Файл: Конспект лекций по дисциплине общий курс железных дорог.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме указанных устройств, безопасность движения на метрополитене обеспечивается еще так называемой «рукой мертвого человека», т.е. особой кнопкой в кабине машиниста, которую пружина держит все время в отжатом состоянии. Пока водитель не нажмет на эту кнопку, он не может пустить поезд. Если во время движения водителю сделается дурно, его рука, естественно, соскользнет с кнопки, и поезд автоматически остановится. Наконец, для предупреждения несчастных случаев, могущих произойти в результате выскакивания с поезда и посадки в него на ходу, все двери в вагонах открываются и закрываются автоматически с помощью сжатого воздуха. Пока поезд не остановится, двери не открываются, а также до закрытия дверей поезд не трогается с места.
Контрольные вопроса:
1 История развития метрополитена
2 Устройство метрополитена
3 Отличительные черты метрополитена
4 Обеспечение безопасности движения на метрополитенах
5 Виды габаритов
Глоссарий
Автоматическая блокировка (АБ) | - техническое средство интервального регулирования движения поездов на межстанционных перегонах по сигналам проходных и локомотивных светофоров |
| |
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) | - система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков |
| |
Акведук | - искусственное сооружение в виде моста с лотками под водоток, строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой |
| |
Балластный слой | - слой сыпучих материалов (щебня, гравия, песка) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна, распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути |
| |
Берма | - площадка между подошвой откоса насыпи и ближайшим водоотводом |
| |
Бровка | - линия сопряжения основной площадки с откосом |
| |
Вагон | - единица ПС железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов |
| |
Вагонное хозяйство | - обеспечивает содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов, а также контейнеров в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов |
| |
Верхнее строение пути | - единая комплексная конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от ПС, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения ПС |
| |
Виадук | - искусственное сооружение, которое сооружают вместо высокой насыпи при пересечении дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий |
| |
Вредное пространство | - расстояние от горла крестовины до сечения сердечника шириной 40 мм |
| |
Выемка | - инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли |
| |
Вытяжной путь | - путь который служит для выполнения на них маневров |
| |
Выходной светофор | - светофор, который разрешает или запрещает поезду отправиться со станции на перегон |
| |
Входной светофор | - светофор, предназначенный для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешает или запрещает вход поезда на станцию |
| |
Габарит погрузки | - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути |
| |
Габарит подвижного состава | - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав в порожнем и груженом состоянии |
| |
Габарит приближения строений | - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств |
| |
Газотурбовоз | - локомотив, имеющий в качестве силовой установки газовую турбину |
| |
Галерея | - искусственное сооружение, которое строят на косогорах, в местах, угрожающих обвалами горных пород |
| |
Главные пути | - пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах станций |
| |
Горло крестовины | - самое узкое пространство между усовиками в их изгибе |
| |
Горловина (станционная) | - зона, на которой последовательно уложена группа стрелочных переводов, соединяющие пути и парки между собой |
| |
Горочная автоматическая централизация | - система, которая позволяет управлять стрелками и горочными сигналами и регулировать скоростями надвига и роспуска состава |
| |
Горочный светофор | - светофор, разрешающий или запрещающий роспуск вагонов с горки |
| |
Грузовая станция | - станция, предназначенная, в основном, для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, сортировки перевозимых грузов, приёма и отправления грузовых поездов |
| |
Грузооборот | - сумма произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки, выражается в тонно-километрах |
| |
Групповая отправка | - партия груза, перевозимая по одному документу, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута |
Думпкар | - вагон, предназначенный для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, рудных грузов, грунта, песка и т.п |
| |
Дюкер | - искусственное сооружение, которое устраивают при необходимости пропуска трубопровода или малого водотока под путем |
| |
Забанкетная канава | - элемент земляного полотна для сбора и отвода воды с площади обреза |
| |
Заградительные светофоры | - светофоры, требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта |
| |
Земляное полотно | - служит основанием для укладки верхнего строения пути и представляет собой полосу земли, спланированную в соответствии с продольным и поперечным профилями линий. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства. |
| |
Зона обслуживания | - два или более направлений с примыкающими к ним железнодорожными ответвлениями, обслуживаемыми локомотивами одного или нескольких депо и включающими в себя несколько участков смены бригад |
| |
Изотермический вагон | - вагон, который служит летом для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы, молока, фруктов и т.п.), а зимой – грузов, боящихся замерзания (овощей, фруктов, молока, минеральных вод) |
| |
Искусственные сооружения | - собирательное название всех строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью защиты от неблагоприятных воздействий |
| |
Кавальер | - вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта |
| |
Колея | - железнодорожный путь из двух параллельных рельсов |
| |
Контактная сеть | - комплекс устройств, предназначенных для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники |
| |
Контррельс | - элемент стрелочного перевода, который направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины и средней своей частью перекрывает вредное пространство |
| |
Крестовина | - элемент стрелочного перевода, который обеспечивает проход колес ПС в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого пути |
Крытые вагоны | - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений |
| |
Кювет | - продольные канавы, для отвода воды с каждой стороны основной площадки |
| |
Локомотив | - (от лат. Lokus место и motio движение) – основная тяговая машина для передвижения вагонов |
| |
Локомотивное депо | - основное линейное предприятие локомотивного хозяйства, предназначенное для технического обслуживания и ремонта локомотивов |
| |
Локомотивное хозяйство | - отрасль железнодорожного транспорт – осуществляет мероприятия по совершенствованию содержания локомотивного парка в исправном состоянии для выполнения плана перевозок, его обновлению и насыщению локомотивами нового поколения, отвечающими по важнейшим технико-экономическим показателями передовым достижениям науки и техники |
| |
Локомотивный светофор | - светофор, устанавливаемый в будке машиниста и повторяющий показания проходных светофоров |
| |
Лотки | - искусственные сооружения, которые применяют при низких насыпях (до 2 м) на малых водотоках |
| |
Малодеятельные участки | - участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки |
| |
Малотоннажная отправка | - партия груза, перевозимая по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающая не более половины объема четырехосного вагона |
| |
Маневровая работа | - внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон |
| |
Маневровый полурейс | - перемещение вагонов с локомотивом или одного локомотива без изменения направления движения |
| |
Маневровый рейс | - перемещение вагонов с локомотивами или одного локомотива по станционным путям с изменением направления |
| |
Маневровый светофор | - светофор, разрешающий или запрещающий производство маневров |
- движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу по направлению от остряка стрелки к ее крестовине. | |
| |
Профиль пути |
|
| |
Проходной светофор |
|
| |
Путепроводы | - искусственные сооружения, которые строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают безопасный и независимый пропуск транспорта на разных уровнях |
| |
Рабочая отметка | - разность между отметками земли и отметками бровки земляного полотна; - представляют собой глубину выемок или высоту насыпей |
| |
Рабочий парк вагонов | - исправные вагоны, находящиеся в поездах, на станциях, под погрузкой и выгрузкой и т.д., т.е. участвующий непосредственно в перевозочном процессе |
| |
Рабочий рейс (полурейс) | - передвижение локомотивов с вагонами |
| |
Раздельные пункты | - пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны |
| |
Разъезд | - это раздельный пункт на однопутном участке, имеющий путевое развитие для скрещения и обгона поездов |
| |
Рамные рельсы | - часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе, к которым прижимаются стрелочные остряки |
| |
Расформирование поездов | - сортировка вагонов в соответствии с их назначением |
| |
Регулируемый переезд | - переезд, оборудованный устройствами переездной сигнализации, которые извещают водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда или обслуживаются дежурным по переезду |
Резервы | - служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод. |
| |
Рельсовые скрепления | - предназначены для соединения рельсов между собой и прикрепления рельсов к подрельсовому основанию |
| |
Рельсы | - элемент верхнего строения пути; непосредственно воспринимают нагрузку от подвижного состава, передают ее на лежащие ниже элементы и направляют движение колес |
| |
Ручные сигналы | - фонари, флаги, диски, устанавливаемые на поездах для обозначения головы и хвоста поезда, а также для обозначения снегоочистителей и дрезин |
| |
Светофоры прикрытия | - светофоры, ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником |
| |
Селеспуски | - искусственные сооружения, которые устраиваются в гористой местности для пропуска грязекаменных потоков (селей) с гор |
| |
Сигнал | - видимый или звуковой знак, при помощи которого передаются приказы машинистам локомотивов о запрещении или разрешении движения и ограничении скорости |
| |
Скрещение поездов | - заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд; - пропуск встречных поездов на однопутной линии |
| |
Соединительный путь | - два отрезка колеи, которые соединяют стрелку с крестовиной: один прямой, а другой криволинейный, называемый переводной кривой. |
| |
Сортировочная станция | - станция, основной работой которой является расформирование составов поездов, сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов новых поездов |
| |
Сортировочный путь | - путь, предназначенный для сортировки вагонов по назначению следования и для накопления их на составы |
| |
Специальные вагоны | - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих особых условий при перевозке |
| |
Станционная площадка | - горизонтальный участок продольного профиля главных путей в пределах станции |
| |
Станционные пути | - все пути в границах станции |
| |
Станция | - раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить прием, отправление, скрещение и обгон, формирование и расформирование поездов |
| |
Стрелка | - элемент стрелочного перевода, который направляет движущийся ПС на боковой путь и обратно |
| |
Стрелочный перевод | - предназначен для перевода подвижного состава с прямого пути на ответвленный боковой |
| |
Стыки | - места соединений рельсов между собой |
| |
Тепловоз | - локомотив, который источником энергии имеет двигатель внутреннего сгорания (дизель), который через специальную передачу (электрическая, гидравлическая или механическая) сообщает движение колесным парам |
| |
Технические пассажирские станции | - предназначены для комплексной подготовки пассажирских составов к рейсу (осмотр, текущий ремонт, санитарная обработка и экипировка вагонов). Они находятся на крупных пунктах приписки и формирования пассажирских поездов |
| |
Техническо-распорядительный акт станции | - основной документ станции, который содержит основные данные о всех технических средствах станции (путевом развитии, стрелочном хозяйстве, устройстве сигнализации и связи, грузовых устройствах и др.) и их специализации, определяет порядок использования технических средств, предусматривая при этом полное обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы |
| |
Технологический процесс работы станции | - рациональная система выполнения операций с грузами, обслуживания пассажиров, обработки вагонов и поездов, основанная на применении передовых методов труда и наилучшем использовании технических средств |
| |
Тоннель | - искусственное сооружение для прокладки пути под землей |
| |
Тормоз | - устройство, которым создается искусственное сопротивление движению, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости |
| |
Транспортер | - разновидность вагона, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые не могут быть перевезены в других вагонах |
| |
Трасса | - линия, характеризующая положение продольной оси пути в пространстве |
| |
Трассирование | - процесс прокладки трассы |
| |
Трубы | - укладывают в тело насыпи, когда под ней необходимо пропустить сравнительно небольшое количество воды |
| |
Угон пути | - продольное перемещение рельсов относительно шпал или вместе со шпалами. Он разрушает балластную призму, вызывает поломку рельсов, скреплений, износ шпал, искажение колеи |
| |
Улавливающий тупик | - для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему |
| |
Универсальные вагоны | - вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов |
| |
Участковая станция | - станция, предназначенная для формирования участковых и сборных поездов, смены в поездах локомотивов и локомотивных бригад, технического обслуживания подвижного состава в проходящих поездах |
| |
Участок обращения | - направление, обслуживаемое локомотивами одного или нескольких депо и состоящее из нескольких участков работы бригад |
| |
Холостой рейс (полурейс) | - перемедвижение локомотивов без вагонов |
| |
Хоппер | - вагон, предназначенный для перевозки массовых сыпучих грузов (от английского hop – прыгать) |
| |
Цистерна | - вагон, предназначенный для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов |
| |
Ширина колеи | - расстояние между внутренними гранями головок рельсов |
| |
Шпалы | - служат опорами для рельсов. - передают давление от рельсов на балласт, обеспечивая постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути |
| |
Электровоз | - локомотив, который своего источника энергии не имеет: он получает электрическую энергию через контактную сеть от стационарных источников — электростанций и преобразует ее в механическую работу с помощью тяговых электродвигателей |
| |
Эстакада | - искусственной сооружение, которое создают вместо высокой насыпи в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними |
Список использованной литературы
-
Хушит Л.И. Общий курс железных дорог. – М.: Маршрут, 2005. – 256 с. -
Под редакцией Соколова В.Н. Общий курс железных дорог. – М.: УМК МПС России, 2002. – 296 с. -
Под редакцией Ефименко Ю.И. Общий курс железных дорог. – М.: Академия, 2005. – 256 с. -
Калинин В.К. Общий курс железных дорог. – М.: Высшая школа, 1986. – 304 с. -
Уздин М.М. Железные дороги. Общий курс. – М.: Транспорт, 1991. – 295 с.. -
Майданов А.Д. Экономия. Организация и планирование материально-технического снабжения железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1988. – 287 с. -
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Республики Казахстан. – Астана, 2006.