Файл: Тула Издво тгпу им. Л. Н. Толстого, 1996. 138 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

105 9. Ермаков В.А. Дифференцированное физическое воспитание.
Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1996. 138 с.
Леонтьева Мария Сергеевна, канд. пед. наук, доц, доцент, leontyeva72@mail.ru,
Россия, г. Тула, Тульский государственный университет
METHODOLOGY OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING WORK WITH
CHILDREN-ORPHANS
M.S. Leontyeva
Disclosed the principles of the individually-differentiated programs of physical
education of children-orphans. We consider the stages of adaptation of pupils of children's
homes and disclosed objectives of physical education at each of these stages.
Key words: physical culture, children-orphans, individualization, nature conformity,
social adaptation.
Leontyeva Maria Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,
Russia, Tula, Tula state university
Получено 08.02.2013 г.
УДК 796.011.1
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
А.Н. Лотарев
Показана роль физической культуры в процессе подготовки специалистов,
универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро
адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополняющих свои знания,
ориентирующихся в возрастающем потоке научной и общественной информации.
Ключевые слова: физическая культура, учебный процесс, физическое
воспитание, учебно-трудовая активность.
Студенчество – это большая часть молодого поколения страны.
Поэтому укрепление здоровья, повышение работоспособности, а значит успешность их обучения и, как следствие этого, развитие и усиление в будущем интеллектуального потенциала страны несомненно зависит от правильного решения проблемы укрепления здоровья студентов за годы их обучения в вузе.
Студенческий возраст – это не только период роста и развития организма человека, но и период приобретения человеком различных знаний и обучения его необходимым умениям и навыкам. Вместе с тем

106 юношеские годы – это период укрепления здоровья и возмужания человека, приумножения его сил, приобретения им физического потенциала, необходимого для долголетней творческой деятельности.
Деятельность высших учебных заведений страны направлена на подготовку наиболее квалифицированных кадров в сфере науки, культуры и хозяйственной практики. Эффективность данной подготовки во многом определяет динамику развития производства и общества. Высшей школе принадлежит и роль одного из основных звеньев в системе образования, поскольку она пополняет кадрами практически все учебные заведения и тем самым в значительной мере определяет интеллектуальный потенциал общества [2].
В наши дни выпускники вузов работают в быстро изменяющихся условиях. Поэтому необходимо создать предпосылки для подготовки специалистов, которые были бы глубоко образованными, творчески мыслящими, умеющими быстро адаптироваться.
В организации учебного процесса необходимо рационально использовать бюджет времени преподавателей и студентов с целью обоснованного нормирования учебной работы и разработки критериев, позволяющих оценить ход учебного процесса. Это важно для решения вопросов, связанных с самостоятельной работой студентов, в процессе которой формируются важные качества, знания и навыки современного специалиста – способность к творческому изучению инноваций в науке и технике, критичность ума, умение принимать правильные решения.
Учебный процесс в вузе в значительной мере отличается от того, к которому привыкли учащиеся в школе. В вузе практически нет ежедневных заданий и повседневного контроля их выполнения. Поэтому студенты имеют большую свободу в ведении самостоятельной работы, что создает определенные сложности при адаптации первокурсников к вузовскому процессу обучения. Это подтверждают научные данные, характеризующие основные причины трудностей у студентов первого курса при переходе на вузовские формы обучения: организация самостоятельного обучения – 31,0 %, изменение контроля за успеваемостью – 23,8 %, изменение экзаменационной системы – 16,4 %, переход на лекционные формы обучения – 14,3 %, необходимость конспектирования лекций – 7,6 %, сложность практических и лабораторных занятий – 6,9 %. Как видно, основной трудностью является необходимость организовать самостоятельную учебу. Этот фактор усугубляется еще и тем, что свыше 50 % студентов проживают в общежитиях, где они самостоятельно распоряжаются своим временем [1].
Самостоятельные занятия являются подвижным элементом в системе четко регламентированного расписанием учебного времени.
Поэтому постоянный и ритмичный характер их выполнения во многом определяет успешность освоения учебной программы.


107
Продолжительность выполнения самостоятельных заданий определяется их трудоемкостью, спецификой обучения на различных факультетах вуза. Но, как правило, у первокурсников наблюдаются более высокие затраты времени на учебную работу, что, на наш взгляд, объективно отражает процесс адаптации к формам и методам обучения в вузе. Так, в среднем, у студентов на первом курсе они составляют 11 часов, на втором курсе – 8,9 часа, на третьем курсе – 8,5 часа в день.
Значительная часть студентов, особенно первокурсников, не умея правильно планировать свой бюджет времени, занимаются самостоятельной подготовкой даже по выходным дням по 2–4 часа [1].
Большое значение в бюджете времени студентов имеет свободное время, которое, в среднем, составляет 1,7–2,8 часа в день. Важно рационально использовать это время для гармоничного развития духовных и физических качеств.
Каждый семестр в вузе завершается экзаменационной сессией, в процессе которой проверяется качество усвоения учебных дисциплин. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8–9 часов в день интенсивность умственного труда студентов возрастает на 85–100 % по отношению к периоду обычных занятий, то есть в этот период происходит резкое изменение режима деятельности, типичного для повседневного учебного периода, к которому необходимо быстро адаптироваться.
После экзаменационной сессии для восстановления психического и физического потенциала студентов предусматривается каникулярное время. Специалистами выявлено, что лучшей формой восстановления затраченных сил являются активные занятия оздоровительно-рекреативной физической культурой, различными видами спорта, которые позволяют переключаться с умственной деятельности преимущественно на физическую.
Однако процессы восстановления у многих студентов протекают неполноценно по разным причинам, в том числе и из-за недостаточного использования средств физической культуры.
Анализ научных данных, полученных за последние два-три десятилетия, свидетельствует, что дефицит движений в учебном процессе студентов на фоне напряженной умственной работы часто приводит к рассогласованию в системе иммунитета, снижению устойчивости к неблагоприятному влиянию окружающей и внутренней среды, условий жизни и деятельности, результатом чего является падение психофизического тонуса, нервно-эмоциональный стресс, возникновение болезней.
В настоящее время заболеваемость среди студентов за годы обучения весьма значительная. Не менее 40 % выпускников заканчивают вуз с ослабленным здоровьем.


108
Резюмируя изложенное выше, можно констатировать, что учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе не выполняют своей оздоровительной и физически развивающей организм задачи. И это, в основном, происходит из-за отсутствия конкретной избирательной направленности процесса физического воспитания студенческой молодежи, через который наиболее полно должна осуществлять свои специфические функции физическая культура.
Важно отметить, что современные представления о физической культуре личности не ограничиваются только понятиями здоровья, развития физических качеств и двигательных способностей. Важнейшее условие формирования физической культуры у студентов должно быть связано с накоплением запаса знаний о специфике биологических особенностей жизнедеятельности человека в современном обществе, воспитанием осознанной и устойчивой потребности у каждого студента заботиться о своем здоровье самостоятельно, понимания необходимости систематических занятий физическими упражнениями с использованием наиболее оздоровительно эффективных методов, форм, объемов и интенсивности, соответствующих индивидуальному уровню физической подготовленности и функциональных резервов организма.
Таким образом, формирование социально активной личности будущего специалиста в вузе протекает в условиях постоянной интенсификации учебного процесса, активизации самостоятельной работы студентов, воспитания у них навыков организаторской и исследовательской деятельности. Все это требует не только постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса, но и создания условий для сохранения и укрепления здоровья студентов в целях обеспечения творческого долголетия будущих специалистов.
В комплексе мер, обеспечивающих решение данной задачи, важное место принадлежит физической культуре. Ее всестороннее воздействие на личность обусловливает необходимость широко использовать разнообразные средства и формы физической культуры в воспитании и обучении студенческой молодежи.
Физическая культура в законодательстве Российской Федерации рассматривается как одно из средств физического воспитания личности, приобретения знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физического совершенствования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья. [4].
В требованиях примерной программы дисциплины «Физическая культура» к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение, указано:
– понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
– знать основы физической культуры и здорового образа жизни;


109
– владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
– прибрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей [3].
Учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее выделяется самое большое количество учебных часов (400 час.). Кроме того, выделяются дополнительные часы для занятий по выбору студентов в спортивных секциях во внеучебное время. В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее одного-двух раз в неделю в течение четырех лет обучения.
Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, социальным
«заказом» общества на подготовку высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное хорошее психофизическое развитие личности, что повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно осуществлять деятельность в обычных и экстремальных условиях.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, где она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации природных способностей студентов.
Задачи физического воспитания в высшей школе многогранны и оказывают существенное влияние на сферу воспитания, учебно- познавательную и будущую профессиональную деятельность студентов.
Его влияние отражается на общекультурном развитии студентов, поведении, способах и формах проведения досуга, интересах, культурных потребностях, внутреннем и внешнем облике. Физическое воспитание, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья, оказывает влияние на рост учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Усвоение для будущей профессиональной деятельности необходимых знаний, умений и навыков из области физической культуры расширяет научно- образовательный потенциал будущих специалистов, помогает творческой и эффективной производственной деятельности, совершенствованию в ней, обеспечивает длительное сохранение трудоспособности.


110
Одной из важных социально значимых задач физического воспитания в процессе обучения является обеспечение высокой работоспособности и учебно-трудовой активности студентов, так как она во многом определяет эффективность учебно-познавательной деятельности.
Большие воспитательные и образовательные возможности физического воспитания не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован педагогический процесс.
Поэтому перед специалистами физического воспитания стоит важная научно-педагогическая проблема – определить систему средств, форм и методов использования разнообразных физических упражнений оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера в учебное и внеучебное время, с помощью которой можно обеспечить оптимальные условия выполнения студентами своих учебно-трудовых обязанностей, а также достижение физического совершенства.
Основой использования средств и методов физического воспитания должна явиться их общая оздоровительная направленность и положительный характер воздействия на умственную работоспособность и психофизические способности студентов согласно требованиям программы по учебной дисциплине «Физическая культура».
Таким образом, физическая культура – очень важная учебная дисциплина, систематизирующая приобретение жизненно необходимых качеств, способностей, знаний, умений и навыков. Ее значимость существенно возросла в связи с получением статуса гуманитарной составляющей высшего образования. Физическая культура – учебная дисциплина, которая обучает студентов сохранять и укреплять свое здоровье, повышать физическую подготовленность, совершенствовать психофизические способности, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Грязева Е.Д., Егоров В.Н., Лотарев А.Н. Базовый курс теоретической подготовки студентов по физической культуре: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 192 с.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2008. 366 с.
3. Примерная программа дисциплины физическая культура /
Министерство образования Российской Федерации, 2000. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/hf.02.htm (дата обращения: 12.02.2013)
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации». URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?
1646176 / сайт Президента России (дата обращения: 11.02.2013)