линий. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства.







Зона обслуживания

- два или более направлений с примыкающими к ним железнодорожными ответвлениями, обслуживаемыми локомотивами одного или нескольких депо и включающими в себя несколько участков смены бригад







Изотермический вагон

- вагон, который служит летом для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы, молока, фруктов и т.п.), а зимой – грузов, боящихся замерзания (овощей, фруктов, молока, минеральных вод)







Искусственные сооружения

- собирательное название всех строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью защиты от неблагоприятных воздействий







Кавальер

- вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта







Колея

- железнодорожный путь из двух параллельных рельсов







Контактная сеть

- комплекс устройств, предназначенных для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники







Контррельс

- элемент стрелочного перевода, который направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины и средней своей частью перекрывает вредное пространство







Крестовина

- элемент стрелочного перевода, который обеспечивает проход колес ПС в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого пути

Крытые вагоны

- вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений







Кювет

- продольные канавы, для отвода воды с каждой стороны основной площадки







Локомотив

- (от лат. Lokus место и motio движение) – основная тяговая машина для передвижения вагонов







Локомотивное депо

- основное линейное предприятие локомотивного хозяйства, предназначенное для технического обслуживания и ремонта локомотивов







Локомотивное хозяйство

- отрасль железнодорожного транспорт – осуществляет мероприятия по совершенствованию содержания локомотивного парка в исправном состоянии для выполнения плана перевозок, его обновлению и насыщению локомотивами нового поколения, отвечающими по важнейшим технико-экономическим показателями передовым достижениям науки и техники







Локомотивный светофор

- светофор, устанавливаемый в будке машиниста и повторяющий показания проходных светофоров







Лотки

- искусственные сооружения, которые применяют при низких насыпях (до 2 м) на малых водотоках







Малодеятельные участки

- участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки







Малотоннажная отправка

- партия груза, перевозимая по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающая не более половины объема четырехосного вагона







Маневровая работа

- внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон







Маневровый полурейс

- перемещение вагонов с локомотивом или одного локомотива без изменения направления движения







Маневровый рейс

- перемещение вагонов с локомотивами или одного локомотива по станционным путям с изменением направления







Маневровый светофор

- светофор, разрешающий или запрещающий производство маневров



Противошерстное движение

- движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу по направлению от остряка стрелки к ее крестовине.







Профиль пути

  • графическое изображение оси пути на вертикальной плоскости

  • вертикальный разрез по трассе







Проходной светофор

  • светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать с одного блок-участка на другой







Путепроводы

- искусственные сооружения, которые строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают безопасный и независимый пропуск транспорта на разных уровнях







Рабочая отметка

- разность между отметками земли и отметками бровки земляного полотна;

- представляют собой глубину выемок или высоту насыпей







Рабочий парк вагонов

- исправные вагоны, находящиеся в поездах, на станциях, под погрузкой и выгрузкой и т.д., т.е. участвующий непосредственно в перевозочном процессе







Рабочий рейс (полурейс)

- передвижение локомотивов с вагонами







Раздельные пункты

- пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны







Разъезд

- это раздельный пункт на однопутном участке, имеющий путевое развитие для скрещения и обгона поездов







Рамные рельсы

- часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе, к которым прижимаются стрелочные остряки







Расформирование поездов

- сортировка вагонов в соответствии с их назначением







Регулируемый переезд

- переезд, оборудованный устройствами переездной сигнализации, которые извещают водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда или обслуживаются дежурным по переезду

Резервы

- служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод.







Рельсовые скрепления

- предназначены для соединения рельсов между собой и прикрепления рельсов к подрельсовому основанию







Рельсы

- элемент верхнего строения пути; непосредственно воспринимают нагрузку от подвижного состава, передают ее на лежащие ниже элементы и направляют движение колес







Ручные сигналы

- фонари, флаги, диски, устанавливаемые на поездах для обозначения головы и хвоста поезда, а также для обозначения снегоочистителей и дрезин







Светофоры прикрытия

- светофоры, ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником







Селеспуски

- искусственные сооружения, которые устраиваются в гористой местности для пропуска грязекаменных потоков (селей) с гор







Сигнал

- видимый или звуковой знак, при помощи которого передаются приказы машинистам локомотивов о запрещении или разрешении движения и ограничении скорости







Скрещение поездов

- заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд;

- пропуск встречных поездов на однопутной линии







Соединительный путь

- два отрезка колеи, которые соединяют стрелку с крестовиной: один прямой, а другой криволинейный, называемый переводной кривой.







Сортировочная станция

- станция, основной работой которой является расформирование составов поездов, сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов новых поездов







Сортировочный путь

- путь, предназначенный для сортировки вагонов по назначению следования и для накопления их на составы







Специальные вагоны

- вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих особых условий при перевозке







Станционная площадка

- горизонтальный участок продольного профиля главных путей в пределах станции







Станционные пути

- все пути в границах станции







Станция

- раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить прием, отправление, скрещение и обгон, формирование и расформирование поездов







Стрелка

- элемент стрелочного перевода, который направляет движущийся ПС на боковой путь и обратно







Стрелочный перевод

- предназначен для перевода подвижного состава с прямого пути на ответвленный боковой







Стыки

- места соединений рельсов между собой







Тепловоз

- локомотив, который источником энергии имеет двигатель внутреннего сгорания (дизель), который через специальную передачу (электрическая, гидравлическая или механическая) сообщает движение колесным парам







Технические пассажирские станции

- предназначены для комплексной подготовки пассажирских составов к рейсу (осмотр, текущий ремонт, санитарная обработка и экипировка вагонов). Они находятся на крупных пунктах приписки и формирования пассажирских поездов







Техническо-распорядительный акт станции

- основной документ станции, который содержит основные данные о всех технических средствах станции (путевом развитии, стрелочном хозяйстве, устройстве сигнализации и связи, грузовых устройствах и др.) и их специализации, определяет порядок использования технических средств, предусматривая при этом полное обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы







Технологический процесс работы станции

- рациональная система выполнения операций с грузами, обслуживания пассажиров, обработки вагонов и поездов, основанная на применении передовых методов труда и наилучшем использовании технических средств







Тоннель

- искусственное сооружение для прокладки пути под землей







Тормоз

- устройство, которым создается искусственное сопротивление движению, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости







Транспортер

- разновидность вагона, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые не могут быть перевезены в других вагонах







Трасса

- линия, характеризующая положение продольной оси пути в пространстве







Трассирование

- процесс прокладки трассы







Трубы

- укладывают в тело насыпи, когда под ней необходимо пропустить сравнительно небольшое количество воды







Угон пути

- продольное перемещение рельсов относительно шпал или вместе со шпалами. Он разрушает балластную призму, вызывает поломку рельсов, скреплений, износ шпал, искажение колеи







Улавливающий тупик

- для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему







Универсальные вагоны

- вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов







Участковая станция

- станция, предназначенная для формирования участковых и сборных поездов, смены в поездах локомотивов и локомотивных бригад, технического обслуживания подвижного состава в проходящих поездах







Участок обращения

- направление, обслуживаемое локомотивами одного или нескольких депо и состоящее из нескольких участков работы бригад







Холостой рейс (полурейс)

- перемедвижение локомотивов без вагонов







Хоппер

- вагон, предназначенный для перевозки массовых сыпучих грузов (от английского hop – прыгать)







Цистерна

- вагон, предназначенный для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов







Ширина колеи

- расстояние между внутренними гранями головок рельсов







Шпалы

- служат опорами для рельсов.

- передают давление от рельсов на балласт, обеспечивая постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути







Электровоз

- локомотив, который своего источника энергии не имеет: он получает электрическую энергию через контактную сеть от стационарных источников — электростанций и преобразует ее в механическую работу с помощью тяговых электродвигателей







Эстакада

- искусственной сооружение, которое создают вместо высокой насыпи в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними




Список использованной литературы


  1. Хушит Л.И. Общий курс железных дорог. – М.: Маршрут, 2005. – 256 с.

  2. Под редакцией Соколова В.Н. Общий курс железных дорог. – М.: УМК МПС России, 2002. – 296 с.

  3. Под редакцией Ефименко Ю.И. Общий курс железных дорог. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

  4. Калинин В.К. Общий курс железных дорог. – М.: Высшая школа, 1986. – 304 с.

  5. Уздин М.М. Железные дороги. Общий курс. – М.: Транспорт, 1991. – 295 с..

  6. Майданов А.Д. Экономия. Организация и планирование материально-технического снабжения железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1988. – 287 с.

  7. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Республики Казахстан. – Астана, 2006.