Файл: Пособие включает описание порядка организации безопасного ведения открытых и подземных горных работ, выполнения расчетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите управленческие решения, принимаемые при оценке возможности продления срока безопасной эксплуатации оборудования.
2. Перечислите основные этапы мероприятий по продлению сро- ков безопасной эксплуатации оборудования и сооружений.
3. Охарактеризуйте основное содержание технического диагно- стирования.
4. Что предусматривается программой работ по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств и оборудования?

199
9. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НАКОПИТЕЛЕЙ ЖИДКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ
9.1. Общие сведения о безопасности
гидротехнических сооружений
Организация безопасности гидротехнических сооружений нако- пителей жидких промышленных отходов должна соответствовать тре- бованиям Федерального закона «О безопасности гидротехнических со- оружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
При эксплуатации хранилищ жидких отходов должны также со- блюдаться общие правила безопасности, санитарные правила и нормы, стандарты, правила и инструкции по безопасности труда, противопо- жарной безопасности и промышленной санитарии, требования проек- тов, учитывающие прочность грунтов, сейсмичность районов располо- жения хранилищ и токсичность сбрасываемых в них стоков.
Безопасность гидротехнических сооружений осуществляется на соблюдении следующих общих требований:
• обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехниче- ских сооружений;
• представление деклараций безопасности гидротехнических со- оружений;
• государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
• непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
• установление критериев безопасности гидротехнических со- оружений;
• оснащение гидротехнических сооружений техническими сред- ствами постоянного контроля за их состоянием;
• обеспечение необходимой квалификации работников, обслужи- вающих гидротехническое сооружение;
• заблаговременное проведение комплекса мероприятий по мак- симальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуа- ций на гидротехнических сооружениях;

200 9. Организация безопасной эксплуатации накопителей жидких промышленных отходов
• ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
• обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидро- технических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплу- атации и ликвидации;
• обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состоя- ния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздей- ствий и на основании полученных данных осуществлять оценку безо- пасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной деятельности;
• обеспечивать разработку и своевременное уточнение критери- ев безопасности гидротехнического сооружения;
• развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
• обеспечивать проведение регулярных обследований гидротех- нического сооружения;
• создавать финансовые и материальные резервы для ликвида- ции аварии гидротехнического сооружения;
• организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
• поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооруже- ниях;
• осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротех- нического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
• незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротех- нического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва


201 9.1. Общие сведения о безопасности гидротехнических сооружений напорного фронта – население и организации в зоне возможного зато- пления;
• содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реали- зации его функций;
• совместно с органами местного самоуправления информиро- вать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
• финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехниче- ского сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановле- ния либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения являет- ся основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации и порядок ее разработки устанавливает Правительство Рос- сийской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирую- щая организация представляет декларацию безопасности в орган надзо- ра за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление либо утверждение таким органом декларации является основанием для вне- сения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разреше- ния на его эксплуатацию (вывод из эксплуатации, восстановление или консервацию).
Государственная экспертиза проектной документации гидротех- нических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидро- технических сооружений, проводится в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследова- тельские и проектные организации.

202 9. Организация безопасной эксплуатации накопителей жидких промышленных отходов
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротех- нических сооружений проводится по инициативе собственников этих сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью ги- дротехнических сооружений.
Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооруже- ний на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротех- нического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения.
В случае несогласия собственника гидротехнического сооруже- ния или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротех- нических сооружений осуществляется за плату.
За выдачу разрешения на эксплуатацию гидротехнических соору- жений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о на- логах и сборах.
Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникаю- щим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидро- технического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического соору- жения.
Страхователем риска гражданской ответственности за причине- ние вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.
Условия и порядок обязательного страхования риска граждан- ской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ги- дротехнического сооружения, регулируются Федеральным законом от
27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской от- ветственности владельца опасного производственного объекта за при- чинение вреда в результате аварии на опасном объекте».


203 9.2. Надзор за соблюдением безопасного состояния гидротехнических сооружений
9.2. Надзор за соблюдением безопасного состояния
гидротехнических сооружений
Органы государственного надзора за безопасностью гидротехниче- ских сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением соб- ственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими орга- низациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.
В полномочия органов надзора за безопасностью гидротехниче- ских сооружений входят:
• согласование правил эксплуатации гидротехнических соору- жений;
• беспрепятственное посещение гидротехнических сооружений, ознакомление с материалами по вопросам безопасности гидротехниче- ских сооружений и организации технического контроля;
• организация проверки состояния гидротехнических сооруже- ний и соответствия их состояния декларациям безопасности гидротех- нических сооружений;
• выдача предписаний об обеспечении безопасности гидротехни- ческих сооружений;
• согласование использования территорий гидротехнических со- оружений, водотоков и прилегающих к ним территорий для осущест- вления хозяйственной или иной деятельности;
• участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений.
Выданные органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений предписания об обеспечении безопас- ности гидротехнических сооружений обязательны для собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций и под- лежат немедленному исполнению. Данные предписания могут быть об- жалованы в судебном порядке.
9.3. Проверка гидротехнических сооружений
Для проверки гидротехнических сооружений органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут формировать

204 9. Организация безопасной эксплуатации накопителей жидких промышленных отходов инспекционные комиссии. При проверке осуществляется контроль и оценка соблюдения норм и правил безопасности собственниками, экс- плуатирующими и подрядными организациями при эксплуатации, вос- становлении или консервации гидротехнических сооружений.
Проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами ис- полнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной дея- тельности.
Нарушениями законодательства о безопасности гидротехниче- ских сооружений являются:
• строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения;
• невыполнение требований представления декларации безопас- ности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехни- ческих сооружений;
• невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
• нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;
• непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехни- ческих сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водо- непроницаемости материалов, из которых возведены гидротехниче- ские сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;
• отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротех- нических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, иска-


205 9.4. Эксплуатационная документация накопителей жидких промышленных отходов жение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – от органов государственной власти, органов мест- ного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состо- янии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.
Должностные лица за нарушение законодательства о безопасно- сти гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.
9.4. Эксплуатационная документация накопителей
жидких промышленных отходов
Для обеспечения нормальной эксплуатации гидротехнических со- оружений и оборудования необходима следующая основная докумен- тация:
• утвержденный проект или рабочий проект со всеми изменения- ми и дополнениями, материалы экспертизы проекта;
• рабочая документация на строительство или реконструкцию накопителей и других объектов промышленной гидротехники;
• исполнительная строительная документация на принятые в экс- плуатацию объекты и сооружения;
• исполнительные акты приемки по закладке реперов, марок, пьезометров;
• отчеты об инженерных изысканиях, выполненных для состав- ления проекта, рабочей документации и других целей;
• отчеты о научно-исследовательских работах;
• акты приемки сооружений в эксплуатацию;
• паспорт гидротехнического сооружения, паспорта и заводские инструкции по эксплуатации на установленное оборудование;
• проект эксплуатации гидротехнических сооружений;
• проект мониторинга безопасности гидротехнического соору- жения;
• декларация безопасности объекта;

206 9. Организация безопасной эксплуатации накопителей жидких промышленных отходов
• проект мониторинга безопасности гидротехнического сооруже- ния и инструкция о порядке ведения мониторинга;
• местная инструкция по эксплуатации гидротехнического со- оружения;
• должностные инструкции специалистов и производственные инструкции для рабочих, инструкции по технике безопасности, проти- вопожарной технике и промышленной санитарии;
• материалы по обучению, инструктажу и проверке знаний экс- плуатационного персонала;
• план ликвидации аварий;
• ситуационный план объектов накопителя;
• годовой график заполнения и производства работ на накопителе;
• исполнительная съемка накопителя;
• продольный профиль по оси дамбы с указанием проектных и фактических отметок гребня;
• съемки надводных пляжей и подводных отложений;
• журналы натурных наблюдений за сооружениями и геотехни- ческого контроля;
• график планово-предупредительных ремонтов;
• акты на скрытые работы, выполненные эксплуатационным пер- соналом;
• годовые отчеты о состоянии сооружений накопителя;
• акты комиссионных обследований сооружений, акты и предпи- сания инспектирующих и контролирующих органов, журнал авторского надзора;
• заключения по оценке технического состояния гидротехниче- ского сооружения, выполненные специализированными организациями;
• акты о произошедших авариях и отказах в работе сооружений и оборудования, материалы расследования их причин;
• заключение государственной экспертизы декларации безопас- ности ГТС;
• приказы и распоряжения по эксплуатирующей организации, ка- сающиеся сооружений накопителя.
Проектная и исполнительная строительная документация, а также материалы инструментальных наблюдений за сооружениями и геотех-


207 9.5. Общие требования безопасной эксплуатации накопителей жидких промышленных отходов и дамб нического контроля должны храниться в архиве организации до оконча- тельной консервации накопителя.
Для обеспечения технически исправного состояния и безопас- ной эксплуатации системы гидротранспорта необходимо осуществлять технологический контроль, включающий определение характеристик транспортируемой пульпы, определение и анализ параметров режима работы системы, своевременное выполнение профилактических меро- приятий по предотвращению нарушений в работе системы (профилак- тика износа, заиления, гидроударов и т. д.), планово-предупредитель- ные ремонты сооружений и оборудования.
Подача в систему гидротранспорта пульпы в количестве, превы- шающим ее пропускную способность, не допускается.
В помещении пульпонасосной станции (ПНС) на рабочих местах должны находиться технологическая инструкция машиниста, выписка из плана ликвидации аварий по ПНС и порядок действий персонала при аварии, инструкции по эксплуатации установленного механического, гидромеханического, электрического, подъемно-транспортного обо- рудования, журналы учета и контроля оборудования, схема гидротран- спорта.
В помещении ПНС должна быть вывешена общая схема насосно- го, энергетического и другого оборудования станции, трубопроводов и их переключений с указанием стационарных номеров всех агрегатов и запорно-регулирующей арматуры. Все изменения немедленно нано- сятся на схему.
9.5. Общие требования безопасной эксплуатации накопителей
жидких промышленных отходов и дамб
Для безопасной эксплуатации накопителей необходимо:
• производить укладку отходов (хвостов, шламов) в соответствии с ежегодно утверждаемыми планом и графиком, соблюдать принятые проектом схему заполнения, способы выпуска пульпы, технологию укладки и интенсивность намыва;
• поддерживать в накопителе предусмотренный проектом объем воды;

208 9. Организация безопасной эксплуатации накопителей жидких промышленных отходов
• осуществлять систематический контроль за состоянием соору- жений;
• своевременно выполнять ремонтные работы и мероприятия по устранению возникших нарушений в режиме работы накопителя и его сооружений;
• выполнять предусмотренные проектом природоохранные ме- роприятия.
Не допускается несанкционированная и неорганизованная уклад- ка отходов, превышение заданных проектом критериев безопасной экс- плуатации сооружений, уменьшение объема воды ниже минимального и увеличение объема воды выше максимального уровней, заданных проектом.
Запрещается эксплуатация накопителя при отсутствии запаса ма- териалов, инструментов, инвентаря, предусмотренных ПЛА.
Возможность и условия проведения взрывных работ в районе рас- положения накопителя устанавливаются проектом, согласовываются с техническим руководителем организации. Общая масса взрывчатых веществ и отдельных ступеней замедления должна определяться рас- четом исходя из допустимых сейсмических нагрузок для данного гидро- технического сооружения. Для дамб из намывного материала ограниче- ния должны назначаться по величинам допустимого порового давления, возникающего в водонасыщенных грунтах, а для дамб из связных грун- тов – по величине коэффициента сейсмичности.
Ограждающие дамбы, плотины, каналы, дренажи, туннели и рас- пределительные пульповоды должны иметь знаки, отмечающие длину сооружений, а также места их пересечения со скрытыми под землей или под водой коммуникациями (кабели, водоводы и т. п.).
Возведение первичных дамб и дамб обвалования намывных нако- пителей согласно рабочим чертежам должно производиться по утверж- денному проекту производства работ, который разрабатывается в соот- ветствии с требованиями действующих строительных норм и правил.
При строительстве и реконструкции хвостохранилищ, образую- щих каскады из двух и более отсеков, ограждающие дамбы должны от- сыпаться и наращиваться из крупнообломочных грунтов или скальной горной массы с устройством противофильтрационных элементов в виде вертикального ядра или наклонного экрана по верховому откосу. На-