ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
© Национальный исследовательский Нижегородский государственный
Тема 1. Решение в системе управления
Сущность управленческого решения
Типология управленческих решений
Тема 2. Уровни и формы принятия управленческих
Экономическая, организационная и правовая сущность управленческих решений
Тема 3. Методологические аспекты разработки управленческих решений
Системный подход к разработке управленческих решений (РУР)
Тема 4. Технологии разработки и реализации управленческого решения1
Этап разработки управленческих решений
Тема 5. Моделирование как метод принятия решений
Тема 6. Целеполагание при выборе УР
Тема 7. Методы прогнозирования и их роль в
Тема 8. Экспертные оценки в процессе принятия
Тема 9. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска
Тема 10. Методы оптимизации управленческих
Метод последовательных сравнений (метод сортировки)
Тема 11. Анализ проблемной ситуации в процессе РУР
Проблемная ситуация: сущность и роль
Тема 12. Разработка управленческих решений в
Стратегические и тактические решения: их содержание и особенности
Тема 13. Особенности принятия решений в системе государственного и муниципального управления (ГМУ)1
Порядок разработки и принятия политического решения
Тема 14. Контроль и реализация управленческих
Тема 15. Эффективность управленческих решений
Социальная ответственность организации перед обществом
Экзаменационные вопросы по курсу “Разработка управленческого решения”
Задание к контрольной работе по РУР (для студентов заочной формы обучения)
Порядок разработки и принятия политического решения
Процедура подготовки проекта политического решения сводится к ряду последовательных действий (рис.13.1).
Рис. 13.1. Порядок разработки и принятия политического решения1
Высшее должностное лицо, глава муниципального образования или депутат (группа депутатов) готовят проект политического решения, затем этот проект решения поступает на рассмотрение в юридические и иные инстанции для согласования с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами РФ и международного сообщества. После прохождения юридической и иной экспертиз проект поступает на рассмотрение должностного лица или органа власти, готовящего данный проект решения, последняя стадия – это непосредственное принятие решения.
При этом необязательно, что любой проект, прошедший экспертизу и все инстанции согласования, будет принят и введен в действие. На практике до 90%готовящихся проектов не принимаются высшими должностными лицами и главами муниципальных образований. Причины могут быть разные, например, изменившаяся политическая ситуация или значительно преобразованные проект по сравнению с первоначальным и т.д.
1 Истомин Е.П., Соколов А.Г. Управленческие решения. – СПб.: ООО “Андреевский издательский дом”, 2005. – С. 69.
-
Подготовка и принятие технических решений
Принятие технических решений, как правило, сводится к следующей процедуре:
-
проект решения готовится в одном из органов исполнительной власти по своему профилю (отрасли); -
подготовленный проект поступает на юридическую и иную экспертизу; -
после прохождения экспертизы проект решения поступает в отраслевые и территориальные органы исполнительной власти для согласования; -
после прохождения процедуры согласования проект поступает на подпись должностного лица, имеющего право принятия такого решения; -
после подписания решение поступает в регистрирующий орган, и после регистрации оно вступает в силу.
В некоторых странах РФ созданы коллегиальные органы исполнительной власти – Правительство субъекта Федерации, которое, как и Правительство РФ, может принимать коллегиальные и технические решения.
Разработка и принятие коллегиальных решений имеет свою специфику, которая используется не только в органах государственной и муниципальной власти, а также в общественных, политических и других организациях.
Ответственным за разработку коллегиальных решений, в отличие от авторитарного, является не должностное лицо, а орган или политическое лицо, которое имеет право внесения проекта решения на рассмотрение коллегиального органа. Так, Президент РФ, депутат Федерального собрания РФ, Группа депутатов Федерального собрания РФ, Законодательного органа субъекта РФ, Глава администрации субъекта РФ, Правительство РФ и другие имеют право разрабатывать проекты законов РФ, т.е. готовить проекты политических решений. Право принятия таких решений (законов) принадлежит Федеральному собранию РФ (Государственной Думе РФ и Совету Федераций в части их компетенций).
Принятие коллегиальных решений осуществляется тем органом, который в силу своей компетенции имеет право на такое действие. Так, принятие Законов относится к компетенции Федерального собрания РФ или субъектов РФ, Постановление принимает Правительство РФ или субъектов РФ и т.д. Как правило, коллегиальные решения принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании. В то же время должно присутствовать, как правило, более половины от числа, установленного для данного органа. Есть вопросы, по которым принимается решение квалифицированным большинством, не половиной плюс один голос, а 2/3 голосов, либо от числа присутствующих, либо числа, установленного для данного органа.
Процедуры принятия коллегиальных решений прописываются в соответствующих регламентах данных органов власти, если таковое не прописано в Конституции РФ, Законах РФ и Законах субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах.
-
Распорядительный документ как форма разработки управленческого решения в системе ГМУ
УР в органах государственной власти разрабатываются, как правило, в виде распорядительных документов – постановлений, распоряжений, приказов.
Подготовка распорядительных документов организуется:
-
во исполнение или в соответствии с распорядительными документами вышестоящих органов государственной власти; -
в соответствии с планом работы администрации; -
по инициативе руководителей администрации, ее отделов и управлений, предприятий и организаций, нижестоящих администраций; -
по предложениям органов общественно-территориального управления, общественных организаций.
Распорядительные документы, принимаемые органом управления, не должны подменять руководство нижестоящих органов управления, содержать неоправданные ограничения, сковывающие их инициативу.
В проект распорядительного документа должны включаться предписания по тем вопросам, которые соответствуют компетенции органа управления. Включение в проект предписаний по вопросам, которые вправе решать нижестоящие органы, не допускается.
Подготавливаемый проект распорядительного документа должен соответствовать действующему законодательству, распорядительным документам вышестоящих органов государственной власти, а также ранее принятым распорядительным документам органа управления, если проект не предусматривает их отмену или изменение.
Если при подготовке проекта распорядительного документа предусматривается внесение существенных изменений в ранее принятые (действующие) распорядительные документы или по одному или тому же вопросу имеется несколько распорядительных документов, рекомендуется подготовить новый документ, объединяющий все решения по данной проблеме. В проект документа включаются новые, а также ранее принятые распорядительные предписания, которые должны сохранить свою силу.
В распорядительных документах администрации не должно содержаться инструктивных и методических материалов, технических условий, прейскурантов, предписаний по выполнению функций организаций и обязанностей работников. При необходимости решения подобных вопросов распорядительными документами должны утверждать соответствующие инструкции, методики, технические условия, положения и
т.д.
При подготовке подобных материалов следует руководствоваться специальными правилами, установленными в соответствии с действующим законодательством.
При подготовке проекта распорядительного документа, во исполнение документов вышестоящих органов государственной власти или по инициативе руководства органа управления соответствующим руководителем определяется круг должностных лиц, на которых возлагается ответственность за его подготовку, и организаций, привлекаемых к этой работе, а также сроки подготовки проекта распорядительного документа.
Для подготовки наиболее важных и сложных проектов распорядительных документов рекомендуется создание специальной комиссии из работников органа управления, его отделов и управлений, нижестоящих органов управления. К работе комиссий в случае необходимости могут привлекаться ученые, квалифицированные специалисты из числа практических работников.
При составлении проекта распорядительного документа главное внимание должно обращаться на конкретность и реалистичность предписаний документа, четкое определение исполнителей, наличие ресурсов и обоснованных сроков исполнения.
Тема 14. Контроль и реализация управленческих
решений
-
Организация выполнения УР -
Механизм реализации УР -
Контроль выполнения УР -
Контролинг УР
-
Организация выполнения УР
Практика свидетельствует, что одним из самых сложных и трудоемких этапов в процессе разработки и реализации УР является этап организации их выполнения.
Организация выполнения УР – это комплекс работ по их эффективному внедрению. Процесс реализации и разработки УР можно изобразить в виде таблицы:
Последовательность и характер операций | Исполнитель |
Постановка задачи | Вышестоящий руководитель (орган управления), специалисты |
Уяснение задачи | Нижестоящий руководитель |
Сбор и обработка информации, изучение и оценка ситуации | Руководитель, специалисты |
Выработка вариантов решений | Специалисты |
Анализ, обсуждение и оценка вариантов решения | Руководитель, специалисты |
Формулировка решения | Руководитель |
Документальное оформление решения | Технические исполнители |
Фиксация решения (подписание документов) | Руководители или уполномоченные лица |
Доведение заданий до исполнителей | Руководители или уполномоченные лица |
Формирование и реализация организационного плана | Все работники аппарата управления |
Организация контроля | Руководители или уполномоченное лицо |
-
Механизм реализации УР1
Процедура реализации УР можно представить также в виде следующего алгоритма: