Файл: Тема возбудимые ткани. Определение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 4

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ


ЦЕЛЬ: познакомиться с основными функциями зрительного анализатора, гигиеническими рекомендациями по охране зрения, методами профилактики зрительных расстройств.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: таблицы для проверки остроты зрения, экран с отверстием, сантиметровая лента, периметр, набор белых и цветных объектов, линейки, секундомер, корректурные таблицы Уэстона, адаптометр.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Сенсорные системы, их классификация и характеристика.

  1. Понятие об анализаторе.

  2. Рецепторы. Возбуждение рецепторов, передача информации в ЦНС.

4. Строение зрительного анализатора.

5. Механизм фоторецепции.

6. Теории цветового зрения.

7. Механизм аккомодации.

1. Определение остроты зрения


Остроту зрения можно оценить пользуясь различными видами таблиц для проверки остроты зрения (для детей младшего возраста таблица Орловой, буквенная таблица Головина-Сивцева, таблица О. М Новикова - от 1,0 до 2,0 единиц).

Методика проверки остроты зрения: испытуемый располагается на расстоянии 5м от таблиц, закрывает левый глаз, правым смотрит и называет знаки в каждой строке. Засчитывается тот ряд, в котором он правильно называет все знаки. Если испытуемый может назвать только знаки первого ряда, острота зрения составляет 0,1 (табл. Головина) или 1,0 (табл. Новикова), если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда - острота зрения составляет 1,0 по табл. Головина и 2,0 единицы по табл. Новикова. Таблица Новикова позволяет дифференцированно оценить остроту зрения в области выше 1.0, с точностью до 0.1, и таким образом своевременно выявить начало снижения остроты зрения у школьников. Остроту зрения проверяют для левого и правого глаза отдельно, результат записывают в следующем виде:

прав. 1,0

О З =

лев. 1,2

Норма: ОЗ = 1,0 /1,0 – зрение гармоничное, нормальное

Варианты: ОЗ= 1,2/ 1,4 – зрение выше нормы, дисгармония, группа риска

ОЗ= 0,6/0,5 - зрение ниже нормы, дисгармония, миопия (близорукость).

2. Определение ведущего глаза


Испытуемому дается в руки экран с отверстием (2-3 см). В положении вытянутой руки он фиксирует глазами удаленный предмет, потом начинает медленно придвигать экран к глазам, продолжая через отверстие фиксировать взглядом удаленный предмет. Ведущим является тот глаз, к которому испытуемый приблизит экран с отверстием. Если отверстие экрана окажется посредине (в области переносицы), отмечается отсутствие сенсорной асимметрии. Определение ведущего глаза важно, так как снижение зрения, как правило, начинается с ведущего глаза.

3. Оценка функций аккомодации


Дальнейшая точка аккомодации (ДТА). На расстоянии 1,5 м устанавливают текст и медленно приближают к глазам испытуемого, отмечают то расстояние, на котором текст хорошо читается. Определяется для каждого глаза отдельно. Один глаз закрывается экраном. В норме ДТА составлет 1,0 ми более.

Ближайшая точка аккомодации (БТА). Определяется для каждого глаза отдельно. Один глаз закрывается экраном. При оценке БТА текст медленно приближают к глазам испытуемого до момента, когда текст начинает расплываться. Норма 8-12 см. С возрастом БТА отодвигается от глаза, возрастные нормы следует сопоставлять с приведенными на графике Дондерса

ДТА и БТА оценивают отдельно для правого и левого глаза. Записывают в см значения ДТА, БТА и по формуле находят область аккомодации (Обл.Ак, см)
Обл. Ак. = ДТА - БТА.

Область аккомодации указывает в каком диапазоне (в см) глаз способен настраиваться на ясное видение предметов определенной величины (в данном случае буквы текста №6).

При этом можно оценить в каком диапазоне меняется преломляющая сила хрусталика.

Для этого необходимо ДТА и БТА выразить в диоптриях. Нужно 1 м разделить на значение БТА или ДТА, выраженное в метрах. Например, если БТА = 10 см (т.е. 0,1 м), то

1,0 м : 0,1 м = 10 Дптр. Аналогично выражается в диоптриях и ДТА. Если ДТА равняется 1,0 м, в диоптриях это будет составлять 1,0 м : 1,0 м = 1 Дптр. Разница между ними определяет объем аккомодации.
Объем. Ак. = ДТА(Дптр) – БТА(Дптр).
Для приводимого примера объем аккомодации составляет: 10 Дптр – 1Дптр = 9 Дптр. Что означает, что хрусталик способен изменять свою преломляющую силу от 1 до 10


4. Определение поля зрения


Пространство видимое глазами при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения. Поле зрения измеряют прибором - периметром. Поле зрения изменяется в зависимости от функционального состояния зрительного анализатора, от его утомления и от гигиенических условий труда. После занятий спортом, например, показатели периметрии улучшаются.

Ход работы: Исследуемый усаживается спиной к свету, фиксирует взгляд на белом кружке в центре дуги. Один глаз закрыт. По внутренней поверхности дуги передвигается белый тест-объект (от периферии к центру) до момента узнавания его исследуемым. Отмечается цифра на шкале. Измерения проводят по 4 меридианам. Находят сумму значений градусов по всем четырем меридианам. Эта величина характеризует функциональную мобильность сетчатки (ФМС).

В норме ФМС составляет 265 .Далее оценивают поля зрения для цветных тест-объектов: зеленого, красного и синего, измерения проводят только для височного меридиана. В норме средние границы поля зрения с височной стороны составляют: для зеленого цвета - 30 , для красного - 50, для синего - 70 .

Записывают полученные при исследовании полей зрения значения, сравнивают с нормальными, и делается вывод.

5. Оценка зрительной продуктивности



Испытуемому дается инструкция как можно быстрее вычеркнуть кольца с разрывом вверх из тестов Уэстона. Работать с текстом необходимо как при чтении книги, т.е. прослеживать по строчкам, а не по столбцам. Дается старт, включают секундомер, по окончании работы отмечают время, потраченное на работу, и подсчитывают количество сделанных ошибок. Зрительную продуктивность или скорость переработки зрительной информации (СПЗИ) рассчитывают по формуле

n  n

С ПЗИ = бит,

N t

где n - количество правильно вычеркнутых знаков;

N - количество знаков, которые нужно было вычеркнуть (для данных таблиц оно

равно 64);

t - время затраченное на работу (в секундах).

В норме для взрослых СПЗИ составляет 0,8- 1,0 бит

6. Определение зрительной рабочей дистанции



В процессе работы с тестом Уэстона линейкой измеряется расстояние от глаз испытуемого до листа - зрительная рабочая дистанция (ЗРД). Делают 3 измерения. Рассчитывают среднее значение ЗРД (гигиеническая норма 33 см).

7. Оценка темновой адаптации


Темновая адаптация оценивается при помощи прибора АДМ (адаптометр). Методика 3-минутной адаптометрии: принцип метода заключается в измерении времени адаптации к темноте после предварительного фонового засвета. Прибор АДМ представлен шаром с белой внутренней отражающей поверхностью, в шаре находятся: осветитель, система фильтров (яркость фонового засвета регулируется ручкой 1), окно для демонстрации опознаваемых фигур (ручка 5), окно для наблюдения за испытуемым (6). Пульт управления позволяет регулировать интенсивность освещения шара при темновой адаптации, изменяя плотность фильтров (ручки 2, 3, 4). Винт 8 позволяет менять демонстрируемые фигуры (контроль при помощи окна 8а). Блок питания содержит секундомер, тумблеры для переключения видов работы (7).

Последовательность работы

  1. Прибор включают в сеть.

  2. Фильтр 1 устанавливают в положение 1/2.

  3. Фильтр 2 устанавливают в верхнем крайнем положении .




4. Фильтр 3 устанавливают таким образом, что на шкале плотности фильтров (окно 3а) выставлен "0".

5. Фильтр 4 устанавливают в положение 1.4.

6. Испытуемый плотно прижимает лицо к резиновой прокладке демонстрационного шара (предварительно его знакомят с видом фигур - крест, квадрат, круг, открыв окно 5).

7. Ручка 5 - в положении закрыто.

8. Одновременно включают секундомер и тумблер 7 в положение "шар", (дается фоновый засвет).

9. Через 2 мин одновременно переключают тумблер 7 в положение" измерение" и открывают окно 5 для демонстрации фигур.

10.При помощи винта 8 меняются фигуры через каждые 3-4 с. Отмечается время, через которое, после погашения света, испытуемый верно называет фигуру.

В норме время адаптации составляет 15-60 с.

8. Ознакомление с основными упражнениями по профилактике зрительного утомления


Гимнастика для глаз проводится в позиции стоя.

1. Посмотреть вправо-влево, активно поворачивая голову, туловище и глаза. Повторить 5-6 раз.

2. Посмотреть вверх-вниз, активно поднимая и опуская голову, следить за сохранением равновесия. Повторить 5-6 раз.

3. Произвести вращение глазами, головой, по часовой стрелке (5-6 раз) и против часовой стрелки (5-6 раз).

Упражнения для снятия зрительного утомления.

При необходимости выполняется сидя.

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Способствует улучшению кровообращения.

3. Смотреть на кончик собственного носа в течение 2-3 с, затем посмотреть вдаль 3-4 с. Повторить 6-8 раз. Другой вариант: смотреть на кончик собственного пальца, находящегося на расстоянии 30 см от глаз или метку на стекле и переводить взгляд вдаль. Тренирует аккомодационные мышцы, улучшает кровообращение.

  1. Движение глазами вправо-влево (6-8 раз), вверх-вниз (6-8 раз), вращение глазами по часовой стрелке (6-8 раз) и против часовой стрелки (6-8 раз). Помогает снять утомление глазных мышц, улучшает кровообращение.

5.Соединить пальцы рук в центре лба и ладонями накрыть глазные впадины, полностью преграждая доступ света, но при этом ладонями не прижимать глазные яблоки - дать возможность свободно двигать веками. Проведение пальминга в течение 2 мин позволяет почти полностью восстановить свойства "утомленной" сетчатки.

Библиографический список

1. Аветисов Э. С., Шаповалов С. А., Козорез Л. П. //Возрастные особенности органа зрения в норме и патологии у детей. М., 1979. Вып.5. Т.СХХ1. С.3-4.

2. Базарный В. Ф., Олада Э. Я., Уфимцева Л. П. Укрепление здоровья детей и подростков за счет интеграции процесса обучения и направленного формирования функций зрения. Красноярск, 1987. 56 с.

3. Ватченко А. А. Спазм аккомодации и близорукость. Киев: Здоровя, 1977. С.14-39.

4. Клюев А. М. Состояние вегетативной нервной системы у детей со спазмом аккомодации // Офтальмологич. журн. 1976. 6. С.443

5. Физиология зрения /Руководство по физиологии / Отв. ред. А.Л. Бызов. Л.: Наука, 1993. С.599.