Файл: Привитие интереса к географии через нестандартные формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важное значение на уроке имеет работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз, разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Так в теме “Глобус – модель Земли” учащиеся осмысливают понятия “глобус”, “масштаб”, “градусная сеть”, “градусная сеть на глобусе и карте”.

Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, недостаточно одной только записи в тетради; необходимо провести со школьниками дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их объяснение. Например: Найдите в тексте параграфа “Погода и климат” объяснение понятия “климат”. Что означает в переводе на русский язык слово “климат”? Чем отличаются два понятия “погода” и “климат”? Что у них общего? В чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Другой пример: Выясните сущность процесса “мировой круговорот воды”. В каких темах мы встречались с понятием “круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете? Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение понятия: В тексте параграфа “Воды суши” найдите определение понятия “река”, выделите в нем определяемое слово ( водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным). Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.

Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного. Так, в конце параграфа “Человек и атмосфера” ученики читают обращённый к ним вопрос: К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека? Учитель предлагает учащимся прочитать часть учебного текста под названием: “ Влияние человека на атмосферу” и предлагает проанализировать её, ответив на вопросы: Какие виды деятельности человека, по мнению автора, могут повлиять на состояние атмосферы? Какие процессы в атмосфере приводят к возникновению “парникового эффекта”? Чем грозит человечеству глобальное потепление на нашей планете?


Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания. Примером может служить следующее задание: Изучите примеры взаимодействия компонентов природы в природном комплексе, которые приводит автор учебника в параграфе “Взаимосвязь оболочек Земли”. Приведите свои примеры, доказывающие целостность природного комплекса.

Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника. Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Примером может служить следующее задание: определите понятие “географическая оболочка”. Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не подсматривать в учебник.

Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее. Поэтому можно предварительно рекомендовать использовать памятку по составлению вопросов:

Как составить вопрос к тексту?

  1. Прочитайте текст.

  2. Выделите в нём главную мысль и соподчинённые мысли.

  3. Кратко сформулируйте их в вопросительной форме.

  4. Помните, что развивающие вопросы начинаются с вопросительных слов: почему? каким образом? вследствие чего? по какой причине? в чем сходство и различие?

Пересказ текста (близко к тексту, развёрнутый, краткий). Основой для пересказа служит план текста, поэтому для пересказа, близкого к тексту, нужно рекомендовать учащимся составлять его сложный план.

Нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем.Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы:

Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.

Как заполнить таблицу?

  1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.

  2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.


Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой:

Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.

Как заполнить схему?

  1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.

  2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.

  3. Заполните схему соответственно выделенной зависимости.

Понимание теоретических текстов параграфов и заданий к ним часто вызывает у школьников трудности. Чтобы помочь их преодолеть, можно использовать задания, активизирующие внимание ребят, концентрирующие его на конкретной, понятной и доступной им цели.

Для работы с текстами параграфов из учебника И.В. Душиной , Т.Л.Смоктунович “География материков и океанов. Страноведение” применяю следующие приёмы:

1. Прочитать основной текст, понять смысл, озаглавить текст.
2. Прочитать, выделить непонятные слова, выяснить их значение (в учебнике, в словаре, у соседа, у учителя).
3. Прочитать, разбить на смысловые части, озаглавить их (повторить процедуру для частей и т.д.).
4. Прочитать, выделить ключевые слова, использовать их для раскрытия основных мыслей текста.

5. Прочитать и промаркировать по следующим параметрам:

  • Это я знаю;

  • Этого я не знаю;

  • В этом я сомневаюсь;

  • Это для меня интересная информация.

6. Прочитать, составить таблицу:

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Прочитать, выписать основные идеи текста. Найти в тексте незнакомые малопонятные слова и найти их значение. Прочитать текст ещё раз. Изменились ли основные идеи текста?

8. Составить кластер по теме. Прочитать текст, дополнить кластер информацией из текста.

9. Сформулировать гипотезы по теме. Прочитать текст и промаркировать его по следующим основаниям:

  • Это подтверждает мои гипотезы;

  • Это противоречит моим гипотезам;

  • Это порождает новые гипотезы.

10. Прочитать текст, сократить его так, чтобы основная мысль текста оставалась понятной, объяснить, что сохраняли и что сокращали и почему.


11. Прочитать текст и составить конспект – краткое описание. Большое содержание можно уместить на одном листе, используя значки, символы, рисунки, формулы, имена, даты, схемы, таблицы. Вначале работы стоит записывать очень важное на отдельных листочках, а потом соединять их на одном листе, устанавливая связи в определенном порядке по методу составления опорных конспектов.

На уроке необходимо организовывать не только работу с текстами, но и с заданиями к ним. Можно организовать следующую работу:

  • Провести анализ заданий по степени трудности, по степени интереса к ним, выбрать задания для классной работы, для домашней работы, аргументировать свой выбор.

  • Изменить имеющиеся задания, добавить, усложнить, упростить, сделать понятнее для других, придумать несколько аналогичных заданий.

  • Подбор упражнений под проблему, неумения, трудности.

  • Выбор заданий для проверки усвоенных знаний, умений, навыков, способов.

  • Выбор заданий для проверки усвоенных знаний, умений, навыков, способов при различных внешних ограничителях (нельзя выбирать задания такие же, как у соседа, такие же, которые выполнялись в классе и т.д.).

  • Придумай или подбери домашнее задание на практическое применение изученного материала, на заданную тему, способ.

  • Составь вопросы и задания для контрольной (проверочной) работы. Определи, что будешь проверять. Определи критерии, по которым будешь проверять.




Применение проектных технологий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС

  • Миронская Лариса Геннадьевнаучитель географии

Разделы: География

Современная школа старается наполнить своих учеников большим объемом информации, а вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить необходимые способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь на свой жизненный опыт, наши школьники еще не умеют.

Проектные технологии направлены на решение данной проблемы. В статье представлена типология учебных проектов, которые можно использовать на уроках географии, даны их особенности и основные этапы работы над ними, предложен материал для практического применения как на уроках с 6 по 10 класс.

Метод проектов, как один из методов обучения учащихся, возник еще в двадцатые годы 20века.

Несмотря на то, что данная технология была разработана практически сто лет назад, она становится очень актуальной и в современном информационном обществе.


Итак, что же такое проектная технология обучения?

Учебный проект по географии – совместная учебно-познавательная, игровая ли творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению конкретной проблемы, значимой для участников проекта.

Для ученика проект – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, результатом которого становится найденный способ решения проблемы, что носит практический характер, и очень значим для самих участников проектной деятельности. А для учителя учебный проект – дидактическое интегративное средство развития, обучения и воспитания своих учеников.

Проектный метод обучения имеет ряд особенностей:

  • наличие проблемы, которую предстоит решить учащимся в ходе работы над проектом

  • проект должен обязательно иметь реально достижимую цель.

  • воплощение проектной работы должен стать проектный продукт,созданный автором в процессе работы над проектом.

  • предварительное планирование работы – определить способы решения поставленных задач и найти для этого необходимые ресурсы.

  • проект обязательно должен иметь отчет о ходе работы, в котором подробно описываются все этапы работы над проектом.

  • важным условием проекта является его публичная защита – презентация результатов работы (не более 7-10 минут).

На своих уроках я стараюсь использовать следующие типы учебных проектов:

  • информационный проект – сбор, оформление и представление информации по определенной учебной теме.

  • исследовательский проект – проекты, требующие проведение эксперимента и анализа результатов

  • творческий проект – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.

Работа над учебным проектом предполагает очень тесное сотрудничество и взаимодействие учителя и ученика. Ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его собственное изобретение и тонкость работы учителя заключается в том, чтобы с уважением относиться к точке зрения каждого ученика, принимающего участие в работе, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Взаимодействие учителя и ученика в зоне ближайшего развития при работе над проектом