Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01. Дошкольное образование Дисциплина Литература.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь, молодость – все, все.
История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.
- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.
И. А. Бунин
Опорные вопросы для анализа текста
1. В чем выражается художественная особенность прозы Бунина?
2. Какой эпический жанр и с какой целью писатель избрал для своего произведения?
3. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении?
4. Что является главной темой произведения?
5. Какие средства художественной изобразительности позволяют охарактеризовать героев произведения?
Проза И.А. Бунина характеризуется богатством языковых явлений, поэтичностью и особой откровенностью. Перед нами отрывок из рассказа “Тёмные аллеи”.
Главной темой этого текста (именно отрывка) можно назвать несостоявшуюся, трагическую любовь. Для ее изображения автор выбирает жанр рассказа
(короткое произведение с одной сюжетной линией), чтобы захватить внимание читателя и погрузить его целиком в эту историю, заставить прожить и прочувствовать эмоции и переживания персонажей. Многие исследователи говорят о том, что это произведение можно считать новеллой (небольшой текст с неожиданным поворотом в конце). В этом отрывке неожиданный поврот для героев и читателя случается в ходе основного действия - когда Николай
Алексеевич узнает в Надежде свою давнюю возлюбленную. Возможно, этот поворот и сам жанр новеллы еще больше воздействует на чувства читателя, а еще лучше показывает характер героев и мотивы их поведения.
Бунин наделил этот рассказ особым настроением - тоской по ушедшим возможностям; упущенной любви, ушедшей молодости. По этому фрагменту мы не можем узнать, что стало причиной разрыва влюбленных 30 лет назад, но самое главное – этой любви не дано было перерасти в нечто большее, она осталась для героини наивысшей ценностью, которую она пронесла через всю жизнь.
Авторское мастерство состоит в нескольких точных выражениях и метафорах, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с
множеством цветов, оттенков и нюансов и деталей. При помощи эпитетов, метафор и сравнений Бунин рисует портретные характеристики героев (“взгляд был тоже вопрошающий, строгий и, вместе с тем, усталый”, “красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы”,
“красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку” и т.д.).
Николая Алексеевича характеризует очень эмоциональная речь, он использует большое количество риторических восклицаний и вопросительных предложений, а еще повторы (“Боже-боже”), что говорит о его растерянности, в то же время радости от неожиданной встречи. Надежда, напротив, ведет себя более сдержано, ее речь более спокойна, она отрывисто отвечает на вопросы, в некоторых фразах проглядывается умышленная недостказанность (“Не могла я этого сделать”).
Таким образом, в отрывке из рассказа “Темные алееи” Бунин проницательно и тонко показывает отношение людей из разных слоев общества к пониманию и восприятию любви.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
“красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку” и т.д.).
Николая Алексеевича характеризует очень эмоциональная речь, он использует большое количество риторических восклицаний и вопросительных предложений, а еще повторы (“Боже-боже”), что говорит о его растерянности, в то же время радости от неожиданной встречи. Надежда, напротив, ведет себя более сдержано, ее речь более спокойна, она отрывисто отвечает на вопросы, в некоторых фразах проглядывается умышленная недостказанность (“Не могла я этого сделать”).
Таким образом, в отрывке из рассказа “Темные алееи” Бунин проницательно и тонко показывает отношение людей из разных слоев общества к пониманию и восприятию любви.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы ля письменного анализа: а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения? б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой? в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения. г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Композиция линейная, представляет собой последовательное изложение мыслей и чувств лирического героя. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож”.
Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен).Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.
Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.
Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”,
“седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”,
“Словно яблонный цвет, седина”. Разнообразны эпитеты, применённые автором:
“голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.
Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта.
Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”. Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, будучи еще совсем молодым человеком.
А повторы, использованные им (“я не скоро, не скоро вернусь”), будто бы показывают самоубеждение в этом, с другой стороны, очень роднят стихотворение с народными жанрами - сказками, былинами, делая поэтическую речь максимально похожей на разговорную.
Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Я считаю, что с произведением М.А. Шолохова “Тихий Дон” военная тематика сближает следующие тексты: Б.Л. Пастернак “Доктор Живаго”, М.А. Булгаков “
Дни Турбиных”, “Бег”, М.А, Шолохов “Родинка”, И. Бабель “Конармия”. Все эти произведения объединяет тема гражданской, братоубийственной войны. В
«Конармии» Бабеля мальчик-красноармеец диктует автору письмо, в котором рассказывает, как старший брат пытал отца, потому что тот был врагом, как сам потом был убит. Братоубийственный характер гражданской войны ощущает на себе Юрий Живаго, герой романа Б.Пастернака, врач, предназначение которого спасать жизни людей. Герой пьесы М.Булгакова «Бег» белогвардейский генерал
Хлудов тяжким бременем несет в себе память о повешенных по его приказу людях. Михаил Шолохов в рассказе «Родинка» показывает, как отец убивает сына и только по родинке узнает, что стал сыноубийцей. Алексей Турбин в пьесе М.А.
Булгакова “Дни Турбиных” — русский офицер, прошедший германскую войну, настоящий боевой офицер, цель которого защищать родину, а не воевать с собственным народом. Булгаков показывает, что власть Петлюры в Киеве ничуть не лучше власти большевиков: грабежи, карьеризм во власти, насилие над мирным населением. Алексей Турбин не может воевать с собственным народом.
А народ, по мнению героя, поддерживает большевиков.