Файл: Содержание Введение Основные направления научной деятельности.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Реформа стихосложения
Подлинным преобразователем выступил Ломоносов и в литературно-художественном творчестве; В. Г. Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы». Новаторство Ломоносова как поэта опиралось на глубокие традиции русской культуры, русского народного творчества, что особенно ярко сказалось в смелом преодолении непоследовательности той реформы русского стихосложения, которая была предложена в 1735 В. К. Тредиаковским. Силлабо-тоническая система стихосложения, в основных чертах сохранившаяся в русской поэзии до наших дней, теоретически обоснована Ломоносовым в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739, опубликовано в 1778) и блестяще подтверждена его собственным поэтическим творчеством.
Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703—1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ к сложению стихов российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка; отказаться от силлабического — польского по происхождению.
Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль. Но Тредиаковский не сумел сделать из этого основного положения всех необходимых выводов. Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины — восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на 11- и 13-сложные, как это делал Тредиаковский.
Ломоносов действует как горячий патриот, твёрдо убеждённый, что Россия может иметь своё стихосложение, не уступающее «бодростью и героическим звоном» греческому, латинскому и западноевропейскому. Ломоносов действует как горячий патриот, твёрдо убеждённый, что Россия может иметь своё стихосложение, не уступающее «бодростью и героическим звоном» греческому, латинскому и западноевропейскому. Он проводит реформу стиха, чтобы создать национальное стихосложение, которое было бы свойственно строю русского языка.
Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe — слог и tónos — ударение), одна из форм тонического стихосложения, основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не падают. Основные размеры: двусложные, в которых между сильными слогами находится один слабый, — хорей— È — È — È... (знаком — обозначается сильный слог, знаком È слабый; пример: Буря мглою небо кроет) и ямб È — È — È —... (Пора, пора, рога трубят), и трёхсложные, в которых между сильными слогами располагается по два слабых, — дактиль — È — È — È... (Вырыта заступом яма глубокая), амфибрахий È — È — È — È... (Идёт вдохновенный кудесник) и анапест È — È — È —... (За великое дело любви). Названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных — с другой, одинакова; отличаются они анакрусой — ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Русские теоретики 18—19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей — È| — È| — È|... Однако стопная теория натолкнулась на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе «Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: È —¢| È —| È —| È —¢|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп:
пиррихия È È и спондея — —, способных замещать основные. Так, в стихе «Здесь в мире расширять науки» — — | È È | È — | È — | È первая стопа — спондей, вторая — пиррихий, остальные — ямбы.
2.1 Значение научных исследований Ломоносова
Ломоносов вёл резкую полемику с духовенством, разоблачая его невежество и четко отграничивая науку от религии.
Михаил Васильевич много сделал для русского языка и литературы. Во всем творчестве М. В. Ломоносова как ученого и поэта— в разработке им терминологии в качестве важнейшей предпосылки создания научного стиля, в его теоретических рассуждениях и поэтической практике — нашло живое отражение состояние русского литературного языка середины XVIII в. и подготовлены исходные позиции для дальнейшего совершенствования языковых норм и приближения их к разнообразным потребностям формирующейся русской нации. В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком и с новым содержанием. Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следует одна за другой. При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка , в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными : его главной специальностью было естествознание , и гений ученого здесь проявлялся с еще большей силой и блеском.
Научное творчество Михаила Васильевича и его жизненный путь служат предметом исследований многих советских и зарубежных учёных. При институте истории естествознания и техники АН СССР организован музей Ломоносова (в Санкт-Петербурге). В 1956 году АН СССР учредила присуждение двух золотых медалей Ломоносова — высшей награды АН СССР за выдающиеся работы в области естественных и общественных наук (одна из них присуждается советским учёным, другая — зарубежным).
Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген.
«Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии» - таковы предсмертные слова Михаила Васильевича Ломоносова.
О каких же несовершенных делах сожалел этот российский Геракл, ведь список его открытий и подвигов столь велик, что современный человек с трудом может вместить их в пределы одной короткой – пятьдесят четыре года – жизни, из которых отдано науке всего – то около тридцати? Многие пытались разгадать тайну «феномена Ломоносова» - непостижимой многогранности его интересов,
великости открытий и свершений, гениальности предвидений, подтвердившихся через века.
Чем же объясняется ломоносовский гений? Разгадать бы эту тайну – на пользу всем тем, кто сегодня идет в науку, кто стремится составить славу Отечества своими открытиями и деяниями...
Ключ к разгадке тайн природы Ломоносов нам оставил – это исследования, которыми он проверял все, принятое современниками как постулаты, аксиомы. Не в этом ли ключ и к познанию его гения?
Заветы М.В. Ломоносова волнуют, приобретают в наше время особую актуальность и остроту.
Заключение
Ломоносов был первым русским ученым не только потому, что он русский по национальности и с успехом прививал и развивал в России западноевропейскую науку. Он первый русский ученый еще и потому, что в нем впервые и с необычайной силой и выразительностью раскрылись те особенности русского научного гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Павлове и других представителях русской науки.
Наиболее замечательные и совершенные произведения человеческого духа всегда несут на себе ясный отпечаток творца, а через него – и своеобразные черты народа, страны и эпохи. Это хорошо известно в искусстве. Но такова, же и наука, если только обратиться не просто к ее формулам, к ее отвлеченным выводам, а к действительным научным творениям, книгам, мемуарам, дневникам, письмам, определившим продвижение науки.
История русской науки показывает, что ее гениям свойственна особая широта задач и результатов, связанная, однако. Прошло несколько веков с тех пор, как Ломоносов стал академиком. Что же он дал своей родине? Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из Ломоносова. Если внимательно оглянуться, то станет ясным, что краеугольные камни успехов нашей науки были заложены в прошлом еще Ломоносовым.
Список использованных ресурсов
1.Литературное творчество М. В. Ломоносова. Исследования и материалы, М. — Л., 1962: Серман И. З.
2.Поэтический стиль Ломоносова, М. — Л., 1966
3. Моисеева Г. Н., Ломоносов и древнерусская литература, Л., 1971
4. Макаров В. К., Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики, М. — Л., 1950
5. http://slovari.yandex.ru/
6. http://mysoch.ru/sochineniya/Lomonosov/