Файл: Реферат по дисциплине Наследие и репертуар По теме.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный институт культуры»
Хореографический факультет
Реферат по дисциплине
Наследие и репертуар
По теме:
«Хоровод Цепочка»
Выполнила:
студентка 4 курса, группы 06408з
Мишина Е.А.
Руководитель:
доцент, заслуженная артистка РФ
Гришкова Е.В.
Химки, 2022
Всемирно известный Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» им.Н.С.Надеждиной образован в 1948 году выдающимся хореографом XX века Надеждой Сергеевной Надеждиной. В 2018 году коллектив отметил 70-летие со дня основания ансамбля и 110 лет со дня рождения Надежды Сергеевны Надеждиной.
Человек высочайшей культуры и эрудиции, Н.С. Надеждина хорошо знала, какие богатства таятся в творчестве русского народа. Благодаря своему таланту мастера, драматурга и режиссёра, она сумела восстановить связь времён и крепко связать в единое целое два глубинных пласта отечественной культуры. Н.С. Надеждина опоэтизировала русские образы, рассказала о них сама, своими движениями и словами. В каждой танцевальной композиции Ансамбля изящно раскрывается душа русского народа. Надежда Сергеевна Надеждина подарила нашей стране прекрасное наследие, которым уже более 70 лет восхищается весь мир. Хореография Ансамбля отличается необыкновенной простотой и абсолютной гармонией. Сочинённый Н.С. Надеждиной девичий хоровод «Берёзка» на тему русской народной песни «Во поле берёзонька стояла», не оставляет равнодушным ни одного зрителя и завораживает всех своим уникальным «плывущим» шагом.
Биография.
Надежда Сергеевна Надеждина родилась 3 июня 1908 года в городе Вильнюс.
Надежда с детства была страстно влюблена в народное творчество. Ещё маленькой девочкой, она не могла насмотреться на русские пляски и хороводы.
«Мне ещё в детстве довелось много лет подряд наблюдать замечательные картины сельских праздников”, - рассказывала она. - В те годы семья моя проводила лето на живописном берегу Камы и народные праздники с их хороводами и плясками запечатлелись на всю жизнь.»
В 1918 году Н.С. Надеждина поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где училась у знаменитых педагогов А.Я. Вагановой, Н.Г. Легата и А.М. Монахова. Именно они привили ей «священное отношение к искусству».
В 1924 году Н.С. Надеждина стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. Ей доверяли много сольных и характерных партий. Особенно ей удавались танцы: испанский, венгерский, мазурка («Лебединое озеро»); славянский, украинский («Конёк-Горбунок»); фанданго («Дон Кихот»); малайка, бостон («Красный мак»); танец с лилиями («Баядерка»); панадерос («Раймонда») и другие.
О.В. Лепешинская вспоминает: «Надежда Надеждина - красивая, статная, с тонкими чертами лица, большими глазами и косой, лежащей венком на её голове…»
С эстрадой Н.С. Надеждина познакомилась рано, уже в 1931 году выступала как танцовщица, а с середины 30-х годов начала ставить здесь свои номера.
В годы Великой Отечественной войны она в качестве балетмейстера в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта ставила танцы во фронтовых и агитбригадах и сама выезжала с ними в действующую армию. Большой успех у бойцов имела ее хореографическая композиция - плакат «Фрицы» (1941 год ).
В 1945 году Н.С. Надеждина стала художественным руководителем русского народного хора Калининской филармонии. Она собирала и изучала фольклор северных областей России. В это же время активно сотрудничала с МОСЭСТРАДОЙ и в 1947 году возглавила её балетное отделение.
Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках веточки берёзы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею для танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь. Первыми исполнительницами хоровода «Берёзка» стали молодые колхозницы Калининской области, участницы фестиваля сельских талантов. В июне 1948 года они в первый раз показали хоровод «Берёзка» на площадке летнего эстрадного театра “Эрмитаж”. „Надеждина создала свой самобытный стиль, самые яркие признаки которого, - тесная связь танцевальных образов с народной жизнью. Русский танец в ансамбле „Берёзка" вобрал в себя самое возвышенное и поэтическое из сокровищ народного творчества", - констатировала известная балерина народная артистка СССР Марина Семёнова на страницах газеты «Правда».
«Надеждина создала новый жанр сценического танца на народной основе и достигла совершенства в стиле, стиле, ею созданном», - писал бельгийский журналист Альберт Бюрне в газете «Ле Cyap».
«Надеждина, будучи большим знатоком народного русского фольклора, умела придавать хореографическому искусству новую оригинальную форму, которая сделала это искусство неповторимым и, в своём роде, единственным во всём мире», - утверждала бразильская «Диарио Кариока».
Сущность нового стиля, созданного в ансамбле «Берёзка», заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца.
Однако балетмейстер Н.С. Надеждина никогда не занималась обработкой конкретных фольклорных подлинников. Основой её творчества служил рождённый в народе художественный образ, независимо, где она его находила: в песне, частушке, поэтическом сравнении, в фигуре танца или в простой поговорке. В народном танцевальном творчестве мы знаем фигуры танца, образно называемые «Воротцами», «Цепочкой», «Топотухой».
В народной поэзии девушку сравнивают с лебёдушкой, берёзкой, молодую женщину называют «сударушкой». Н.С. Надеждина на основе этих образов создавала новые танцы, новые художественные произведения, вкладывала в них глубокий этический, а порой и философский смысл. Так возникли непревзойдённые произведения лирической поэзии - хороводы: «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка, «Весенний хоровод», «Прялица», «Северное сияние» и многие другие танцы, вошедшие в золотой фонд советской хореографии. Такой подход к фольклору давал возможность Н.С. Надеждиной как хореографу бесконечно пополнять, обогащать сокровищницу русского народного танца.
Творческий путь Надежды Сергеевны Надеждиной был связан с непрерывным поиском и экспериментом. Никогда не изменяя своим художническим принципам, стилю и своеобразию творческого лица ансамбля, она всё время стремилась расширить границы репертуара, обращаясь в своих сочинениях к новым формам, новым жанрам. Программа ансамбля пополнялась такими композициями, как «Северный хоровод», «Цветы полевые», «Праздничная плясовая», «Северяночка», «Русский фарфор» (триптих). Два последних танца в чем-то были экспериментальными для самой Н.С. Надеждиной, однако, они внесли в программу ансамбля новую струю, раскрыли совсем неожиданную сторону дарования исполнителей. Цикл «Времена года» - Надеждинское завещание наследникам, артистам “Берёзки”. На создание этого цикла ушло много лет и душевных сил. Надежда Сергеевна не успела собрать и показать свой выдающийся опус в одной программе. В дальнейшем это сделала её воспитанница и преемница на посту Художественного руководителя ансамбля Народная артистка СССР Мира Кольцова.
«Времена года» - бесспорно лучшая программа ансамбля «Берёзка» и самое оригинальное творение, в котором воплотилась мечта Надежды Надеждиной об истинно народном сценическом произведении.
В подразделении, руководимом Надеждой Сергеевной Надеждиной, преобладали артисты балета, но были и музыканты: пианисты-концертмейстеры, аккомпанирующие на концертах баянисты, занятые в фольклорных номерах, в том числе и танцующие.
Верными соратниками Надежды Сергеевны Надеждиной на протяжении долгого времени были любимица нескольких поколений «берёзок» замечательный режиссёр-репетитор Мария Львовна Клементьева и художник по костюмам - заслуженный деятель искусств РСФСР Любовь Николаевна Силич.
Н.С. Надеждина привлекла к работе в ансамбле лучших композиторов Е.Д. Кузнецова, В.Г. Корнева, В.И. Темнова, Г.П. Львова и дирижёров А.С. Ильина и А.Г. Рыжкина.
«Хореография мадам Надеждиной - шедевр вкуса и выдумки, мне не часто случалось видеть такие прекрасные вещи в балете, но лучше - никогда» - утверждал известный французский критик Морис Тасар.
Критик парижской газеты «Нувель Литерер» свою рецензию о творчестве «Берёзка» закончил так: «Надежда Надеждина - это имя хореографа, которое надо запомнить: она, бесспорно, один из самых одарённых хореографов нашей эпохи"».
Она с невиданным энтузиазмом руководила своим прославленным детищем вплоть до последних дней жизни, более 30 лет. Надежды Сергеевны Надеждиной не стало в 1979 году.
«Чтобы танец наших отцов и дедов полюбился сегодняшнему человеку, много знающему и много повидавшему на сцене и на эстраде, пляска должна быть не на старославянском языке, а на самом что ни есть - современном русском».
«Я всегда повторяю своим девушкам, - что три условия необходимы для того, чтобы быть настоящим артистом: нужно любить свою страну, нужно любить искусство и нужно уметь увидеть глазами поэта жизнь того народа, искусство которого ты преподносишь публике», - Надежда Сергеевна Надеждина.
Награды и премии:
•Герой Социалистического Труда (1978 год)
•Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955 год)
•Народная артистка РСФСР (1959 год)
•Народная артистка СССР (1966 год)
•Сталинская премия третьей степени (1950 год) — за концертно-исполнительскую деятельность
•Орден Ленина (1978 год)
•Золотая медаль Мира имени Ф.Жолио-Кюри (1959 год, Всемирный совет мира)
Хоровод «Цепочка» (1958г.)
Постановщик: Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка СССР – Надеждина Н.С.
Композитор: Е. Кузнецов
Художник по костюмам: Л. Силич
Одним из непревзойдённых произведений ансамбля «Березка» является хоровод «Цепочка», поставленный Надеждой Надеждиной в 1958 году.
Идею этого хоровода Надежда Сергеевна взяла из сибирских танцев, где танцующие ходят друг за другом, держась за руки. Она увидела в этой цепочке глубокий смысл и, развив драматургически эту основу, создала новый танец «Цепочка», в котором заложена глубокая философская мысль, и тонко сплетены внутренняя и внешняя линии.
В «Цепочке» сочетаются внешняя сдержанность и внутренняя страсть, гордость и скромность, величие и простота.
В узоре различных перестроений и разнообразных положений рук раскрывается образ танца. Одна фигура сменяет другую, и кажется, будто кто-то любуется цепочкой, выгибая её в разные стороны, складывая и растягивая её так сильно, словно пробуя на разрыв. Таково зрительное восприятие танца. Но звенья цепи – живые. И тут появляется символика, становится ясным её подтекст, повествующий о силе человеческого единства, о трудных судьбах и о светлых моментах жизненного пути.
Раскрытию этого образа помогают музыкальные всплески и затишья, световые решения и, конечно, костюм.
На девушках длинные бархатные платья синего цвета, подол которых украшен большим серебряным узором. Он, как и рукава серебряного цвета, напоминает колечки цепи, лежащей в синем бархатном футляре.
Философская мысль, задуманная Надеждиной, обретает своё логическое завершение и в финале танца: на мгновение разорвав звенья цепи, девушки вновь подают друг другу руки и плавно исчезают в кулисе, оставляя взгляд надежды...