Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01. Дошкольное образование Дисциплина Литература.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Программа среднего профессионального образования
44.02.01. Дошкольное образование
Дисциплина: Литература
Практическое задание 5.
Выполнил:
Обучающийся Лукашенко Марина Сергеевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна

Тема: Литература 19-20-х вв.
Цель занятия: закрепление знаний о русской литературе 19-20-х вв.,
совершенствование навыков ее практического применения.
Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье
Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно- выразительные средства (тропы и фигуры)).
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
стихотворение заметно отличается от вышеупомянутых рядом черт. По своему настроению и структуре оно больше напоминает молитву ангелу, нежели пламенную оду земной женщине. В произведении три строфы-четверостишия, не имеющих рифмы в строках. Единый размер определить трудно, встречаются строки, написанные дактилем и амфибрахием. Такой сбивчивый ритм создаёт ощущение, что человек, произносящий эти строки, сильно взволнован, а его голос дрожит.
Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Это его шёпот, обращённый не то к возлюбленной, не то к высшей силе, слышит читатель. В отличие от других стихотворений, посвящённых Бартеневой, в этом поэт чаще говорит не о ней, а о своих чувствах. Конечно, он любуется и её глазами, и звуками её голоса, то в строках больше внимания уделено состоянию автора. Поэт использует выразительное сравнение:
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает…
Читателю легко представить, как учащается сердцебиение у влюблённого автора, когда он внимает пению своей музы:
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
Эти анафоры подчёркивают нервное напряжение автора.
О том, что это стихотворение близко по духу к молитве, указывают и образы, заключенные в нём. Автор упоминает душу, которая рвётся из груди. Неслучайно для описания цвета глаз поэт использует лазоревый, традиционно использующийся в литературе для характеристики духовных феноменов – небес, райский рек и т. д.
Даже образ птички указывает на божественное начало.
Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Ответ:
Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.
Композиция – трёхчастная: Тургенев создаёт экспозицию, рассказывает историю и завершает её выводом-концовкой.
Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.
Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”,
“маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Метафоры – “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
Сравнение – “камнем упал”.
Родительская любовь, свойственная живым существам, — главная тема миниатюры. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.
Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития.
Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны.
Произведение служит иллюстрацией убеждений Ивана Сергеевича: настоящий хозяин тот, кто бережёт природу, не убивает ради развлечения, не разоряет гнёзд, а по возможности ещё и помогает животным, попавшим в беду. Ему присущи такие качества:
 честность;
 доброта;
 принципиальность;
 справедливость;
 благородство.
Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый

чёрногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”,
“маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”,
“голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”. И сравнение – “камнем упал”.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).
Гончаров И.А. «Обломов»
Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман
«Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.
Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому,
А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

Ф.М. Достоевский
В своих произведениях Ф. М. Достоевский разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания его эпохи, на умении достоверно отразить ее основные, глубинные противоречия.
В ромате “Преступление и наказание” автор раскрывает внутренний мир не только отдельных личностей, но и психологию разных слоев общества. Он затрагивает внутреннее состояние низших, обездоленных слоев населения, живущих в постоянной нужде и унижениях, а так же характеры высших слоев общества. Пытаясь дать ответ на философские и нравственные вопросы по ходу повествования, Достотевский давал возможность читателю самому найти решение. Герой романа, Родион Раскольников, выступает прежде всего как мыслитель который своей жизнью испытывает собственные идеи и убеждения.
А. П. Чехов
Чехов считается мастером коротких юмористических рассказов. Подавляющее большинство произведений автора – это рассказы - миниатюры. Сюжеты строятся на одном эпизоде. Экспозиция должна быть очень короткой. Повествование начинается прямо с основного действия, не имеет пространных описаний. Ещё большее значение придавал писатель концовке рассказа, стремясь сделать её более содержательной, эффектной, впечатляющей. Так, например, в рассказе
«Шведская спичка» обнаруживается загадочное убийство, идёт осмотр места происшествия, все в тревоге. «Убитого» же находят спящим у жены одного из производящих осмотр. В целях достижения краткости формы Чехов избегает в рассказе большого количества персонажей. Это количество ограничивается у него иногда 2-3 лицами. Вспомним рассказы «Злоумышленник», «Толстый и тонкий»,
«Хирургия» и другие. Многие рассказы проникнуты тонким чеховским юмором , вызывающим смех. Автор использует «оглуплённые» фамилии: Хрюкин,
Очумелов и другие. Но тонкий, едва заметный юмор не играет первенствующей роли. В них преобладает открытый смех над жалкими и мерзкими «героями».Это сатира, приобретающая широкое общественное значение.
Л.Н. Толстой
“Диалектика души”, о которой так часто говорил Толстой, является одной из особенностей его произведений. В трилогии «Детство. Отрочество. Юность»

самонаблюдение Николеньки служит для писателя методом раскрытия психологических характеристик и душевных переживаний юного героя.
В романе «Война и мир» душевные процессы героев, их чувства и стремления обозначаются как косвенно - через жесты, мимику, действия, так и прямо - с помощью самохарактеристик персонажей, в их внутренних (размышления Пьера,
Андрея, Наталии, Марьи и др.) и внешних монологах. Портретные, пейзажные зарисовки служат ключом к пониманию не только внутреннего мира героя, но и смысла всего произведения. Психологизм Толстого - психологизм становящегося, развивающегося принципиально-незавершенного человека.
Б.Л. Пастернак
Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения - чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми
“Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят…”.
Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. (Кама, Харьковский уезд, Ганимед, Мартин Лютер и т.д.)
Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы, что придает стихам экспрессивность, но от этого сложнее понимание смысла
“Выйдешь и мурашки разбегаются, и ежится
Кожица, бывало, — сумки, дети, —

Улица в бесшумные складки ложится
Серой рыболовной сети…”.
А.И. Солженицын
Проза автора отличается стилистическим своеобразием. Повесть “Один день
Ивана Денисовича” характеризуется авторским умелым использованием диалектной речи.
Все повествование строится на прямой речи главного героя, прерываемой диалогами действующих лиц и описательными эпизодами. Главный герой - человек из деревни довоенного времени, его происхождение обуславливает специфику речевого выражения: язык Ивана Денисовича богато насыщен диалектизмами, причем многие слова являются не столько диалектизмами, сколько просторечными словами («кесь», в значении «как»; прилагательное
«гунявый», то есть «грязный» и др.).
Своеобразие языка и синтаксических конструкций еще прослеживается в
“лагерной прозе” (“Архипелаг ГУЛаг”).
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А.
Бунина, опираясь на данные после него вопросы.
Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять
авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная
стройность и речь письменного ответа.
Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом…На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке…, а в тарантасе стройный старик военный … в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще

чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами…, взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
- Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.
В горнице было тепло, сухо и опрятно…
Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его … слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там?
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная…
- Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала она,- покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь?
- Так точно. Сама.
- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
- И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и покраснел.
- Надежда! Ты?- сказал он торопливо.
- Я, Николай Алексеевич,- ответила она.
- Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
- Вроде этого… Боже мой, как странно!
- Что странно, сударь?
- Но все, все… Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
- А где жила потом?
- Долго рассказывать, сударь.
- Замужем… не была?
- Нет, не была.
- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
- Не могла я этого сделать.
- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.