Файл: Привитие интереса к географии через нестандартные формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эмоциональное представление объекта (стихотворения, проза) чаще использую в 6–8-х классах. Использование сказок, легенд, исторических событий очень хорошо просматривается в уроке “Озера России”, 8-й класс.

Учащиеся самостоятельно составляют систематизирующую таблицу “Происхождение озерных котловин”, а учитель (или ученики по опережающему заданию) расскажет о легендах или исторических событиях, связанных с этим озером.

Байкал – легенда о старике Байкале, его дочери Ангаре; Чудское озеро – битва 1242г.;

Ильмень – Садко; Ладожское – “дорога жизни” во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; Онежское – стихотворение “Онега”, рассказ об острове Кижи.

Следующий урок начинается с географического диктанта. По описанию учащиеся должны назвать озеро. Как правило, эту тему учащиеся всегда усваивают хорошо.

Географические диктанты позволяют проверить не только количественное, но и качественное усвоение объектов. Часто, при письменной проверке знаний, встречаются ошибки и искажения в названиях. Будет обидно, если на ЕГЭ в части В, где необходимо дать краткий ответ, компьютер не засчитает правильным ответ с грамматической ошибкой.

В заданиях В 9, В10 (План работы ЕГЭ 2007-2009 г) предлагается назвать страну или регион России по краткому описанию. В 9-х и 10-х классах при изучении отдельных регионов России или мира дается творческое задание по вариантам - кратко выделить главные особенности страны или региона, составить вопрос классу. Учащиеся обращаются не только к учебнику, справочнику, но и карте, стараясь найти особенности и географического положения (островная страна, приграничный субъект РФ и др.).

В преподавании географии особое внимание уделяю внимание умениюклассифицировать и сравнивать. Эти умения относятся к общепринятым интеллектуальным умениям, и отсутствие у учащихся представления о способах классификации и сравнении сказывается на качестве усвоения основных географической номенклатуры.

Классификация – строгое группирование, подчиняющееся определенным правилам. Учащимся необходимо найти только одно общее основание для всех предложенных понятий, общее ищут только в главном, выделяя видовые, родовые и классовые понятия. Так составляется иерархичная классификация.

Например, для обучения умению классифицировать и запоминанию объектов, использую следующие задания:

1. Проведите классификацию форм рельефа на основании высоты над уровнем моря: Восточно - Европейская равнина, Урал, Карпаты, Валдайская возвышенность, Гималаи, Кавказ, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.


2. Выпишите в таблицу, в каких океанах расположены следующие острова и полуострова: Острова: Новая Земля, Британия, Исландия, Сахалин, Большие Зондские, Новая Гвинея, Мадагаскар, Гренландия, Антильские, Огненная Земля, Гавайские.

Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор.

3. Распределите предложенные понятия по трем колонкам классификационной таблицы (класс, род, вид). Четвертую колонку (Видовые отличия) заполните самостоятельно.

Класс

Род

Вид

Видовые отличия

 

 

 

 

  1. Волга, поверхностные воды, река.

  2. Африка, материк, Антарктида, суша, Мадагаскар, остров.

  3. Гималаи, горы, высокие горы.

Заполнение графы “Видовые отличия” заставляет детей обратить внимание на особенности объекта (например, самая длинная река, самый большой остров и др.), что способствует запоминанию.

К 10-му классу у учащихся накоплен достаточный багаж знаний географических объектов. Как правило, в 10-м классе проверяется не только знание положения на карте какой-либо страны, а ее экономические особенности. Главная задача при изучении – дать качественную характеристику. Большое значение имеют систематизирующие таблицы по странам региона:

Страна

столица

Форма правления

АТУ

Принадлежность к международной экономической и политической группировке

Особенности страны

 

 

 

 

 

 

4. Сгруппируйте страны Азии по уровню и особенностям социально – экономического развития. Самостоятельно назовите каждую группу стран.

Умение классифицировать также используется в игре “Четвертый лишний”: Например, найдите в каждой строчке одно лишнее понятие:

  1. Гималаи, Анды, Уральские горы, Альпы.

  2. Черное море, Балтийское море, Баренцево море, Средиземное море.


Сравнение, как методический прием, применяется чаще в 9–10-х классах, когда учащиеся накопили определенный багаж знаний, и могут самостоятельно определять существенные и второстепенные признаки.

В 9–10-х классах на сравнении строятся уроки, например, “Поволжье и Урал”, “Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы” и др.

Особую роль в обучении имеет успешность учебной деятельности - знания и качество знаний, способы, приёмы их приобретения. Всё, что легче усваивается, становится более доступным - к тому и интерес не гаснет, Материал лучше запоминается, легче концентрируется внимание, возрастает работоспособность. Этому способствует использование на уроках элементов игры. Многие годы на уроках итогового контроля в 6 –7-х классах использую игру “Географическая эстафета”, когда 2–3 ученика, передавая друг другу указку, как эстафетную палочку, называют и показывают на карте географические объекты. Возникает элемент соревнования в знаниях географической карты, учащиеся во много раз быстрее усваивают номенклатуру.

Для развития творческих способностей предлагаю составить по карте кроссворды, а при проверке использую уже готовые. Свое творчество учащиеся могут применить при составлении маршрута путешествия по заданному маршруту. Это может быть задание на изучение нового материала:

1. Нанесите элементы береговой линий при путешествии вокруг Австралии (7-й класс).

2. Составьте маршрут экскурсии из Петербурга в Москву, включив в маршрут реки, каналы, водохранилища (8-й класс).

При опросе можно использовать задания с необходимостью вписать пропущенные слова.

Несомненно, эффективным приемом, является ассоциации, и в первую очередь, с формой объекта. Великобританию, Аппенинский полуостров учащиеся запоминают сразу и навсегда.

Так как задания ЕГЭ часто используют только фрагмент контурной карты, то работа с контурами обязательна, как и работа с самой контурной картой. Лучшего способа, как перенос объекта из атласа в контурную карту, ориентация по градусной сетке, гидрографическим объектам, пока не придумал никто.

Кроме заполнения контурной карты, необходимо проводить контроль знания географической номенклатуры в форме задания “Узнай объект на контурной карте”. При выполнении этой работы детям предлагается контурная карта, на которой объекты обозначены цифрами. Можно использовать два типа теста открытый и закрытый. Для открытого типа - ученик подписывает название объекта, а для закрытого - выбирает один из вариантов ответа.


Современный урок трудно представить без ИКТ. Не могу сказать, что использую интерактивную доску каждый урок. В этом году использовала программу “География России, 8-й класс”, где разработаны уроки по теме “Общий обзор природы России”. На каждом уроке разработчиками используется интерактивная карта, позволяющая обратить внимание учеников на объекты (выделение). Но, проблемой является то, что объект на карте не сразу ассоциируется с объектом на карте атласа. Необходимо сразу предложить учащимся найти объект у себя в атласе, а затем нанести на контурную карту.

Используя контурные карты сайта “Российское образование: интерактивные карты (http://www.edu.ru/maps/kkw/), можно составить задания на перемещение названий, характеристики (например, отметьте страны – монархии в Европе). Эта работа для меня и учеников пока времезатратна, но вызывает интерес у детей. Разумнее всего соблюдать в преподавании географии своего рода баланс между традиционными и компьютерными технологиями.

Для оценки эффективности различных приемов работы с географической номенклатурой проведено анкетирование учащихся 10х классов. Испытывают трудность в запоминании расположения объектов 15% учащихся. Главной причиной указали - трудность в запоминании труднопроизносимых названий. Учащимся нравятся приемы работы с контурной картой, интерактивной доской (та же контурная карта в увеличенном виде), приемы взаимопроверки и элементы соревновательности. Следовательно, учителям необходимо использовать различные приемы работы, учитывая возрастные и интеллектуальные особенности учащихся.

Список литературы

  1. Душина И.В. Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М: Аркти, 1996.

  2. Единый государственный экзамен: география: контрольно–измерительные материалы:2008. М, Просвещение, СПб, филиал издательства “Просвещение”, 2008, 122 с.

  3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов, М. “Просвещение”. 1997, 144 л.

Интернет – ресурсы:

  1. Методическое письмо МО РФ “Об использовании результатов Единого государственного экзамена 2006 года в преподавании географии в средней школе” http://www.fipi.ru.

  2. Методическое письмо “Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании географии в средней школе” Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ. http://www.fipi.ru.

  3. Российское образование: интерактивные карты http://www.edu.ru/maps/kkw/





Приемы работы с учебных текстом по географии и заданиями к нему

  • Новикова Людмила Ивановнаучитель географии

Разделы: География

Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: “О чём здесь говорится?” и “Что об этом говорится?”, “С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?” В этом случае используется, как правило, короткий текст. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.

Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана рассказа. Одним из характерных примеров в теме “Литосфера” является тема “Вулканы”. В результате дети записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно.Составление плана текста. Прежде всего, детям необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предъявить детям памятку:

Как составить план текста?

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите в тексте главные мысли.

  3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

  4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

Первоначально такая работа проводится под руководством учителя. Отбирается такой текст, где материал излагается в логической последовательности. Рассмотрим это на примере текста параграфа №23 “Вулканы Земли”. Текст уже разбит на логические части. Первая часть текста рассказывает об образовании и строении вулкана. При чтении учащиеся могут добавить свои пункты: Что такое вулкан? Чем отличается магма от лавы? Во второй части текста “Вулканы мира” раскрываются понятия вулканы “ действующие”, “уснувшие” и “потухшие”, а также их география. Заканчивается параграф темой “Вулканические проявления”. Школьники узнают об интересном вулканическом проявлении – гейзерах. Предложенный текст разбивается на более мелкие части: Что такое “гейзер”? Где встречаются гейзеры чаще всего? После составления плана по тексту учебника можно обратиться к детям с вопросом: А какие пункты плана можете предложить вы сами? О чем хотелось бы вам ещё рассказать?